«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
статья (3 класс)

Степанова Елена Александровна

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме.

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyat-st.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

(Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятельность)

Подготовила:

учитель высшей квалификационной

 категории: Степанова Е.А.

2016 - 2017  уч. г.

Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятельность

Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества.

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме.

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Кроме того, в процессе игровой деятельности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Как характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой можно выделить три основных компонента:1).когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); 2). мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку, проявления доброты, заботы, милосердия;3).деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия.

К когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:

- знание основных этических норм общения и поведения в обществе;

- знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:

- умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха/неуспеха;

- способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

- умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:

- умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;

- умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;

- умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение находить правильный способ разрешения конфликта;

- умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

С целью формирования социальных компетенций младших школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности необходимо использовать игровые технологии.

Систематическое целенаправленное включение дидактических игр в учебную деятельность способствует закреплению определённых знаний, умений и навыков, повышению интереса к учебным дисциплинам, развитию активности, внимания, логического мышления и воображения. Ценность игровых технологий для учащихся заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Например: игра «С какого дерева листок?» - на доске картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т.д.); - дети получают листочки и определяют с какого они дерева.

Игра «Следопыт»- ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу.

Игра на развитие восприятия «Выложи сам»- детям показывают картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур; необходимо выложить из них данное изображение.

Игра на развитие изображения – ученикам раздаются шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы (часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.).

Игра на развитие мышления – «Кто больше?» - дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук (или букву).

Игра «Найди слово в слове» - ученики составляют слова из букв данного учителем слова.

Игры на формирование навыков самоконтроля и самооценки – в течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые – ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе.

При организации и проведении игр необходимо придерживаться следующих требований: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.

Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок. Подведение результатов итогов игры должно быть справедливым и чётким.

Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми.

От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.

Список литературы

  1. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе, 1995. № 3. — С.37-48.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
  3. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. – СПб.: РГПУ, 2003. – С. 18 - 24.
  4. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.
  5. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. – 2011. - № 1. – С. 72-82; № 2. – С. 86-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

       Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся ...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...