Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
методическая разработка (1 класс) на тему

Атнашкина Оксана Владимировна

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Самообразование

учителя начальных классов Атнашкиной О.В.

Тема: 

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

  1. Теоретическая база опыта.

Теоретической основой исследования являются идеи о теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин) и поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин). Особенности формирования у младших школьников видов учебных действий регулятивного компонента УУД были рассмотрены в работах К.Н. Поливановой, Э.Д.Телегиной, В.В.Гагай. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Е.А. Серебряковой, В.А. Горбачевой.

Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна. Однако через некоторое время позиция школьника становится привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение.

Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Обычно функция оценивания выполняется учителем – в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу полезно использовать различные формы самоконтроля (составление схемы пройденного материала; формулирование вопросов для проверки уровня усвоения; обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.). Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное ретроспективное (хорошо или плохо я сделал?) и прогностическое значение (смогу ли я справиться с этой задачей?).

Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста.

  1. Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Иначе говоря, формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), а именно регулятивного компонента.

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время. Умение оценить себя и свою деятельность закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. 

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная.

Поэтому необходимо всемерно учить младшего школьника умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Из сказанного выше ясно, что от того, насколько позитивна самооценка младшего школьника, насколько хорошо он знает и понимает свои особенности, потенциалы, зависит, на какой путь развития он встанет.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работа с самооценкой должна быть комплексной, пронизывать и построение учебного процесса, и воспитательную деятельность, поскольку самооценка младшего школьника складывается и из понимания им своих учебных успехов, и из понимания того, как к нему относятся одноклассники, учитель, другие люди.

Вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения. Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают такие неотъемлемые учебные умения как целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи, планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, способность к контролю за своими действиями, коррекция и дополнение в своей работе, оценивание качества и уровня усвоения нового материала, проявление волевых усилий и саморегуляции для достижения целей.

Исходя из актуальности данной темы, 

цель моей педагогической концепции заключается в повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

 Для достижения цели поставлены следующие задачи:

 1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

 2) дать определение понятию самооценки;

 3) определить педагогическое значение самооценки;

  4) систематизировать приемы и методы формирования адекватной самооценки младшего   школьника

 5)Создание условий для успешного учения (ситуации успеха).

 6) Активизация познавательной деятельности и интереса к предметам.

 7) Формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению.

 8) Формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

 9) Приобщать к поисковой и творческой деятельности.

 10) Создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке.

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности обучающхся начальной школы.

В ходе своей педагогической практики нередко сталкивалась с тем, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задания контрольной работы, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: «В твоей работе есть ошибка», - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают: «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

При этом следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой человек.

Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

 

Этапы

Содержание

Выход

Теоретический этап

Изучение методической литературы

1. Продолжить изучение ФГОС второго поколения.

2. Липкина А.И. Самооценка школьника.

3. "Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли." (под редакцией А.Г.Асмолова)

"Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений"

4.Оценочная деятельность учителя начальной школы в условиях введения ФГОС.

http://www.2spbg.ru/strp/metodsl/nach.pdf

Повышение качества преподавания предметов.

Конспектирование основного материала в папку по самообразованию

Практический этап

1. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

2. Проведение диагностического исследования по теме самообразования (выявление уровня самооценки младших школьников)

3. Проведение диагностики уровня воспитанности, социометрическое обследование младших школьников

4. Участие в работе школьного МО

5. Курсы повышения квалификации учителей.

6. Создание портфолио первоклассника.

7. Участие в олимпиадах, конкурсах.

8.Познакомить родителей с рекомендациями по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

9. Знакомство с новыми педагогическими технологиями. 

10. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Рабочие программы по предметам.

 Сводная таблица

Выступление на МО

Удостоверение

Портфолио

Родительское собрание

Разработка новых форм, приемов обучения.

Рефлексия по индивидуальной методической теме

Определить  уровень решения поставленных задач, выявить проблемы, над которыми необходимо продолжить работу.

Творческий отчет  

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов?

Методик, инструментов диагностирующих и формирующих самооценку несколько.

Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую для своей работы как учитель начальных классов и преподаватель по внеурочной деятельности.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

 1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, дают возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть пластиковый веер тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

4. Методика: «Радуга». Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.

5. Методика: «Древо творчества». Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

8. С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах «Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами: 1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали: Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках.

Для развития самоконтроля и самооценки не только на уроках но и во внеурочной деятельности мы используем портфолио учеников. Порфолио - это фиксация развития ребенка. Портфолио может стать хорошим помощником самому ученику, особенно тогда, когда он вместе с учителем начнет анализировать те материалы, которые собираются в его папке.

Работа классного руководителя с портфолио требует соблюдения определенных правил:

1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами. 2. Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса. 3. По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с обучающимися, так и с родителями. 4. Обучающиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо. 5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком. 6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку. 7. Работа с портфолио не должна быть формальной.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

В этом плане эффективен прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»)

На уроках (на разных этапах) учащиеся при самооценке придерживаются следующего алгоритма(основные вопросы после выполнения задания): Какова была цель задания? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей-то помощью? 

5. Анализ результативности.

Самоконтроль является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учеников. Он необходим для своевременного предотвращения или обнаружение уже совершенных ошибок.

При регулярной работе по данному направлению после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника: осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия; уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта; умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»; повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

В результате проведённой работы по формированию оценки и самооценки, мои ученики учатся оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ; соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом, учатся аргументировать свою оценку при взаимопроверке. Пополняя папку своего портфолио, ребята стремятся раскрыть свои возможности в разных областях знаний и творчества.

Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей деятельности с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Без адекватной самооценки личности не получится адекватной рефлексивной самооценки урока. Введение процедуры самооценки требует кропотливой работы на каждом уроке, проходящей этапы: разработка учителем эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; создание ситуации, когда эталоны оценивания уже известны и обучающиеся сами сопоставляют свои результаты, делают выводы; составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Кроме того, необходимо выполнение основных психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

8) Осуществлять контроль и оценку используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. Опираясь на собственный педагогический опыт, анализ методической литературы и опыт коллег по изучаемой проблеме, были составлены рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
  2. Необходимо использовать взаимопроверку, при этом отмечать достоинства и недостатки, аргументируя оценку.
  3. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
  4. Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
  5. Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.
  6. Педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  7. Педагогам и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  8. Работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  9. Предоставлять детям возможность делать выбор (разноуровневые задания);

Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.)   Формируется навык контроля, самоконтроля  и самооценки посредством использования специальных приемов.  В свою очередь  это способствует созданию  условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно  использовать  в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.

Работа над данной темой начата в 2018 году, предполагается закончить работу над данной темой в 2019 г.

8. Наглядное приложение.

Изучив методическую литературу по данной проблеме, обобщив опыт работы коллег нашей школы, мне захотелось, как-то систематизировать используемые нами приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся.Некоторые из них применяю и я в своей работе. (см. приложение)

Публикации размещены на сайтах:

https://infourok.ru/user/atnashkina-oksana-vladimirovna

https://videouroki.net

Приложение№1

Приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

                                                              «Барометр настроения» 

          Обучающимся предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

                                                «Эмоциональныйсветофор»                                                                                       

        Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они  могут показывать «уровень задания», который выбрал ученик, объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

                                                   « Работа с эталонами».

 Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания, где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.  После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв.

                                           «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой

отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

Описание: hello_html_m4c16f5dd.jpg

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

                                       «Прогностическая оценка».

Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю;  «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, есть проблемы. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

                «Учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой».

Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

                                           «Лесенка».  

При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. 

                                              «Вопросы».

 Для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы:  (Что ты узнал на уроке, чему научился?  За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились?  Какие задания оказались трудными?  Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?)

                                     «Прием райтинга»  (от англ. right – правильно).

Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4/5. через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.  

                                          «Незаконченное предложение».

 По окончании занятия учитель просит высказаться учащихся относительно занятия и своего самочувствия на нем.

Самым интересным для меня было …, потому что

Самым скучным для меня было .., потому что

Теперь бы я ещё хотел узнать о .., потому что

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

                                       «Позиционная дискуссия».

Работа на уроке была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

                                     «Портфель достижений».

 Итоговая аттестация обучающихся, основанная на анализе оценок всех критериев за учебный год. Лучшие работы  по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. В неё можно вложить:

1. Карту знаний в виде рефлексивной таблицы.

2. Тетрадь личных открытий.

3. Творческую тетрадь.

4. Дневник достижений.

5. Дневник «роста» (или листы мониторинга)

6. Дипломы, награды и т.д.

                                   «Древо творчества»

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

                                     «Шкала  знаний».

Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать егопродвижения в личностном развитии. В связи с этим нами хорошо работает система критериев при осуществлении текущего контроля: П - правильность, К - красота, С - старание, Т - трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить). При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются.

                                        «Три оценки»

 Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме.Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки  3   4   5.  Обведите   кружком ту, с которой вы согласны».

                                         «Лесенка успеха»

Описание: hello_html_41520e04.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в

самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

                                             «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Описание: hello_html_m3fe5e06c.jpg

                                             Приложение № 2

Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше записи учителя в работах учащихся:

  1. Молодец!
  2. Замечательно!
  3. Умник! Умница!
  4. Ты меня удивил(а)!
  5. Красивое оформление работы!
  6. Очень красиво!
  7. Восхитительно!
  8. Прекрасно!
  9. Чудесно!
  10. Здорово!
  11. Я горжусь тобой!
  12. Ты меня порадовал(а).
  13. Мне нравится, как ты работаешь!
  14. Это действительно прогресс!
  15. Спасибо!
  16. Все идет прекрасно!
  17. Хорошо, благодарю тебя!
  18. Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
  19. Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!
  20. Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за …
  • аккуратность
  • прилежание,
  • старательность,
  • точность выполнения задания
  • красивую запись
  • красивое написание букв, предложений, текста и т.д.
  • внимательность при чтении задания
  • качественно выполненную работу
  1. Я признательна тебе за …
  2. Я благодарна тебе за…
  3. У тебя все получится.
  4. Я верю в твой успех.
  5. Мое восхищение!
  6. Поздравляю тебя! У тебя все получилось!
  7. Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.
  8. Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списал(а) его без ошибок.
  9. Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!
  10. Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
  11. Мне приятно видеть твои успехи.
  12. Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!
  13. Заметно улучшились результаты.
  14. Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
  15. Я уважаю в тебе стремление…
  • написать красиво
  • выполнить работу аккуратно
  • выполнить работу старательно
  • выполнить работу точно
  • к аккуратности
  • к старательности
  • к прилежанию
  • к самостоятельности
  • к самосовершенствованию
  • к самопроверке
  • найти и исправить ошибки
  • прописать точно и красиво

Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе:

  1. А тебе это нравится?
  2. Как ты к этому относишься?
  3. А ты доволен (довольна) своим результатом?
  4. Я этого очень ждала, а ты?
  5. Ты меня озадачил(а).
  6. Что с тобой случилось?
  7. Что с тобой произошло?
  8. Постарайся не спешить при выполнении задания.
  9. Постарайся не торопиться
  10. Не спеши. Будь внимательным(ой).
  11. Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
  12. Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
  13. Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.
  14. Порадуй меня, пожалуйста!
  15. Отнесись к работе серьезнее.
  16. Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
  17. Заметил(а) ли ты улучшение результатов?
  18. Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
  19. Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
  20. Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
  21. Как бы ты оценил(а) свою работу?
  22. Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?
  23. Я верю в твой успех. А ты?
  24. Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).

Форма оценивания в виде пословиц, поговорок или изречений.

1. Спасибо за труд!

2. Сделано наспех – сделано на смех.

3. Терпение и труд все перетрут!

4. К большому терпению придет и умение.

5. Ума палата.

6. Терпение дает умение!

7.  Это успех!

8.  Не будь тороплив, а будь терпелив!

9.  Нерадивый дважды дело делает.

10. Перо пишет, а ум водит.

11. Захотел – сделал!

12. Уменье и труд все перетрут. 
13. Кто не ходит, тот и не падает. 
14. Усердная мышь и доску прогрызет. 
15. Авось да как-нибудь до добра не доведут. 
16. Белые руки чужие труды любят. 
17. Дело мастера боится. 
18. За всякое дело берись умело.
19. Не начавши - думай, а начавши - делай. 
20. Умелец да рукодельник и себе и людям радость  приносит. 
21. Торопливый дважды одно дело делает.

22.  На чужой работе и солнце не движется.  

23.  Начинать начинай, да смотри же — кончай. 
24.  Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь. 
25.  Без дела слабеет сила. 
26.  Не боги горшки обжигают.
27.  Не говори, что делал, а говори, что сделал. 
28.  Не диво дело начать — диво кончить.
29.  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
30.  Птицу узнают в полете, а человека в работе. 
31.  Под лежачий камень и вода не течет.

Приложение № 3

Примеры листов самооценки учащихся на уроке.

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

за урок я

устал

не устал

 мое настроение

стало лучше

стало хуже

 материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

 домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Формирование самооценки младшего школьника    в условиях реализации ФГОС НОО»        Важнейшей задачей  Федеральных государственных образовате...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...