Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
    статья

    Павлова Екатерина Евгеньевна

    Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание толерантности школьников в условиях реализации ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Е.Е. Павлова

    ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. В связи с этим очень важно формировать у обучающихся толерантное отношение к окружающим, так как толерантность – важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение человека.

    Актуальность темы заключается в том, что основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание толерантности школьников в условиях реализации ФГОС.

    Новизна исследования заключается в        том, что процесс воспитания толерантности младших школьников еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, особенности младшего школьного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий воспитания толерантности учащихся младших классов, теоретических исследований по проблеме воспитания толерантности у младших школьников явно недостаточно.

    Объектом исследования является процесс формирования толерантности у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

    Предмет исследования – содержание формирования толерантности у младших школьников.

    Цель исследования – изучить процесс формирования толерантности у младших школьников

    Задачи:

    1. Определить основные направления понятия толерантности у младших школьников.
    2. Разработать комплекс мероприятий по формированию толерантности у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

    Гипотеза исследования - самосовершенствование, саморазвитие и самоутверждение школьников в ходе воспитания толерантности.

    Практическая значимость темы на уровне школы и социума:  

    • Воспитание толерантности у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность, способствующей приобретению участниками образовательного и воспитательного процесса социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.  
    • Осуществление комплексного подхода к формированию толерантности у младших школьников.
    • Объединение в совместной творческой и полезной деятельности не только обучающихся школы, но и учителей, родителей, что будет способствовать духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений, воспитанию толерантности.

    В «Современном философском словаре» толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия… Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие»[2].

    В условиях реализации ФГОС НОО у учителя появилась реальная возможность формировать толерантность у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность:

    • способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;
    • развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля;
    • формировать коммуникативные навыки учащихся;
    • совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом;
    • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач;
    • формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества.

    Важно понимать особенности психологического развития обучающегося 1-4 класса.  Известный педагог Л.С. Выготский подчеркивал, что в сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. [3].

    Именно в этом возрасте, отмечал педагог-исследователь Е.В. Андриенко,  ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. [4].

    Большинство исследователей выделяют следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

    1.  знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей; понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность;
    2. понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий;
    3. понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий  [5].

    Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом:

    1. Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
    2. Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость.
    3. Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. [6].

    Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включают в себя знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства, понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность, понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий, понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

    Формирование толерантности младших школьников необходимо начинать с первого класса, и каждый последующий год обучения направлен на решение определенных задач. В начале каждого учебного года проводится  диагностика, которая помогает определить уровень сформированности толерантности у учащихся на данный период, наметить пути решения поставленных задач по воспитанию толерантности.

    В 1 классе с высоким уровнем –  9 человек (36 %), со средним – 16 человек (64 %), с низким –  0 человек (0 %).

    В процессе исследования были выявлены проблемные ситуации, в которых учащиеся показали средний уровень толерантности. К ним относятся ситуации:

    • общения с невоспитанными людьми;
    • общения с людьми другой национальности;
    • общения с самоуверенными людьми.

    Анализ результатов исследования позволил разработать мероприятия по воспитанию толерантности обучающихся, которые помогут повысить уровень толерантности младших школьников.

    В учебный процесс было включено  множество установок и методов обучения, направленных на формирование толерантности у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. Активные методы обучения (проблемное обучение, эвристические методы, метод проектов, моральных дилемм и дискуссий, интерактивные методы, исследовательский метод) основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

    При работе по воспитанию толерантности применялись   самые разнообразные формы: уроки, классные часы, тренинги, КВНы, викторины, уроки – соревнования, праздники, практические занятия, уроки – путешествия, конкурсы, выставки  работ, экскурсии, уроки – дискуссии, совместные с детьми родительские собрания, читательские конференции и проектные работы.   Совместные поездки с детьми в театр, в цирк, по историческим местам также способствовали сплачиванию родителей и детей.

    В своей работе используем программу классных часов.

    1 класс: «Я и окружающий мир»,  «Я и моя семья», «Я – культура», «Я и мои друзья», «Я - я», «Я - мир», «Я – моя Родина», «Я и моя история», «Культура разных народов», «Золотые правила этики», «Дружат дети всей Земли».

    2 класс: «Мы – одна команда», «Толерантность – путь к согласию», «Все мы разные, но мы - вместе», «Толерантность всегда и во всем».

    3 класс: «Поверь, что ты не одинок», «Люди существуют друг для друга», «Увидеть прекрасное в человеке», «Уважительное отношение к пожилым людям»

    4 класс: «Саратов - многонациональный город», «Всё в наших руках», «Традиции», «О пользе прощения», «Хорошо, что люди разные, потому что…».

    На уроках русского языка учащиеся работают со словарями: определяют значение, этимологию слов «толерантность», «дружба», «терпение», «понимание»,  используя различные словари.

    На уроках литературного чтения воспитанию толерантности уделяется особое значение, так как сам учебный материал дает широкие возможности для этого. Работа с литературным произведением позволяет создавать на уроке проблемную ситуацию. В содержании текстов концентрируется учебный материал, сопровождаемый проблемными вопросами и творческими заданиями. Работа с текстом помогает формировать мировоззрение учащихся, вырабатывать необходимые морально-правовые ориентиры, которыми учащиеся будут руководствоваться в жизни, даёт возможность детям задуматься о сложности общественных отношений, выработать свою позицию к проблеме толерантности. Итогом работы являются правила толерантного общения, составленные самими детьми:

    • уважай собеседника;
    • старайся понять то, о чем говорят другие;
    • отстаивай свое мнение тактично;
    • найди лучшие аргументы;
    • будь справедливым, готовым принять правоту другого;
    • стремись учитывать интересы других.

    На уроках изобразительного искусства ребята знакомятся с народными промыслами («Мастерство гончара», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Жостовская игрушка»), проводятся фольклорные праздники («Благовещение», «Веселая масленица», «С незапамятных пор», «Осенняя пора – очей очарованье»,  «Деревенские посиделки»), что способствует  знакомству с культурой разных народов.

    Уроки окружающего мира  можно провести  в парке. Ребятам дается задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева. Дети пытаются найти. Приносят одни, другие, внимательно их рассматривают. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. Ребята задумываются: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?» Потом начинают высказывать свое мнение.

    Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя.

    Оценка уровня сформированности толерантности младшего школьника проводится ежегодно по тем же критериям, что и  на начало года в 1 классе.

    Оценивание проводилось по итогам опроса, наблюдений, беседы с педагогами.

    В 4 классе с высоким уровнем – 22  человека (88 %), со средним- 3  человека (12 %),  с низким – 0 человек (0 %).

    По итогам работы с детьми в течение 4 лет можно сделать вывод, что у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика. Число учащихся с высоким уровнем увеличилось на 52%.

    Таким образом, можно уверенно сказать, что проведенная работа по формированию толерантности помогла повысить ее уровень.

    В заключение можно сделать вывод, что в процессе формирования  толерантности в рамках реализации ФГОС НОО начальных классах должны соблюдаться все психолого-педагогические условия (применение на уроках и во внеурочной деятельности современных образовательных технологий;  создание ситуации успеха; участие в различных мероприятиях). Только при этих условиях  работа по нравственному развитию младших школьников будет проходить более успешно и уровень сформированности толерантности повысится, что было доказано в результате проведенных диагностических исследований обучающихся 1-4 классов.

    Список литературы

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
    2. Современный философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. - М.: Акад. Проект, 2004. - 864 с.
    3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
    4. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2003. - 264 с.
    5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
    6. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. - М. : Эксмо, 1998. - 248 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

    Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

    «Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

    Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

    Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

    Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

    "Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО." Памятка по теме: "Работа над проектом."

    Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться,  как в начальных кл...

    «Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

    Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...