РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (4 класс) на тему

Нугманова Дилара Тулеубаевна

Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_statya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Т. Нугманова

МБОУ «Звонаревокутская СОШ»

Особая группа детей – одаренные  дети, требующая учета ндивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, подбора особых видов деятельности, форм общения, что является одной из основополагающих целей системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС.

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят[2].Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Одарённость   – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[3]..

Нашим достоянием являются дети, с которыми мы работаем. Задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними. В работе с одаренными детьми растет и меняется не только ученик, но и сам учитель. Ребенка нужно понять и принять, а лишь потом думать о его развитии. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребѐнка, задача школы – поддержать и подготовить почву для его развития в дальнейшем.

Поэтому на одарённых детей возлагается надежда на решение актуальных проблем современного общества, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Такие дети любят энциклопедии, справочную литературу. Их способность к самостоятельному обучению очень высока. Занимаясь над увлекающей его идеей, ученик удовлетворяет свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Учитель только направляет ученика в нужное направление, дает советы.

В своей работе с одаренными детьми я использую различные формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках;
  • использование элементов дифференцированного обучения;
  • наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
  • разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);
  • изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
  • общение с родителями;
  • олимпиады, всероссийские конкурсы, викторины;
  • интеллектуальные марафоны;
  • научно-практические конференции;
  • проектная деятельность учащихся;
  • создание детских портфолио.

Все эти разнообразные формы и методы работы с одарённым ребёнком позволили добиться  результатов. О результатах проведенной работы

с моей ученицей Виль Ульяной, Рыжковым Егором свидетельствуют следующие данные. Работаю в данной школе с 2016 года. В период с 2016 по 2017 год Виль У., Рыжков Е. стали победителями во Всероссийском конкурсе  «Русский с Пушкиным». Исследовательская работа «Подвижные или компьютерные игры для детей?», подготовленная в 3 классе Виль Ульяной принесла ей победу на школьном этапе научно-практической конференции. Она выступила с этой работой на муниципальном этапе научно-практической конференции и получила сертификат за участие.

ВильУ. имеет высокие лидерские способности, она – первая помощница в организации мероприятий в классе.

Рыжков Е. со своей работой «Жизнь леса» получил третье место на школьном этапе научно-практической конференции.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с одаренными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. В дальнейшей своей работе я планирую продолжать работу с одаренными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в будущем.

Литература:

1.Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

2.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011, с. 147

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...