Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. С введением ФГОС наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи младших школьников. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ostankovskaya_lyu.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Автор: Останковская Лариса Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. С введением ФГОС наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи младших школьников. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс. Он требует определенного педагогического руководства.
Работа над словом начинается с первого урока первого класса. УМК «Школа России» имеет, на мой взгляд, хороший подбор разных творческих заданий и в «Азбуке» В.Г. Горецкого, И.А. Кирюшкина, и в учебнике В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». Хороший подбор материала в тетрадях на печатной основе и в электронных пособиях. Работа над словосочетанием и предложением требует дополнительной работы.
Вот некоторые виды работ над предложением:
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;
-соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или в сложное;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
- восстановление деформированного предложения, текста.
Необходимо тщательно продумывать начало урока: ведь именно оно в значительной мере определяет ход общения с ребятами, настраивает на успешную работу.
На каждом уроке обязательна словарная работа, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваются их значения, состав, произношение, написание).
Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности. Можно смело утверждать, что сочинения указывают на результаты по всем трем показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства. Развитие связной речи проводится на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей. В обучении детей связной речи можно использовать материал, полученный из разных источников: это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, и материал, взятый из книг, из рассказов учителя, а также различные картины, кинофильмы, тексты разных жанров (повествование, описание, рассуждение).
Готовясь к уроку, необходимо продумывать каждую деталь, использовать разные виды работ, технические средства обучения, наглядность, художественную литературу, задания в форме игры.
Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.
Чтобы активизировать умственную и практическую деятельность учеников, в самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, можно применять следующие виды работы:
- Выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением.
- Выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма.
- Игры со словами.
- Инсценирование художественных произведений.
В дальнейшем, с ростом умений и навыков обучающихся, виды упражнений и заданий усложняются.
Очень нравятся детям игры со словами. Это один из самых первых приемов, который можно использовать на уроках литературного чтения. Для детей игровая деятельность понятна и естественна. Они легко включаются в нее, быстро схватывают основные правила, не боятся ошибиться, чувствуют себя свободно и раскованно. При проведении данных игр важно то, что суть игры не меняется, меняется речевая ситуация, что позволяет ребенку уловить алгоритм действий, исправить ошибку, чувствовать себя более уверенно, а в следующий раз четко знать ситуацию и действовать в согласии с новым заданием. Приведу примеры.
«Рассказ по кругу». Учителем определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Ведущий начинает рассказывать:
- Однажды я спросил своего товарища о том, что он больше всего любит. Мальчик начал рассказывать:
- Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел…
Дальше продолжает следующий ученик. Заканчивает рассказ учитель.
«Игра мимики и жестов». Учитель предлагает произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Создается игровая ситуация.
1. Вам преподнесли подарок. Выразите свое удовольствие.
2. Вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места. Выразите свою радость.
3. Вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает чувство нежности. Выразите свою радость.
Можно попросить детей произнести слова с разной целевой установкой:
1. Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету).
2. Объявите новость на собрании.
Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), предполагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц.
Творческое сочинительство. Формы и методы обучения в данном направлении связаны прежде всего с развитием детского речевого творчества. Учитель объясняет детям, что слово – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–». После объяснения говорит: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному слову». Подумав, дети называют. На основании этого следует задание: составить текст, определить его тип. Вариант выполнения задания:
Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо.
Текст: Все люди мечтают о мире. Мир – это голубое небо, ласковое солнце. Это счастье людей и смех детей. Мир - это моя любимая мама.
Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий (они могут выполняться как индивидуально, так и в группе) обеспечивается систематической, целенаправленной словарной работой.
Развитие связной устной и письменной речи, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных заданий с опорными словами (синонимическими рядами). Например, учитель определяет тему задачи: «Я хочу тебя утешить» - и ее условие.
«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера). Сначала это игра «Слоговой аукцион»:
Ба – барабан, банан, басня, бабушка.
Са – оса, небеса, чудеса, голоса.
Выигрывает тот, кто назовет слово последним.
Следующий этап – сочинить чистоговорку со слогом. Чистоговорки способствуют выработке хорошей дикции, усвоению норм литературного произношения и ударения. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а этот уже начало стихосложения. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.
Школа актерского мастерства – еще одно направление в обучении связной выразительной речи младших школьников. Это более сложный этап развития речевой активности. Здесь можно использовать такие приемы, как инсценирование художественного произведения, создание живых картинок по прослушанному произведению и словесное рисование.
Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).
Можно использовать на уроках написание сочинений-миниатюр. В конце урока детям предлагается написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываются работы по желанию самих детей сразу же после написания. Слушая такие сочинения, невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать».
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. Одним из важных источников для устных высказываний и письменных сочинений являются экскурсии. Дается задание: написать статью в газету. Дети с большим удовольствием выполняют данное задание.
В работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников, так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляет творчество в работе.
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР...
Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...