Главные вкладки

    "Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
    методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Васина Наталья Сергеевна

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_uud.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Фомирование универсальных учебных действий

    в процессе обучения младших школьников»»

    Программа формирования универсальных учебных действий  начального общего образования способствует: 

    1. Достижению планируемых результатов.
    2. Выявлению и развитию способностей  обучающихся.

    Программа  направлена:

    1. На обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта
    2. Реализацию развивающего потенциала начального общего образования, развитие системы универсальных учебных действий, обеспечивающей  умение учиться.

    УУД  представляют  целостную систему, в которой выделены следующие   виды действий:

    1. личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
    2. регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.
    3. познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    4. коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность.

    Требования к формированию универсальных учебных действий  отражены в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучащихся раскрывает  возможности для формирования универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности.

    Структурная модель  формирования универсальных учебных действий в начальных классах представлена  технологическими этапами.

    Первый этап- организационный.  

    Деятельность учителя на данном этапе предполагает работу с нормативными  и инструктивно-методическими материалами, анализ возможностей каждого из учебных предметов для формирования универсальных учебных действий в соответствии с планируемыми результатами.

    Второй этап- проектировочный.

    На данном этапе учитель проектирует рабочие программы по учебным предметам.  Для этого  необходимо:

    1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями  обучающихся.
    2. Выделить время для формирования УУД в границах  урока.
    3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности обучающихся для формирования УУД.
    4. Спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
    5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
    6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
    7. Включить в рабочие программы по учебным предметам формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы и Программы формирования УУД

    Третий этап- деятельностный.

    1. В ходе третьего этапа учитель организует поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) и разрабатывает систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование  универсального действия.

     Четвертый этап- диагностирующий.

    На данном этапе проводится диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий и обработка данных

     Пятый  этап- практический.

    В ходе пятого этапа  осуществляется практическое использование универсальных учебных действий в образовательном пространстве: в урочной и внеурочной деятельности.

    Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств по Л.С.Выготскому − возможно только в деятельности. При этом формирование умения выполнять любое действие  проходит через следующие этапы:

    1. Первичный опыт выполнения действия и мотивация.

    2. Освоение способа выполнения этого действия.

    3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

    4. Контроль.

    Через эти же этапы должно пройти  формирование универсальных учебных действий  и умение учиться.

    Формирование универсальных учебных действий   осуществляется по следующим этапам:

    1). при изучении различных учебных предметов у обучающихся формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

    2) основываясь на имеющийся опыт, обучающиеся осваивают общий способ (правило, алгоритм ) выполнения данного УУД;

    3) далее изученное УУД включается в практику учения на разных предметах, организуется самоконтроль и коррекция его выполнения;

    4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательном процессе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    Формирование  универсальных учебных действий  осуществляется на основе   системно- деятельностного подхода, который позволяет учителю на каждом уроке включать обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов  отрабатываются  все виды универсальных учебных действий.

    В процессе формирования УУД  учителями ведется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

    Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

    Задачи мониторинга:

    1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
    2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
    3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
    4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
    5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
    6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

    Объекты мониторинга:

    1.    Универсальные учебные действия младших школьников;

    2.    Психолого- педагогические условия обучения;

    3.    Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

    Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

    Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

    Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

    1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

    2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

    3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

    Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

     

    Методы сбора информации:

    • анкетирование;
    • тестирование;
    • наблюдение;
    • беседа.

    Система комплексного мониторинга результатов обучения включает в себя

    1. мониторинг универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
    2. мониторинг уровня обученности по  учебным предметам.

    Мониторинг проводится 3 раза в год: стартовый в начале учебного года, рубежный в конце первого полугодия и итоговый в конце года.

    Для фиксации образовательных результатов обучающихся начальных классов творческой лабораторией по реализации ФГОС разработаны технологические карты. В технологических картах  учителя  фиксируют личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)  и предметные результаты. Это дает возможность представить комплексную оценку  всех образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по каждому обучающемуся и классу в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

    Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

    Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

    Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...

    Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

    Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....