Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
классный час (2 класс) по теме

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx562.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса на тему: Дружба

Описание материала:  тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС»
Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)
Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь
Материалы и оборудование:
Для каждого из детей:
- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш
- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_9394caf0d8e275cb1df9cc8c11abd7ed.jpg.jpg


- Диплом лучшего друга (купить или распечатать)
Для каждой группы:
- Конверт с пословицами в виде PUZZLE 
- Листы А3 с изображением детей

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_25f2d1daf0d38b4e0883b840374abaa6.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_5494cd7863d41874f70235a6c1bd6741.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_893da28c0c0690906c3f9f1d7f4690a1.jpg.jpg


- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_05854e5341d7ad80b7a2dc5db6d89b44.png.jpg


Для учителя:
- Проектор
- Конспект

- презентация
- Викторина
- Карточки - подсказки для вывешивания на доску
- Видео физ. минутка музыкальная
- Видео отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» 
- Мяч мягкий для игры
- Смайлики – наклейки для оценки
Предварительная работа: 
- оформить выставку рисунков: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», , «Золотой ключик или приключения Буратино» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях
- перед проведением классного часа разделить класс на три группы и удобно поставить для работы парты и стулья
- проверить техническое оборудование
- подготовить места для гостей

Ход мероприятия:

Учитель:

- А сейчас посмотрите фрагмент мультфильма "Крокодил Гена и его друзья".

- Что вы увидели? (Крокодил Гена жил один, ему не с кем было играть)
- Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно)
- Зачем? (решил найти друзей)

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?(о дружбе)

- Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_c6e28f0f51417447a8cc726b462bb844.jpg.jpg (слайд №     )

Ученик:

Землю обогнули тоненькие нити.

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил человек!

Ученик:

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_5233ec4479f777a5dbccdb40c658b5d2.jpg.jpg (слайд №     )

- А как выдумаете, что такое дружба?( варианты детей)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_7795bbea001aa0542e24d6c00542f773.jpg.jpg (слайд №     )


Учитель:

- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько. 

Учитель: (слайд №     )

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение -  "Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности общности интересов".

Ученик:

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть и спрашивать смешно.

Ну, а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Ученик:

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

-Ребята, как вы думаете, можно ли обойтись без друзей? (нет)
-  Понятие "Дружба" появилось очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах.

 - На ваших  партах лежат конверты. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE». Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

1 группа:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег)
  • Крепкую дружбу и водой не разольешь. (Настоящих друзей не разлучишь, не помешаешь такой дружбе)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_830571b4bf6a6691b44b09f92900d72b.jpg.jpg

2 группа:

  • Нет друга ищи, а нашел береги. (Мало найти хорошего друга. Очень важно суметь сохранить эту дружбу)
  • Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. (Для друга ни чего не жалко)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_b247d737cb9f7b142297eba0cde4939a.jpg.jpg

3 группа:

  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.( Настоящая дружба  - это крепкая, сильная. Но если ей пренебрегать, ссориться всегда и не ценить своего друга, то дружба "разобьётся", и почти невозможно будет восстановить те крепкие дружеские отношения)
  • Без друга в жизни туго. (Друг выслушает и поддержит, поможет советом.)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_59118c2870860d4d330cf3189fcaff7e.jpg.jpg


Учитель:

- О чем все эти пословицы? (о дружбе)
- А с кем можно дружить?
(с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.

Викторина:

1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)


2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?
 (Слонёнок)

3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)

4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

Учитель:

- Ребята, поднимите руку, у кого есть друг или подруга? 

- Хорошо, я не сомневалась, что у вас есть друзья!
-Какими качествами должен обладать ваш друг?
Работа в группах: Учитель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные учителем карты Аз.
Все полученные работы вывешиваем на доску:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_3dee0e7b01370648876bacf350e28cb9.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_9d6a0d89368e2931b83a773fe23a8a6b.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_5b7a489a561c0296bc4c452d55e25939.jpg.jpg


- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили) 
- На что мы обратили внимание?
(качества каждой команды повторяются). 
- Почему? 
- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?

Работа в группе:
(слайд №   )

 Учитель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

  • Легче друга потерять, чем найти. (Друг - это человек, который тебя понимает; вместе с тобой и в беде и в радости. А такого человека найти трудно. А вот потерять друга можно легко. Из - за неумения прощать например)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_97b9637e4713c56d8fe3ece594727a3d.jpg.jpg


- Как вы думаете, что означает эта пословица? 
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? 
- Как его можно потерять, это же не вещь!?
(ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним) 
- А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
- Что это могут быть за правила?

  • Уважай  друга
  • Помогай другу в беде
  • Умей уступать своему другу
  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.                  
  • Будь вежливым
  • Быть честным
  • Быть внимательным
  • Не жадничай

Цветок "Дружбы"
- Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)
- Кто герой этого произведения?
- Что за необычный подарок получила девочка?
- Что за желания она загадывала?
- Какое было последним? Зачем ей это было нужно?
(дружить с Витей, который был болен)
- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить?
(доброта)
- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать?
(быть добрым)
- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_ff3b1e0a6496556473e2f2a8ccf3632e.jpg.jpg


- Какое название мы дадим ему?
(Цветок «Дружбы»)
- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия? 
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать другом?
- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?

Песня "Если с другом вышел в путь"
- С каким чувством и настроением мы подошли к концу? Выберите свой смайлик .

- Хочется вспомнить слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота

Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!

Танец "Дружба".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...