Главные вкладки

    Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования
    консультация на тему

    Дерябина Ирина Александровна

    Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования к современному уроку.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ploshch.konech.doc131 КБ
    Office presentation icon tehnol.karta_.ppt1.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка к уроку

    в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

    Дерябина И.А.,

    учитель начльных классов

    МБОУ «Гимназия №2»

    Наше образовательное учреждение, как и все другие учреждения, реализует ФГОС начального общего образования, и в соответствии с требованием стандарта изменились подходы к образовательному процессу, построению урока, к учителю в том числе.

    Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока.

    Согласно п. 7 федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, и п. 5 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

    Системно-деятельностного подход определяет требования к современному уроку:

    1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.

    2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.

    3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.

    4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.

    5. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения". Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    6. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.

    7. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.

    8. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.

    9. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

    10. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

    11. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

    12. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

    13.Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.

    Посещая уроки коллег, участвуя в работе стажерской площадки, в вебинарах, отметила для себя, что основная дидактическая структура урока может отображаться не только в плане-конспекте урока, но и в технологической карте.

    Использование технологической карты является принципиальным отличием нового стандарта.

    Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

    Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

     Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

    Использование технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС.

    Технологическая карта урока может состоять не только из статичных элементов, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

    1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
    2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
    3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
    4. Сообщение нового материала.
    5. Решение учебной задачи.
    6. Усвоение новых знаний.
    7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
    8. Закрепление изученного материала.
    9. Обобщение и систематизация знаний.
    10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
    11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
    12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

    В своей работе я использую следующую структуру:

    Структура технологической карты включает:

    • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
    • цель освоения учебного содержания;
    • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
    • основные понятия темы;
    • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
    • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

    Положительным в работе с технологической картой я вижу в том, что такая таблица позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

    • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    • используются эффективные методы работы с информацией;
    • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

    Организуя работу по технологической карте учитель должен понимать как формулировать цель урока и задачи.

    Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

    Задача – деятельность учащихся под руководством учителя для решения какой либо проблемы. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.

    Какие трудности возникают при разработке технологической карты урока:

    • при разработке урока нужно продумать, как подвести уч-ся к определению темы и задач для достижения цели урока
    • необходимо четко понимать какие задания какие УУД формируют
    • на каждом этапе урока добиваться того, чтобы ребёнок понимал над какими умениями мы работали, какие знания использовали
    • обязательно поэтапное подведение итогов работы
    • в рефлексии добиваться умения анализировать свою деятельность и ставить задачи на перспективу
    • продумывать  использование информационно-образовательных ресурсов

    Технологическая карта

    Ф.И.О.

    Предмет:

    Класс:

    Тип урока:

    Тема

    Цели

    Задачи

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    УУД

    ЛичностныеУУД:  

     Регулятивные УУД:

     Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать

    Уметь

    Личностные:

    Метапредметные:

    Основные понятия

    Межпредметные связи

    Ресурсы:

     основные

     дополнительные

    Формы урока

    фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

    Технология

    Дидактическая

    структура

    урока

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    предметные

    УДД

    Организационный момент

     Время:

     Основные этапы:

    (Познавательные УУД).

    (Коммуникативные УУД).

     (Регулятивные УУД).

    Проверка домашнего задания

     Время:

     Этапы:

    Изучение нового материала

     Время:

     Этапы:

    Закрепление  нового материала

     Время:

     Этапы:

    Контроль

     Время:

     Этапы:

    Рефлексия

    Время:

    Этапы:

    Технологическая карта с методической структурой урока

    Дидактическая

    структура  урока

    Методическая структура урока

    Признаки

    решения

    дидактических задач

    Методы

    обучения

    Форма

    деятельности

    Методические

    приёмы и их содержание

    Средства обучения

    Способы организации деятельности

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Сообщение нового

    Закрепление изученного материала

    Подведение итогов

    Домашнее задание


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование технологической карты при подготовке к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

    Слайд 2

    Требования к уроку: Целеполагание Мотивация Практическая значимость Отбор содержания Итог каждого этапа урока Самостоятельная работа

    Слайд 3

    Положительная оценка Рефлексия Домашнее задание Психологический комфорт Форма урока Система контроля

    Слайд 4

    Технологическая карта – проект учебного процесса , в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационой технологии работы с информацией

    Слайд 5

    Структура технологической карты: Тема Цель Планируемые результаты Формы работы и ресурсы Основные понятия темы Технология изучения темы Контроль на проверку достижений планируемых результатов

    Слайд 6

    ЦЕЛЬ

    Слайд 7

    Задача

    Слайд 8

    Трудности при составлении технологической карты Формулировка темы и задач Какие задания какие УУД формируют Понимание над какой задачей урока работаем Подведение итогов на каждом этапе Рефлексия Информационно-образовательные ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

    Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

    Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

    Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

    "Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

    «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

    «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

    Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

           Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся ...

    КОНСПЕКТ УРОКА НА КОНКУРС « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    Предмет:  Обучение грамоте Учебник:  Т.М. Андрианова Обучение  грамоте и развитие  речи,  1 (УМК « Планета знаний) Характеристика класса. Наполняемость класса ...

    Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

    Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....