статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической компетентности

младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС НОО

 «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»

К.Г. Паустовский

Глобальная проблема современности на сегодня это усугубление экологического кризиса, который ведет к угрозе жизни всему живому, поэтому появилась необходимость создания среды для формирования экологической культуры населения.  В здоровой среде обитания нуждаются все, именно поэтому вопросы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры выходят на первый план.

Государственной политикой в области экологического развитияопределены основные направления до 2030 года, при этом основным механизмом решения данного вопроса является направленность процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, а также включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Однако, чтобы активно участвовать в охране окружающей среды, бережно относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы недостаточно иметь только запас экологических знаний и навыков, кроме этого необходимо иметь неравнодушный взгляд на сложившуюся ситуацию.  

Соответственно в современной педагогической действительности существует объективная проблема: отсутствие подхода к переводу экологических знаний и навыков в экологическое мировоззрение, то есть такое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным для каждой личности.

В Концепции непрерывного экологического просвещения на территории г. Санкт-Петербурга сказано о необходимости экологического просвещения, в свою очередь, экологическое просвещение определено как инструмент культурного возрождения человека и переосмысления представлений людей о себе и об окружающем мире. За последнее время в г. Санкт-Петербурге существенно улучшилось качество атмосферного воздуха благодаря проведенной работе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности с предприятиями города. Однако остается противоречие между недостаточным уровнем экологической культуры общества и необходимостью экологического просвещения школьников.

Одним из основных принципов экологического образования является принцип непрерывности, то есть взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад - школа – вуз.

Младший школьный возраст играет важную роль в системе экологического просвещения, потому что дети в этом возрасте наиболее любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости.

Во ФГОС НОО цель экологического образования обозначена как формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  Таким образом, экологическое образование является необходимым условием для формирования  положительного отношения младших школьников к миру экологии, но в школьной системе предмет «экология» не является обязательным федеральным компонентом для преподавания.

Наилучшего результата экологического воспитания можно достичь при сочетании урочной и внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Кроме того проектно-исследовательская деятельность и использование информационных компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО повышает уровень экологического просвещения.

Рассмотрим систему работы по формированию экологической компетентности младших школьников  на примере 1 класса.

Работа с родителями

Дата проведения

Содержание работы

Продукт деятельности

Участники

Сентябрь

Анкетирование родителей «Экологическая культура младшего школьника»

Результаты анкетирования

Родители, учитель

Родительское собрание «Здоровая планета»

Конспект родительского собрания. Памятка для родителей об основах формирования экологической культур их детей

Родители, учитель

Октябрь

Консультация и рекомендации «Природа в вашей жизни»

Консультативные рекомендации

Родители, учитель

Ноябрь

Совместный проект «В мире комнатных растений»

Фотоальбом комнатных растений, книжки-малышки, книжки-раскладушки, презентации проектов

Родители, дети, учитель

Декабрь

Статья с советами «Птицы в жизни людей». Изготовление кормушек.

Буклет, кормушки для птиц, фотоотчет

Родители, дети, учитель

Совместное виртуальное путешествие «Путешествие в мир природы. Зеленая красавица»

Диск «Копилка идей» с виртуальным путешествием, конспект виртуального путешествия, фотоотчет

Проект «Птичья столовая»

Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Январь

Консультация и рекомендации «Правила безопасного поведения в природе»

Консультативные рекомендации

Родители, учитель

Проект «Птичья столовая»

Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Февраль

Совместное исследование «Роль растения в жизни человека»

Газета с фотографиями

Родители, дети, учитель

Проект «Птичья столовая»

Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Март

Выставка семейного творчества «Это поможет природе!»

Плакаты, фотографии, рисунки, буклеты

Родители, дети, учитель

Апрель

Родительское собрание «В согласии с природой – в согласии с собой»

Конспект родительского собрания

Родители, учитель

Май

Праздник «В мире экологии»

Творческий отчет

Родители, дети, учитель

Работа с учащимися

Дата проведения

Содержание работы

Продукт деятельности

Участники

Сентябрь

Анкетирование детей «Экологическая культура младшего школьника» Анкетирование учащихся происходит во внеурочное время.

Результаты анкетирования

Дети, учитель

Игра-путешествие «Окружающий мир-мир природы» (просмотр анимационного фильма). Проведение игры-путешествия происходит во внеурочное время.

Конспект мероприятия, фотоотчет

Октябрь

Урок «Что растет на подоконнике?» (виртуальное путешествие)

Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам

Дети, учитель

Урок «Что растет на клумбе?» (урок-презентация)

Экскурсия - исследование «Какие тайны скрывает Осень?»

Конспект экскурсии-исследования, видеоролик

Ноябрь

Урок «Как живут животные?» (интерактивная игра)

Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам

Дети, учитель

Урок «Как живут растения?» (просмотр учебного фильма)

Совместный проект «В мире комнатных растений». Реализация проекта происходит во внеурочное время.

Фотоальбом комнатных растений, книжки-малышки, книжки-раскладушки, презентации проектов

Дети, родители, учитель

Декабрь

Как зимой помочь птицам? Изготовление кормушек.

Дети совместно с родителями изготавливают кормушки во внеурочное время.

Кормушки для птиц, фотоотчет

Родители, дети, учитель

Совместное виртуальное путешествие «Путешествие в мир природы. Зеленая красавица».

Виртуальное путешествие проводится во время внеурочной деятельности.

Диск «Копилка идей» с виртуальным путешествием, конспект виртуального путешествия, фотоотчет

Проект «Птичья столовая»

Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Январь

Урок – проект «Откуда берется и куда девается мусор?» (мини-проекты)

Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам, презентация мини-проектов, исследовательская работа детей

Дети, учитель

Урок - исследование «Откуда в снежках грязь?»

Проект «Птичья столовая»

Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Родители, дети, учитель

Февраль

«По страницам Красной книги Санкт-Петербурга. Растения» (путешествие)

Конспект путешествия, диск «Копилка идей» с презентацией

Дети, учитель

Совместное исследование «Роль растения в жизни человека»

Газета с фотографиями,

дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц

Родители, дети, учитель

Проект «Птичья столовая»

Март

Выставка семейного творчества «Это поможет природе!»

Плакаты, фотографии, рисунки, буклеты

Родители, дети, учитель

Урок-исследование «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Исследовательские работы детей, конспект урока-исследования, диск «Копилка идей» с презентацией к уроку

Апрель

«По страницам Красной книги Санкт-Петербурга. Животные» (путешествие)

Конспект путешествия, диск «Копилка идей» с презентацией

Дети, учитель

Проект «Мои домашние питомцы»

Фотоальбом «Мои домашние животные», выставка детских рисунков, видеофильм

Дети, учитель

Май

Викторина «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Конспект викторины, фотоотчет, диск «Копилка идей» с презентацией к викторине

Дети, учитель

Праздник «В мире экологии»

Творческий отчет

Дети, родители, учитель

Анкетирование детей «Экологическая культура младшего школьника»

Результаты анкетирования

Дети, учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...