Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»
методическая разработка на тему

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера»

 

Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера»

Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50».

 Формирование социального опыта учащихся в начальной школе очень важно в наше время. В данной статье рассматриваются методы и приёмы работы по формированию социального опыта учащихся через экологическое воспитание на внеурочной деятельности в начальной школе по программе «Изучение природы родного края». Формирование у детей ответственного отношения к природе умение на практике бережливо к ней относиться, понимать значение экологии в нашем регионе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду своего региона. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках» В.А.Сухомлинский.

Проблема формирования социального опыта в экологическом воспитании и образовании существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное формирование социального опыта учащихся через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы малой родины.

 Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование начальных основ экологической культуры социального опыта у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура и социальный опыт человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры и социального опыта длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе на учебных и внеурочных занятиях. Цель формирования социального опыта младших школьников через экологическое воспитание состоит в создании ответственной личности, бережно относящейся к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности. Такую возможность дает организация внеурочной деятельности по программе «Изучение природы родного края» Очень важно подкреплять теоретические знания практическими занятиями, экскурсиями по родному краю. Содержание работы по формированию экологической культуры и социального опыта учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи школы, а в частности учителей. Таким образом, цель системы экологического воспитания и приобретение младшими школьниками социального опыта – это развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности.  Чтобы достичь этой цели программа внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» включает следующие методы и средства обучения:

 *экскурсии по родному краю (Томская писаница, Телеутская землица, музеи Кузбасса, и др.);

* круглые столы (дети в группах делятся своими знаниями, суждениями, понятиями, убеждениями по вопросам экологии).

*совместные проекты по экологии;

*участие в школьных, районных, региональных дистанционных конкурсах исследовательских работ (для младших школьников);

*участие в сетевых проектах;

*конкретная природоохранная деятельность (движение «зеленых», юных друзей птиц и др.)

Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.  

На внеурочных занятиях по программе «Изучение природы родного края» у учащихся формируются убеждения, что природа - целостная саморегулирующаяся система, которую человек может приходить только в гости, но не вести себя как неразумный хозяин. Важное звено во внеурочной деятельности по программе «Изучение природы родного края» - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней, что дает ребятам социальный опыт в экологической работе на начальном этапе.   Внеурочная работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.

Внеклассная работа по программе «Изучение природы родного края» выполняет ряд функций:

1. Просветительская функция. Помогает ребёнку осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью её сохранения, предотвращения необратимого нарушения её целостности.

 2. Развивающая функция. Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

 3. Воспитательная функция. Формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к природе. Возникает чувство восхищения величием природы, её красотой. При этом пробуждается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности. Эта функция укрепляет патриотизм школьников.

4. Организующая функция. Стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребёнка к природоохранной деятельности.

5.Прогностическая функция. Развитие у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе. Предусмотреть, к чему ведёт нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе.

 Внеурочная деятельность по программе «Изучение природы родного» имеет следующие направления работы:

  *Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

*Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

 * Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)  

*Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

На своих занятиях мы используем следующие формы работы:

* Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

*Экскурсии в природу;

* Беседы, доклады, экологические праздники;

* Проекты, исследовательские работы.

 

Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии и получение социального опыта- это изучение природы родного края. Родной край - это то, что мы видим с самого рождения, это - наша Родина. Знание и понимание проблем малой Родины, умение пользоваться знаниями во благо себе и окружающей среде - основа экологической культуры человека. Задачи программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы, уметь вести себя в природе т.е. приобретать социальный экологический опыт. Большие возможности в их решении имеют экскурсии («Природа городского парка», «Город Новокузнецк на Томи»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Ребята побывали на экскурсии в Томской писанице, посетили Беково «Телеутскую землицу», где узнали о редких растениях нашего края и представителях животного мира Кузбасса, получили интеснейшие сведения об истории жизни своих предков. Регулярные экскурсии в местный краеведческий музей на экспозиции «Птицы нашего края», «Животный мир Кузбасса», «Экологическое здоровье города Новокузнецка» и др., посещение экспозиций музея «Кузнецкая крепость» позволяют учащимся прикоснуться к истории родного края, учит бережному отношению к традициям и природе малой родины.

 Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их, обогащает жизненный опыт. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить по-другому, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края (почему тот или иной объект считается памятником природы и как его надо охранять).

Ученики класса с удовольствием принимают участие и в проектной деятельности школы, класса. Проект «Птичий дом» осуществлялся в зимнее время. Суть проекта: изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; организация подкормки птиц в зимнее время; изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц.

 Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

 Одним из важнейших принципов формирования социального опыта учащихся через экологическое воспитание считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад – школа – вуз – послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе - начальные классы.

 Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. Становится ясно, что в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, также формируется социальный опыт. Именно поэтому я как учитель начальных классов понимаю необходимость реализовывать формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребёнка с природой; воспитывать сопереживание к ней, развивать активность в решении некоторых экологических проблем. Мои ученики знакомятся с ответственностью за сохранение естественного природного окружения, ответственностью за своё здоровье и здоровье других людей, активностью и созидательной деятельностью по изучению и охране окружающей среды.  На внеурочных занятиях делается упор на формирование у детей   понимания о природе, как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; прививаются нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям; формируется начальный опыт защиты окружающей среды.

Таким образом, вся эта деятельность позволяет сформировать социальный опыт учащихся через экологическое воспитание   по следующим показателям:

1. Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать.

 2. С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности.

3. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок).

4. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным.

5. Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

 6. Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Следует помнить, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно овладеть терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Ведь природа – великий учитель! На основании вышеизложенного, напрашивается вывод, что формирование социального опыта учащихся начальных классов через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий получаемых учащимися по планированию, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.

Используемые источники:

1. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

 2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // НШ. - 1999. - №1.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль «Академия развития» 1997г.

 6. http://festival.1september.ru/articles/213264/

                                                                                                                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 50».

Цели:

овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,

освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,

формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Задачи:

- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,

- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,

 - формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Описание курса в плане внеурочной деятельности:

внеурочная деятельность «Изучение природы родного края» относится к спортивно-оздоровительному  направлению плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 50» и изучается  в 3 классе 1 час в неделю (35 часов в год).

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно- прикладного искусства, музыка и т.д.);
  •  воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
  • оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  • проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста:
  • формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).

Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).

Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.

Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 2. Определение прозрачности воды

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 4. Дневник наблюдений за погодой

Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.

Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.

Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 5. Почва и ее состав

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения: У-3 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-3 – тетрадь/класс, Х-3 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во часов

1

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

У-3, ч.1 (с. 59–62, 157)

Т-3, ч.1 (с. 23)

Х-3 (с. 43–44)

Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды / внеаудиторное занятие: описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов / аудиторное занятие: отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов.

2

Определение прозрачности воды

У-3, ч.1 (с. 89–90)

Т-3, № 1 (с. 32–33)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторное занятие: экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального

исследования / внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов /аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Оформление пособия

3

Свойства воздуха

У-3, ч.1 (с. 104–110, 157)

Т-3, № 1 (с. 39–41)

Х-3 (с. 61–68)

У-3, ч.1 (с. 104–110, 157)

Т-3, № 1 (с. 39–41)

Х-3 (с. 61–68)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) / внеаудиторные занятия: оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации) / аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

10ч

4

Дневник наблюдений за погодой

У-3, ч.1 (с. 115, 118, 120–122, 158)

Т-3, № 1 (с. 43)

Х-3 (с. 73–76)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений / внеаудиторные занятия: наблюдение за погодными изменениями / аудиторные занятия: обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

5

Почва и ее состав

У-3, ч. 2 (с. 35–38)

Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы / проведения опытов по исследованию состава почвы / внеаудиторное занятие: оформление результатов опытов / аудиторное занятие: обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

И - индивидульное-20-25 шт.

 Г-групповое – 3-5 шт.

Д-демонстрационное – 1 шт.

Программы

Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст] : 1–4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Д

Учебник

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014

И

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Электронное приложения

Д

Технические средства

Персональный компьютер

     Персональные нотбуки детей

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

в том числе

план

факт

теория

практика

1-6

01.09

08.09

15.09

22.09

29.09

06.10

Свойства воды в жидком состоянии

Экспериментальное исследование свойств воды

Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении

Лед, образовавшийся из воды, занимает большой объем (эксперимент)

Описание этапов постановки одного из опытов

Оформление результатов экспериментальной работы «Свойства воды в жидком состоянии»

Подведение итогов по работе «Свойства воды в жидком состоянии»

7-12

13.10

20.10

27.10

10.11

17.11

24.11

Определение прозрачности воды

Опытное исследование прозрачности воды из реки Томи.

Опытное исследование прозрачности воды из водопровода

Описание опытных исследований прозрачности воды

Оформление результатов исследовательской работы «Определение прозрачности в реке Томь »

Подведение итогов по работе «Определение прозрачности воды в реке Томь»

13-

22

01.12

08.12

15.12

22.12

12.01

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

Свойства воздуха

Опытное исследование свойства воздуха. Воздух можно взвесить

Описание опытного исследования Воздух можно взвесить»

Воздух при нагревании расширяется

Описание опытного исследования «Воздух при нагревании расширяется»

Воздух при охлаждении сжимается

Описание опытного исследования «Воздух при охлаждении сжимается»

Теплый воздух легче холодного

Воздух занимает пространство

Описание опытного исследования «Теплый воздух легче холодного. Воздух занимает пространство». Загрезнение воздуха местными заводами (заседание эколгов).

Оформление результатов исследовательской работы «Свойства воздуха»

Подведение итогов по работе «Свойства воздуха»

10ч

23-28

01.03

15.03

22.03

05.04

12.04

19.04

Дневник наблюдений за погодой

Составление словарика научных терминов

Конкурс на лучший словарик научных слов

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой

Разработка формы дневника наблюдений за погодой

Выставка дневников наблюдений за погодой

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдений за погодой в течение недели

29-

35

26.04

03.05

10.05

17.05

24.05

31.05

Почва и ее состав

Определение цвета почвы

Определение наличия полусгнивших остатков растений и мелких животных

Определение наличия в почве воды и воздуха

Определение наличия в почве песка, глины и минеральных солей

Описание опытных исследований по теме «Почва и ее состав»

Оформление результатов исследовательской работы «Почва и ее состав»

Подведение итогов исследовательской работы по теме «Почва и ее состав»