«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».
статья по чтению по теме

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада:  «Формирование коммуникативной компетентности младших

школьников на основе организации творческой деятельности на уроках  

литературного чтения».

К  началу  первого  класса  многие  учащиеся  владеют  слоговым  чтением,  

знают наизусть и читают небольшие стихотворения, могут рассказать сюжет  

предлагаемой  картинки,  но  не  всегда   способны  связно,  последовательно,  

понятно  для  окружающих  описать  предмет,  событие,  передать  ход  своих  

мыслей, объяснить то или другое правило.

   Сложность состоит в том, что некоторые учащиеся мыслят пока слишком  

реалистично   и  не   могут  оторваться   от  привычных    образов,   способов  

использования  вещей,  наиболее  вероятных  цепочек  событий.  Не  все  могут  

выразить  свои  чувства  и  представления  о  мире  различными   способами,  

свободно  фантазировать  и  направлять  творческие  возможности  на  решение  

различных  задач.  Именно  поэтому возникла  необходимость  организации  

такой  творческой  деятельности  учащихся,       которая  создавала  условия для  развития  коммуникативной  компетентности  учащихся  средствами  

художественной литературы.

Профессиональный       деловой     мир    остро    ощущает     дефицит     в  

практических  коммуникативных  умениях  выпускников  школы.   Однако            в  

последние  годы  участились  жалобы,  что  выпускники  школ  обладают  этой  

способностью      в    неудовлетворительной       степени.    Коммуникативная  

компетентность    это готовность и способность к взаимодействию  с другими  

людьми,  важнейшее  качество,  необходимое  человеку  во  всех  ситуациях  

жизни.   Если    определить    основной    смысл   образования     как  развитие  

практических способностей / умений, необходимых человеку для достижения  

успеха  в  личной,  профессиональной  и  общественной  жизни,  то  одной  из  

ключевых является его коммуникативная компетентность.  

    Если   мы   посмотрим   на   список   «общеучебных   умений,   навыков   и  

способов познавательной деятельности», предлагаемых Стандартом  [10], мы  

увидим, что половина из них связана с коммуникацией:

-  адекватно   воспринимать   устную   речь   и   быть   способным   передавать  

содержание    прослушанного     текста   в   сжатом  или   развернутом    виде   в  

соответствии с ситуацией речевого общения;

-владеть   монологической     и  диалогической    речью,   соблюдая    принятые  

этические нормы общения;

- владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и  

жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

-составлять план, тезисы, конспект.

    Компетентность   формируется   в   процессе   обучения.   В   связи   с   этим  

реализация  компетентного  подхода  зависит от образовательной  ситуации, в  которой  живет  и  развивается  ребенок.  Именно  поэтому  возрастает  роль  творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, которая способствует решению поставленных задач.

      Творчество   затрагивает,   приводит   в  активное  состояние  различные  

стороны  психики:  эмоциональную  память,  воображение,  чувства,  процессы анализа  и  синтеза.  Этот  процесс  позволяет  проявить  младшему  школьнику его   личные    качества,   направленность     ума,   воли,   чувства,   которые  проявляются в коммуникативной деятельности.

  Таким  образом,   актуальной  задачей   учителя  начальных  классов  считаю  необходимость  создания  условий  для      развития  творческих  способностей  учащихся    и  творческого  воображения,  как    важнейшего  пути  познания  и  освоения ребёнком окружающего мира, через средства языка  в соответствии  с условиями общения.  

Ведущая   педагогическая   идея  состоит    в  формировании

коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой деятельности.

Новизна  заключается   в   комбинировании,    а  также  разработке  

различных  приемов  и  методов    творческой  деятельности,  которые  создают  условия для формирования коммуникативной компетентности школьников.

Эта работа является  единой  системой  работы  «урок  грамоты  –  урок  

чтения  и  письма  –  урок  литературного  чтения  –   урок  русского  языка  –

межпредметное      обучение    -  внешкольная     работа».   Коммуникативная  

направленность  этих  уроков   и  занятий  активизирует  формирование    всех  видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, сочинять, свободно  пользоваться   языком   и   выразительными   средствами   речи   в   различных  речевых ситуациях.

По   определению   психологов      «творчество  – деятельность,   результатом  

которой  является  создание  новых  материальных  и  духовных  ценностей».

Творчество     –   сложный     психологический      процесс,   затрагивающий  

непосредственно мышление, воображение.

    Цель:  разработать  технологию  творческой  деятельности  учащихся  на  

уроках   литературного   чтения,    направленную   на   формирование  

коммуникативной компетентности.

    Задачи :

            определить  критерии   уровня   сформированности  

            коммуникативной компетентности;

            разработать  и  апробировать  приемы  и  методы  формирования  

            коммуникативной  компетентности  учащихся    через  творческую  

            деятельность;

            разработать  этапы  технологии    для   формирования  

            коммуникативной   компетентности  младших  школьников   на  

            уроках   литературного   чтения   через   организацию   творческой  

            деятельности.

  Технология   творческой деятельности учащихся на уроках литературного  

чтения  включает  несколько  этапов.  Она  требует  формирования  следующих  основных умений:

   - выделение концепт (мыслей текста), внимание к слову,

   - прогнозирование,

   - диалог  текстом.

   - включение воображения.

     1.  Выделение концепта (мыслей текста), внимание к слову.

   Выделить    главную    мысль    –  это   значит   осознать   её  в   тексте,  

абстрагировать    от   конкретного    воплощения    и   оценить    степень   её

значимости.

   Наиболее ясно это проявляется  в пословицах –  драгоценном  культурном  

фонде каждого народа. Пословицы, как правило, содержат две мысли:

-  частную,  конкретную,  прямо  вытекающую  из  текста  (например,  «Дорога  ложка к обеду»),

- общую –  переносный смысл, требующий  абстрагирования  от конкретного  

текста и широкого обобщения.

   На  каком  ещё  материале  можно  формировать  умение  схватывать  суть?  

Снова обратимся к народной мудрости. Ею создан специфический жанр для  

развития  смекалки  у  детей  –  загадки.  Загадки  учат  отыскивать  сходство  

между  самыми  отдельными,  внешне  не  сходными  вещами  на  основании  

существенных     свойств.   Для   разгадывания    загадок   требуется   немалая  

сообразительность.

   Таким  образом,  чтобы  научиться  выделять  главную  мысль,  необходимо  

соблюдать следующие условия:

    1. Осознание учащимися необходимости выделения концепта при каждом  

   взаимодействии с текстом;

   2.   Вычерпывание      всех   смыслов    каждого    слова,   словосочетания,  

   предложения  и  более  крупных  смысловых       единиц  текста,  а  так  же  их  монтажа;

   3.  Постоянная  работа  по  прогнозированию  текста  на  всех  уровнях   -  от  слова или словосочетания до целого текста;

   При   организации    этой   работы   надо  иметь   в   виду,  что  она   будет  

эффективной  в  том  случае,  если  и  сами  тексты,  и  задания  к  ним  будут  

разнообразны.

  2. Прогнозирование.

Беря в руки любой текст, зрелый читатель всегда, хотя иногда и неосознанно,  

ставит перед собой задачу выделить главное, т.е. понять, ради чего написан  

этот текст. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовков.

    Заголовок – это «входная дверь» текста. Если поразмышлять над смыслом  

заголовка, то многое станет понятно ещё перед чтением, «на пороге текста».  

Мысленная  обработка  заголовка  –     первый  шаг  к  усвоению  идеи  автора.

Сопоставление  известного    с  темой  заголовка  рождает  догадку      о  круге  выдвигаемых  автором  проблем,  вызывает  вопросы  и  гипотезы.  Заголовок  настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит  постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети  учатся  «прогнозировать»  события,  описываемые  в  тексте.  Учитель  задаёт  вопрос:

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь, судя по названию текста?

Дети  выдвигают  гипотезы,  предположения,  доказывают,  почему  они  так  

считают. После этого читается текст.

   Таким  образом,  заголовок  даёт  возможность  понять  авторскую  мысль,  

смысл текста и авторский замысел.

В  некоторых  случаях  автор  пользуется  заголовком  –      загадкой.  Понять  

скрытый  смысл  такого  заголовка  мы  сможем  после  прочтения,  однако,  на  «пороге  текста»,  он  невольно  привлекает  наше  внимание,  настраивает  на  вдумчивое  чтение.  Например:  «Королевство  кривых  зеркал»,  «Кому  было  плохо?», «Какая бывает роса на траве?».

                                    Заголовок.

                    Заголовок – окошко для взгляда впер?д.

                      Посмотри и подумай: что тебя жд?т?

                        Заголовок – это не просто слова:

                            Эти слова – всему голова.

    У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. При  

чтении ребёнок может по отдельным словам догадаться, что будет дальше. А  

дети  младшего  школьного  возраста  делают  это  с  большим  удовольствием.

Начиная  обучать  прогнозированию  с  первого  класса,  использую  задания  

в качестве минуток –  разминок и минуток –  отдыха. Позже  мы занимаемся  

прогнозированием буквально на каждом уроке.

    Существуют 3 типа вопросов:

   1.  Тематические, помогающие понять информацию.

   2. Смысловые,     способствующие   пониманию   авторского   отношения   к  тому, о чём говорится в этом тексте.

   3. Прогнозирующие вопросы,  дающие   возможность  учащимся предполагать дальнейшее развитие событий.

   Итак,  ведя  диалог  с  автором,  дети  останавливаются,  задают  вопрос  и  

пытаются представить, что будет дальше, они контролируют себя, а значит –

помогают  себе быть талантливыми, вдумчивыми, заинтересованными  читателями.

   3.Диалог с текстом.

   Многие  тексты,  особенно  детские,  отличаются  тем,  что  содержат  явные  или   скрытые    вопросы,    возможность    предугадывать     развитие    событий.  

Поэтому первоначальная задача научить ребёнка видеть такие вопросы:

- давать на них свои ответы;

-  удерживать  вопросы  и  ответы  в  памяти  до  тех  пор,  пока  не  появится  в  тексте  ответ,  т.е.  пока  не  появится  возможность  провести  самоконтроль.  В  этом заключаются основные операции диалога с текстом.

   В диалог включены мышление, память, воображение, внимание, поэтому -

это  основной  приём  работы  с  текстом. В  диалоге,  кроме  поиска  вопросов,  скрытых в тексте, важная роль отводится прогнозированию.

   На  прогнозирование  возможен       целый  ряд  заданий.  Это  задания  типа:

придумать   ответы   к   тексту,   его   окончание.   Неожиданные   ответы   или  концовки  текста,  как  правило,  рождают  у  ребят  улыбку.  Тексты  даются  не  случайно, с их помощью формируется не только гибкость ума, умение найти  нешаблонный ответ, но и чувство юмора, умение ценить шутку.

4. Включение воображения.

   Работа  над  умением  включать  воображение  является  следующим  этапом  формирования   творческого   читателя.   Задания   на   развитие   воображения  разнообразны    и   иногда   выходят   за  рамки   собственного    чтения.   Они  включают в себя:

- наблюдения за явлениями;

- изображение описанных картин;

- художественная деятельность;

-  описание  образов  различных  модальностей  (звуки,  запахи,  цвета,  формы,  рисование по представлению, эмоции, чувства).

   Исходя     из   своего   опыта,    можно     говорить    о   трёх   основных

взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на

развитие воображения:

1.Воздействие извне.

2.Стимуляция воображения.

3.Самовоспитание.  

   Первый путь – это традиционный принцип наглядности в обучении. Здесь  

могут быть предложены задания типа:

      рассмотреть очень похожие рисунки и найти в них различия;

      рассмотреть группы рисунков, соотносящихся друг к другу как целое и  

      его части;

      определить  место  каждой  части  на  рисунке,  изображающем  целое.

Второй  путь  воздействия  на  воображение  состоит  в  том,  что  учитель  или  учебный материал даёт только первоначальный толчок, пусковой момент для  дальнейшей   самостоятельной   работы   воображения. Он  включает   в   себя  следующие   формы   работы:      составление   своеобразных   «грамматических  сказок», создание образов при помощи сравнения; соотнесение предметов по  их схожести, дописывание стихотворений по первым строкам .

   Последний   вид  работы  очень   нравится    моим     детям.   Строчки,  

предлагаемые  ребятам,  содержат   остросюжетную  завязку   какого-то  необычного происшествия. Задача детей – придумать развязку, соблюдая при  

этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму.

    Третий  путь  –  это  путь  целенаправленной  работы  самого  школьника.  

Могучий  источник  развития  воображения  –  образцы  актёрского  чтения.  Воспринимаемые      на   слух   радиопередачи,    грамзаписи,    магнитофонные  записи, с их великолепным звуковым оформлением, стимулируют фантазию  детей.  

 До  сих  пор  речь  шла  только  о  зрительном  воображении,  рисующем  

картины  на  мысленном  экране.  Но,  пожалуй,  самым  важным   в  духовной  жизни   человека   является   эмоциональное   воображение      –  способность   к  переживанию  радости, печали,  гнева, сострадание  в  воображаемых  обстоятельствах.

   Основными  видами  деятельности  по  развитию  творческих  способностей  

учащихся являются: работа над сочинением, сочинение сказок, драматизация  

и   словесное    рисование,    сочинение     стихотворений.    

   1.  Работа над сочинением.

   Наибольшее внимание в своей работе по речевому развитию школьников  

я  уделяю    упражнениям      в  связной    речи,  а   в  частности,   работе   над  

сочинениями.   Одним  из видов  монологической   речи   являются  устные  

сочинения детей по воображению. Тематика сочинений в классе может быть  

широкой и разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль  

детей,  а  предметы,  взятые  для  описания,  вызывали  бы  у  них  эстетические  чувства. Детские сочинения можно классифицировать так:

    а) Творческие сочинения по картинке.

   б) Контаминации на темы художественных произведений.

   в) Свободное сочинение сказок и рассказов.  

    Творческое сочинение по картинке.

   Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе  

сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную  

ситуацию.  В  качестве  объекта  выбирается  любой  герой,  животное  и  даже предмет. Можно придумать развитие сюжета, а так же его финал.

Контаминация на темы художественных произведений.

   Известно,    что  дети   с  большим     удовольствием     воображают     себя   в  ситуациях,  в  которые  попадают  их  любимые  герои,  приписывают  себе  их  действия,    творчески    переосмысливая       приключения,     по-своему     меняя  поведение    героев   в   определённых     ситуациях.    Эту   особенность    детей  необходимо использовать, прежде всего, для воспитания в них благородных  черт характера.

    Методика   обучению   сочинению   –   контаминации   предельно   проста:  

ребёнку предлагают пересказать определённый эпизод сказки или рассказа от  

своего лица, будто всё это произошло с ним. Учитель сочувственно следит за  

течением «сочинения», делая вид, что верит каждому его слову, и при этом  

обязательно следит за речью ребёнка, неназойливо поправляет его.

   Очень   важно   выбрать   произведение,   достойное   того,   чтобы   ребёнок  перенял положительные черты его главного героя: усвоенное в этом возрасте  остаётся на всю жизнь.

Свободное сочинение.

   Заключается в том, что ребёнку представляется полная свобода сочинять  

сказку    или   возможную      ситуацию,     этому    не   учат   специально,     но способствовать   свободному   (самостоятельному)   сочинению   необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

       При  подготовке  к  работе  над  сочинением  приходилось  задумываться  

над вопросами:

- Как должно строиться высказывание?

- С чего начинается сочинение?

-  Как  научить   связывать   в   сочинении   части  друг   с   другом   по   своему  содержанию и форме?

   Опыт  работы  убедил  меня  в  том,  что, прежде  всего, детей  надо  научить  рассказывать на  заданную  тему,  правильно  строить  предложения,  выбирать  нужные слова.

    В букварный  период  после  прочтения  выбранного  рассказа  предлагаю  

детям передать его содержание от имени героя, представив себя в его образе.

Исключительно  велика  в  этот  период  роль  картин,  прогулок,  экскурсий,  

которые не только дают богатый материал для рассказов, но и настраивают

 на  рассказывание.  Простейшие  связные  тексты  дети  начинают  записывать  тоже в период обучения грамоте.

   Обучение  написанию  сочинения  ведётся  и  на  уроках  русского  языка.

Учитывая,  что  в  3  и  4   классах   сочинения  носят  в  основном  обучающий  характер,   составила   для   себя   план   работы   с   детьми   при   подготовке   к  сочинению:

   1.  Раскрытие темы (чаще тему предлагают сами дети):

             определение границ темы;

             озаглавливание;

             определение идейного содержания;

             композиция (место действия, действующие лица).

   2. Определение средств художественной выразительности.

   3. Грамматическое       задание     (использование     родственных       слов   или  глаголов 2-го лица, ед. числа).

   4. Составление плана:

          вступительная часть (выразить общее впечатление);

          основная часть;

          заключительная  часть  (оценочные  суждения,  выражение  личного  

          отношения к сказанному).

   5. Отбор языкового материала:

             родственные слова;

             сравнения;

             эпитеты;

             пословицы.

   Со  своими  детьми  мы  собираем  «копилку  поэтических  образов»,  куда  

входят наиболее яркие отрывки из стихотворений великих поэтов, в которых  

даётся описание предметов, явлений природы, чувств.

Большой  интерес  вызывает  у  детей  составление  рассказа  по  сюжетным  

картинкам  от  лица  различных  персонажей.  Это  позволяет  проследить,  как  изменится сюжет в зависимости от того, с чьей точки зрения ведётся рассказ  и кому он адресован. Такой подход позволяет:

а)  Реализовать    важное    методическое     условие    развития   речи   –   учёт  особенностей адресанта и адресата речи.

б)  Создаёт  основу  для  творчества  учащихся,  поскольку  одна  и  та  же  серия  картинок  служит  источником  для  различных  сюжетов,  разных  трактовок  событий.

в) Позволяет пронаблюдать, какие изменения вносятся в структуру и речевое  

оформление текста в связи с изменением содержания.

2.  Сочинение сказок.

    Известно,  что  дети  любят  слушать  сказки  и  любят  сочинять  их  сами.  

Знакомясь   с   их   сочинительством,   убеждаешься,   что   сказка   –  поистине  неувядающий жанр.  Во 2 классе мы учимся подбирать «слова – находки»  (гиперболы,  метафоры)  для  точного  описания  героев,  читаем  много  сказок,  анализируем их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Ученики читают  сказки   народные,    русских,   советских    и  зарубежных     авторов,   активно  обмениваются книгами.

      В   3 классе    мы  начинаем  поиск  сюжетов,  где  самый  обыденный  

предмет может превратиться в волшебный.

   При анализе сказок используются следующие вопросы:

- Что удалось лучше всего?

- Где завязка? Где развязка?

- Интересен ли сюжет?

- Получилась ли сказка? и т.д.

Здесь  необходима  индивидуальная  работа  с  каждым  учеником.  Учитель  

подчёркивает достоинства и мягко указывает на недостатки.

   В   4   классе   мы продолжаем   эту   работу.   Меняется   детская   лексика,  

развивается речь. Позже мы делаем сборники сказок, выставки оформленных  

дома сочинений.

   Приведу  несколько  приёмов,      которые  позволяют  пробудить  фантазию  

детей, устранить их скованность в общении.

    1.  Игра со словами. Ребята выбирают два любых слова (чем дальше эти  

       слова по смыслу друг от друга, тем интереснее). С помощью предлогов

       и союзов их соединяем и образуем словосочетание. Например: трамвай  

       – мороженое – мороженое на трамвае, трамвай в мороженом, трамвай и  

       мороженое. Они становятся темами для фантазий.

    2. «Метод Робинзона Крузо». Проводится тоже в форме игры. Выбираем  

       любой  предмет,  например,  шляпу.  Чем  ещё  (кроме  головного  убора)  

       может  быть?  В  качестве  чего  может  использоваться?  Кто  больше  придумает?   Шляпа,   оказывается,   может   быть   гнездом,   кораблём,  

       корзиной для бумаг, ситом и т. д.

    3. Сказки   на   новый   лад. Пробуем   переделывать   сказки,   выбирая   в  

       качестве персонажей предметы и животных.

   4.  Написание  рассказов,    по  заданному  началу  и  концу.  Такой  приём  

       требует  предварительной  подготовки,  поэтому  такое  задание  даю  на  

       неделю.

    Хочется   верить,   что   ребёнок,   написавший     добрый   фантастический  

рассказ, когда - нибудь действительно полетит к далёким планетам, построит  

необычный   город,   излечит   неизлечимую   болезнь   и   уничтожит   всё  зло,  которое накопилось на нашей многострадальной земле.

   3. Драматизация и словесное рисование.

   Ценность   приёма   драматизации      определяется   тем,   что   он   помогает  зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает  воссоздающее      воображение,     без   которого    невозможно      полноценное  восприятие художественной литературы.

    Чтение   по  ролям    предваряет   по   степени   сложности    драматизацию  

развёрнутой  формы,  оно  возможно  в  работе  над  любым  произведением,  в  котором есть диалоги.

    Подготовку к чтению по ролям провожу в такой последовательности:

- знакомство с текстом – чтение или слушание;

- общая проверка восприятия;

- определение количества действующих лиц;

- чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских  

слов на закладках;

- определение необходимости чтения авторских слов;

- анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц

с целью выразительного чтения;

- определение интонационной окраски реплик героев;

- выбор чтецов и первое чтение по ролям;

- разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;

- повторное чтение с новыми исполнителями;

- подведение итогов.

   Работу  по  драматизации  провожу  так.  Разбиваю  класс    на  группы  по5-6 человек.   Ставлю   перед   каждой   группой   задачу:   инсценировать   рассказ,  сказку;  разобрать  самостоятельно  сценарий  (отобрать  значительный  эпизод  или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих  лиц; оснастить сценку (выбор инвентаря не ограничен). Одним  из  методических  приёмов,  побуждающих  учеников  проникнуть  в  текст произведения,     является   создание    воображаемых      мизансцен    и  запечатление  их  в  рисунках.  Словесное  рисование,  создание  диафильмов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

Итак: школа живого устного слова – драматизация и словесное рисование  

–  должна  проходить  через  весь  курс  обучения  в  младших  классах,  ибо  

является  источником  больших  переживаний,  эстетического  наслаждения,  

развивает устную и письменную речь, стимулирует развитие познавательных  

процессов личности – восприятия, воображения, мышления.

   4.  Сочинение стихотворений.

   К.И. Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь  

потом постепенно начинаем говорить прозой».

   Работу  начинаю  уже  с  первого  класса.  Сначала  на  уроках  обучения  

грамоте,  затем  на  уроках  чтения,  развития  речи.  С  первого  дня  обучения  применяю много стихотворного материала: сказки, стихи – загадки о буквах  звуках.  Использую  и  подборки  всевозможных  стихотворных  диалогов  разной степени трудности.

    С  целью  устранения   неточностей  в   произношении    работаю     с  

чистоговорками,  в  ходе  проговаривания  которых,  предлагаю  детям  самим  придумать её продолжение. Ученики с удовольствием заканчивают фразу и очиняют свои чистоговорки. Материалом, способствующим усвоению норм  

литературного произношения и ударения, могут быть: игры «Доскажи  

словечко»,    «Исчезли   слова»,    «Кто   больше   подберёт   рифмы   к   словам», упражнение «Произнеси правильно».

На   этом    же   начальном      этапе   обязательно     знакомлю     с   некоторыми  особенностями стихотворений: ритмом, рифмой. Проводим наблюдения над созвучными окончаниями строк.

   Один   из   интереснейших   приёмов   работы   над   стихотворением,   когда  ребёнок  выступает  в  роли  соавтора.  На  доске  записано  стихотворение,  но  наиболее  яркие  образные  слова  закрыты.  Нам  нужно           найти  эти  слова  и  поставить их на место.

  Школьники,  восстанавливая  текст,  должны  помнить,  что  не  любое  слово  подойдёт, а  только то, которое  соответствует оригиналу  и  по числу  слогов.  Это   важно    ещё   и   потому,    что  дети   учатся    чувствовать    ритм  стиха,  метрические соответствия.

   За  много  лет  работы  над  этой  проблемой  накопился  большой  материал,  как  заимствованный  из  опыта  других  учителей  города  Губкина, Белгорода  и  России,  так  и  собственные  наработки.  Учитель  достигнет  желаемого  результата  лишь   в   том   случае,   если   сам   он,   как   личность   не   чужд   творчеству,  постоянному поиску, созиданию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Методическая разработка «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные фор...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые пр...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Статья «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные формы, в...