Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
статья (1 класс) по теме

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konkurs_iz_opyta.docx51.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

 Автор: Петрунина Надежда Михайловна, учитель начальных классов I квалификационной категории МКОУ Григорьевской СОШ  Гусь – Хрустального района  Владимирской области.

В настоящее время существует противоречие между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников, а соответственно и учащихся на других ступенях обучения.

 Развитие речи учащихся - важнейший аспект обучения. Для решения этой проблемы необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у него коммуникативную компетенцию.

 Развитие коммуникативных компетенций у учащихся – одна из ключевых задач в обучении и овладении языком. Умение грамотно, связно излагать свои мысли, анализировать прочитанный текст, использовать в речи лексическое богатство языка – комплексный показатель уровня  подготовленности выпускника начальной школы, и как следствие, готовности его к обучению в старшей школе.

Современное поколение старших школьников, погруженное в атмосферу компьютерных коммуникаций, научилось активно использовать Интернет-ресурсы и вместе с тем перестало читать художественную литературу, что стало причиной бедности их словарного запаса, затруднениями в грамотном изложении мыслей даже в повседневной жизни, что свидетельствует о слабом развитии коммуникативных навыков. А решение этой проблемы начинается в начальной школе.

Исследования социальной среды в селе свидетельствует о невысоком уровне форм общения учащихся и родителей. В школу приходят дети седьмого года жизни, которые имеют разный словарный запас и опыт речевого общения. Большинство первоклассников в начале учебного года не умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми, слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи, использовать элементы культуры общения, выражать свои эмоции и понимать чувства другого. Таким образом, уровень развития коммуникативных умений у  многих учащихся отстаёт от нормы.

В  этих условиях возникает необходимость специального целенаправленного и систематического формирования  коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших  основную образовательную программу начального общего образования. Метапредметные результаты, описанные в стандарте, включают в себя «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),     обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими  основу умения учиться, и межпредметными понятиями».

На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетентностей, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Чтобы повысить эффективность процесса освоения младшими школьниками коммуникативной компетенции, необходимо создать такие условия, при которых обучающиеся будут вынуждены занимать активную позицию и взаимодействовать как субъект учебно-воспитательного процесса (парное  и групповое взаимодействие  обучающихся на уроках и во внеурочное время,  проектные  формы работы, осознание значимости взаимодействия, атмосфера взаимоуважения, творчества, сотрудничества). Целенаправленное формирование и развитие читательской компетентности будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся на уроках разных предметных областей, расширению их интеллектуальных возможностей.

К коммуникативным действиям относятся:

 - планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

При  целенаправленном и систематическом формировании базовых коммуникативных компетенций в ходе обучения можно исправить просчёты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности. В условиях специально организуемого совместного действия формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Освоенные младшими школьниками коммуникативные действия должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение успешной коммуникации, формирование коммуникативной компетентности.

И.Н. Агафонова  в статье «Развитие коммуникативной компетентности учащихся» раскрывает  это понятие так: «Коммуникативная компетентность выступает как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон. В её структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты «вплетаются» в них, сопровождая их развитие.

В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребёнка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и уважения. В поведенческом компоненте мы, прежде всего, ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений».

И родитель, и общество, и школа заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. От того, насколько у него сформированы универсальные учебные действия, в первую очередь зависят его результаты обучения (результаты обучения – это то, что будет знать, понимать, и будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения).

Целенаправленное и систематическое формирование  коммуникативной компетенции осуществляется в  условиях, когда обучающиеся  вынуждены занимать активную позицию и взаимодействовать как субъект учебно-воспитательного процесса (парное  и групповое взаимодействие  обучающихся на уроках и во внеурочное время,  проектные  формы работы, осознание значимости взаимодействия, атмосфера взаимоуважения, творчества, сотрудничества).

Основные  значимые направления взаимодействия, формирующие коммуникативную компетентность:

1.         Интерактивное ведение уроков литературного и внеклассного чтения.

2.        Введение в учебный план предмета «Детская  риторика».

3.        Реализация межпредметных проектов учащихся на основе коммуникативной деятельности.

4.        Коммуникативная направленность внеклассной деятельности.

1.  Интерактивное ведение уроков литературного и внеклассного чтения.

1) Литературное чтение.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. В процессе чтения сначала надо произвести с подобными знаками определённые операции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает, и т. д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключённое в ней содержание. Читать можно не иначе, как только специально этому научившись. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается    навык плавного   слогового   чтения,   читаются   слоговые   конструкции, слова,   словосочетания, предложения,    маленькие   тексты. В результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.  Для совершенствования навыка   чтения необходимо вызвать интерес  к чтению у младшего школьника. Для решения этой проблемы использую множество различных упражнений, таких как:

-Домысливание части слова.

-Чтение текста с вставленными картинками.

-Запоминание слов.

-Разрезанные тексты. (Текст разрезать вертикально и, сдвинув одну половину на две строки вниз, наклеить на картон. Ребёнок должен читать без помощи пальца, указки, глазами, не двигая головой).

-Чтение разрушенных текстов. (Текст разрезают по абзацам и кладут в конверт. Задание: составить текст).

- Предлагают учащимся определить правильную последовательность строк в стихах. (Стихи используют незнакомые).

Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. И это не удивительно, ведь чтение осуществляется ради того, чтобы получить определённую информацию, узнать что-то новое, наконец, получить удовлетворение от самого процесса чтения.

Осознанность чтения - это понимание читающим:

•        основного смысла всего содержания текста;

•        содержания и смысла отдельных частей текста;

•        содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;

•        слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле.

Л. Ясюкова отмечает, что надо сначала дать ребёнку возможность понять текст, разобрать его про себя и только потом предлагать прочесть вслух. Когда ребёнка сразу заставляют читать вслух, ему приходится одновременно выполнять сразу две операции - озвучивание текста и его осмысление. А для этого необходимо особое распределение внимания, которое у младшего школьника сформировано достаточно слабо, поэтому большинство ребят тексты озвучивают, то есть читают, а повторить потом прочитанное практически не могут. А значит, дети не смогут и пересказать текст, и ответить на вопросы, ведь обучающиеся задумываются  над содержанием прочитанного только благодаря непосредственным вопросам и заданиям учителя К. Д. Ушинский писал, что «преподаватель должен вопросами своими беспрестанно заставлять читателя вникать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание».

Среди многих методических способов формирования умения понимать читаемое использую такие упражнения, как

-Чтение вслух и "про себя".

-Выразительное чтение.

-Чтение с заданием в парах, группах.

-Фронтальное чтение.

-Продолжение чтения.

-Выборочное чтение.

-Детальное прочтение.

-Обсуждение прочитанного.

-Составление планов, схем (развитие сюжетов, взаимоотношений и т.д.).

-Закладки и выписки, цитаты.

-Подборка начал и окончаний художественных текстов (сказок, рассказов и т.п.), информационных текстов.

-Определение структуры текста, композиции.

-Определение ключевых мыслей, идей.

-Описание персонажей (детали описания, цитаты).

Реконструкция текста произведения.

-Пересказ (полный, сжатый, выборочный).

-Вопросы и ответы по прочитанному.

-Чтение по ролям.

-Чтение наизусть.

-Коллективная драматизация художественных произведений.

-Эмоциональный отклик на прочитанное.

-Умение видеть и обозначать проблему, идею произведения.

-Диалог.

-Коллективное обсуждение ключевых мыслей произведения.

-Взаимодействие и сотрудничество.

-Поиск информации.

-Наблюдения над стилистическими особенностями текстов различных форм и жанров, различных авторов, поэзии и прозы.

-Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного.

-Создание собственных текстов разной стилистики и жанров.

-Мини – проекты.

-Прослушивание записей  звучащей речи.

-Наблюдение за словами и их значением.

-Использование пословиц  и поговорок.

Грамотное использование данных упражнений и видов работы позволяет ребёнку овладеть техникой чтения в наиболее короткий срок, при этом дети получают удовольствие, повышается интерес к чтению, уверенность в своих силах. Ученики становятся успешными.

Часто работа на уроке строится как групповая, ведь именно совместная деятельность обеспечивает учебное сотрудничество, авторами которого являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они описали  позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи обучающихся. 

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». (Ю.Н. Кулюткин).

Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки наблюдения и оценки действий других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Также работа в группе является поддержкой неуверенных в своих силах учащихся и наоборот, усмирить пыл особо активных.

Очень хорошие результаты дают интерактивные формы обучения, которые предлагает на своих лекциях доцент кафедры начального обучения ВИПКРО Козина Е.В. Это работа в парах как статичных, так и в парах сменного состава, творческие мастерские, «Мозаика». Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо использовать интерактивные методы: диалог, дискуссию, исследовательский проект и др., а также технологию РКМЧП.

         2) Внеклассное чтение.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению.

Как отмечает О. Джежелей, уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. Книга в руках учителя является могучим средством воспитания и обучения учащихся. Перед каждым учителем стоит очень ответственная задача-научить ребенка любить книгу, помочь выбрать книгу, научить читать ее с наибольшей пользой и радостью. Детское чтение играет большую роль в жизни ребят, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь.

Книги вырабатывают у детей определенные нормы поведения. Находясь под впечатлением от  прочитанного, дети в жизни стараются следовать примеру любимых героев.

Внеклассное чтение-это педагогически организованное чтение. Как организатор внеклассного чтения, учитель рекомендует книгу, проверяет, кем из учащихся и как она прочитана. При обсуждении книги следит, как растет интерес детей к книге, как постепенно формируются их взгляды, как пополняются знания по истории Родины, окружающего мира и т.д. Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков внеклассного чтения. С этой целью учитель беседует с учащимися о книгах, прочитанных ими по собственному выбору, просматривает рисунки и записи о наиболее понравившихся им эпизодах, любимых героях.

Так дети постепенно приучаются к свободному высказыванию о прочитанной книге, учатся умению обсуждать книгу.

Как же они должны готовиться к уроку по обсуждению той или иной книги?

Показав книгу, учитель должен дать пояснения (инструкцию) как читать ее, на что обратить внимание при самостоятельном чтении. Учащимся предлагается и  памятка:

1.Запомните название и автора книги.

2. Кто действующие лица этой книги?

3.Чем вам понравились герои этой книги? Почему?

4. Чем полезна эта книга? Чему она вас научила?        

5. Напишите краткий отзыв о книге в Читательском дневнике.

Руководствуясь памяткой,  ученик не просто читает книгу, а разбирается в содержании, задумывается над каждым моментом в книге.

Подводя итоги по обсуждению книги, необходимо спросить детей, чему научила их книга, что полезного для жизни они взяли из нее.

Важно проводить уроки по группе книг, связанных одной темой.

В этом случае задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся работать по разным источникам при подготовке к сообщению на разных уроках.

Контрольным индикатором самостоятельного детского чтения могут стать интерактивные игры-викторины по прочитанным книгам с привлечением технических средств обучения.

Правильно работать над книгой - значит привить любовь к книге, научить детей читать и мыслить, читать и чувствовать, понимать и отбирать в читаемых книгах знания, правильно воспринимать идеи, заложенные в них. Все это ведет к развитию познавательной деятельности младших школьников.

Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.

Первый этап - подготовительный (1 класс), который движется параллельно с периодом обучения грамоте и  равен ему. Второй этап - начальный (2 класс). Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап (3 класс) и завершающий (4 класс).

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой урока, организацией «Уголка чтения», содержащего много полезной информации и различный памяток и рекомендаций.

Таким образом, в классе складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы, готовых к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний».

2. Введение в учебный план предмета «Детская  риторика».

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

- научить работать с учебной и детской книгой. Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов, то есть развития начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусства слова.

Решению выше поставленных задач помогает введение в учебный план факультативного курса «Детская риторика» автора Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной, а также с его помощью может быть организована  работа над выразительностью чтения.

При обучении младших школьников выразительному чтению нельзя забывать о создании особой атмосферы на уроках, которая позволит передать чувства автора. Необходимо научить ребенка не только читать и понимать прочитанное, но также внутренне переживать, сочувствовать героям, радоваться их победам, огорчаться их поражениям.

При обучении выразительному чтению, формируется:

-интонационные параметры выразительности чтения;

-логика чтения;

-эмоционально образная выразительность;

-правильность произношения звуков;

-чёткая дикция;

-умеренный темп;

-правильность ударения;

-умение правильно строить различные типы предложений;

-умение выражать предложением законченную мысль;

-культура речи;

-умение составлять короткие рассказы;

-способность рассуждать.

Как и на обычных уроках, значительное место на уроках Детской риторики принадлежит элементам занимательности. Уместны на уроках: инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация, литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание сказок - коллективная или индивидуальная и пр., например:

1.Устные сочинения по серии картинок Н. Э. Радуловой. Здесь проявляются творческие способности каждого ученика.

2. Творческая деятельность по написанию предложений на одну заданную букву и готовому началу:

Однажды осенью…

Саше сшили…

Пете подарили…

Косте купили…

3. Поисковое чтение, где ребята добывают неявную информацию.

3. Реализация межпредметных проектов учащихся на основе коммуникативной деятельности.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Успешному формированию читательской компетентности способствует разработанная участие обучающихся в проектной деятельности.

Включение детей в увлекательную социально значимую проектную  деятельность позволяет создать благоприятные условия для формирования коммуникативной и социальной компетенций учащихся.

Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат.  Дети учатся  работать по инструкции.  Для каждого проекта прописываются этапы работы над проектом, цели и задачи, деятельность учителя, деятельность учащихся, деятельность родителей.

Благодаря проектной деятельности, формирование коммуникативной компетенции идёт легко и ненавязчиво.

4. Коммуникативная направленность внеклассной деятельности

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания ребёнка в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги:

- публичная защита своих проектов, где ученики выступают ораторами;                - присутствие на публичной защите проектов других ребят, где ученики выступают в роли активных слушателей и критиков;

- активное участие  в инсценировках сказок, сценок, стихотворений и активное выступление на публичных  мероприятиях;

- участие в различных  конкурсах и олимпиадах;

- участие в мероприятиях в рамках предметных недель;

- нестандартные формы работы с детской книгой (читательские конференции, устные журналы, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины).

Достижению положительных результатов работы  способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст в лицах. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали.

           Применение  описанных методик определённо приведёт к позитивным результатам.

Использованная литература:

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. /  Управление начальной школой. – 2009. -№2. – С.4-10.
  2. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. /  Управление начальной школой. – 2009. -№3. – С.4-9.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Вопросы психологии. -  2010. -  № 2. – С.149-153.
  6. Выготский,    Л.С.   Психология   развития   ребенка.   [Текст]:  сборник  избранных  трудов/    Л.  С.  Выготский.  -  М.:  ,  Изд-во  Эксмо, 2006.- 235с.
  7. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 5-8.
  8. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа.-2011.-№7. –С.91-96
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1974.
  10. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни / Вопросы психологии.1978. №5 С.73-79.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Ин-т практической психологии, 1997.
  12. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников /http://festival.1september.ru
  13. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / Начальная школа.-2007.-№7. –С.40-43
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  15. Федеральный   государственный образовательный стандарт начального            общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Министерство  образования и науки Российской  Федерации-М.: Просвещение,2011.–33с. – (Стандарты второго поколения).
  16. Интернет-ресурсы: http://www.resobr.ru/materials/370/5665/?sphrase_id=37607

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/statyaformirovanie-chitatelskoi-kompetentnosti-uchashchikhsya-nacha-0 

http://rudocs.exdat.com/docs/index-493483.html?page=10 

http://методкабинет.рф/index.php/publications/nachshkola/612-suhareva.html 

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2059 

http://www.sharlikroo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=397&Itemid=149 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...