Педагогический проект «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
проект по окружающему миру по теме

Забровская Наталия Александровна

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

Забровская Наталия Александровна

Учитель начальных классов

 филиала МБОУ ТСОШ №2

в д. Чичерино

Условия формирования опыта.

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок получает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. Поэтому тема моей работы определяется как “Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности”.

В описании  своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цели и задачи своей работы.

Главными целями экологического воспитания являются:

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

- воспитание ответственности за собственные поступки.

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека.

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру учащихся

2. Создание условий для экологического воспитания в классе:

 - организация уголка природы,

 - выставочного уголка,

-подбор литературы, фотографий,

- подбор  растений и уход за ними.

3.Работа с родителями:

- экологическое просвещение родителей

-выполнение совместных творческих работ (изготовление поделок, рисунков)

Актуальность.

Важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

В ходе работы возникают противоречия, которые требуют  разрешения:

  • между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
  • между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
  • между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. 

  • Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;
  • Выбрана программа преподавания окружающего мира;
  • Урочные занятия дополняются занятиями кружка «Планета загадок», классными часами.

Этап реализации проекта.

  • Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные).
  • Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Этап совершенствования. 

  • Организация системной работы;
  •  Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
  • Сотрудничество с школьным научным обществом, участие в экологических конкурсах «Зеленая планета», «Моя Земля», «Россия туристическая глазами детей», «Письмо губернатору. Охрана окружающей среды в Тамбовской области», олимпиадах различного уровня.

Результатами работы является

  • Осознанное ценностное отношения школьников к природе.

Работа по экологическому образованию ведется на уроках окружающего мира, математики (решение задач экологического содержания), русского языка (на основе специально подобранных текстов природоведческого характера, литературного чтения, технологии (поделки из природного материала),ИЗО.

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

    Ежегодно весной и осенью учащиеся работают на пришкольном участке: освобождают территорию от листьев, от мусора, ухаживают за растениями, подкармливают птиц осенью и зимой. Учитель – носитель экологической культуры. Он знакомит ребят с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей.

В программе экологического воспитания  выделяю следующие направления работы:

  • Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
  • Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
  • Практическое направление работы (озеленение класса, подкормка птиц)
  • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Формы работы:

Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

  • Экскурсии в природу;
  • Беседы, доклады, сообщения;
  • Экологические игры;
  • Праздники;

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

Живое общение с природой стимулирует интерес к её изучению и  способствует эстетическому воспитанию. Одновременно воспитывается любовь  к родному краю. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные.

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий. Праздники по экологической тематике “Сохраним красоту Земли для себя ”, “Во саду ли, в огороде ”, экологический час “Поможем планете Земля ” и много других.

На занятиях нашего кружка мы с ребятами стараемся не только не навредить природе, но и помочь ей. Для этого принимаем участие в таких акциях, как:

  • “Покормите птиц зимой”
  • “Скворечник”
  • “День Земли”

Облагораживаем пришкольный участок, на котором имеем отведенное нам место.

В течение нескольких лет принимаем участие во Всероссийском экологическом форуме “Зеленая планета”.

В практике работы используются игры экологического характера. Игра - любимое занятие младших школьников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребёнок должен усвоить определённые знания.

Виды игр:        

- Спортивные, эти игры можно организовывать на прогулке, на экологическом празднике (например, эстафета с поисковыми элементами на экологической тропе).

2.Дидактические игры:

- настольно- печатные (лото, домино, кроссворды, разрезные картинки)

- вербальные – загадки, викторины, упражнения («Что в лесу растёт?  Кто в лесу живёт?», «Лесные ориентиры»).

 3. Сюжетно-ролевые игры: спектакли, заочные путешествия (Путешествие в Зеленую страну).

Эти игры хорошо использовать для закрепления правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности. Игры учат детей сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из разных экологических ситуаций.

Ежегодно провожу анкетирование родителей, определяю их мнение по следующим вопросам:

-Экологическая ситуация в нашем регионе.

- Влияние окружающей среды на здоровье человека.

- Придерживаетесь ли вы правил экологически грамотного поведения на     отдыхе? В быту?

- Уверены, что летом вы купаетесь, ловите рыбу в чистой реке?

- Используете ли химические препараты на даче, дома?

- Представляете ли вы последствия  применения этих препаратов для собственного здоровья и здоровья своих детей?

Итоги анкетирования подводятся на родительском собрании «Экологическая ситуация в нашей местности».

Есть у нас и планы на будущее:

  • Продолжить сбор  материала и  оформить альбомы: “Лесная аптека”, “Наша помощь природе”.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе характеризуется  следующими показателями: 

  • Повышение уровня информированности;
  • Повышение интереса к природе родного края;
  • Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает всех учащихся.