«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»
статья на тему

Зотова Ирина Владимировна

 

 «Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

В основу нашего курса вошла программа А.А. Плешакова по окружающему миру для младших школьников. Кроме того, каждый учитель, при разработке плана воспитательной работы, использует экологический календарь, который помогает спланировать в начальной школе выборочное проведение уроков, конференций, праздников согласно  общепринятым датам экологического календаря.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

-         углубить и расширить экологические знания;

-         привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,

-         развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

-         сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

  1. Проведение недели экологии в рамках предметных декад

(В течение предметной декады была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Необходимо отметить интерес родителей к проведению предметной недели. Они готовили с детьми поделки, были активными зрителями на внеклассных мероприятиях. Предметная декада прошла в динамичной и творческой обстановке.)

В рамках декады были организованы конкурсы:

-поделка из бросового материала

-конкурс плакатов, рисунков на экологическую тему

- викторины по экологии

-были проведены классные часы

29.10. 2012 г.  прошёл заключительная линейка  по декаде экологии.

В программе было подведение итогов в конкурсе - плакатов, рисунков, поделок,

-театрализованное представление "Лесной спецназ, или кто спасёт зелёный лес",

-игры и конкурсы на экологическую тему.

  1. Конкурсы

А) Международный дистанционный конкурс для учащихся 1-4 классов «ЭМУ-Эрудит - 2012» (включает четыре метапредметных раунда:БЫСТРЫЙ, УМНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ЛОВКИЙ) -  107 участников (214 раундов) – 40 учащихся 1 место в регионе  (Москва)

Б) Международный дистанционный конкурс для учащихся 1-4 классов «ЭМУ-Специалист - 2013»(математика, информатика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, английский язык) – 63 учащихся участники предметного раунда окружающий мир) – результаты ожидаются.

В) Всероссийский дистанционный марафон «Экологическая азбука» (для учащихся начальных классов) - 55 участников – результаты ожидаются.

Г) Традиционная осенняя добровольческая акция «Москва – городсирени», конкурс плакатов  - участники 2 класс «А», кл. рук. Цыганова Т.А. – 10 учащихся.

Д)Всероссийский дистанционный марафон «Мир вокруг нас. Цветы» (для 1-2 класса) - участники 2 класс «А», кл. рук. Цыганова Т.А. – 2 ученика 1 место.

Е) Конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»

3. Экологические акции

А) «Покорми птиц зимой» - 3, 4 класс, «Птичий патруль» - 1,2 класс

Б) «Экологические патруль» (опрос населения и создание экологических символов по результатам опроса)

В) «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих территорий).

Г) «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

4. Выставки

А) Поделки из природного материала «Здравствуй, осень, золотая»

Б) Поделки из промышленных отходов «Соверши чудо - подари вторую жизнь».

В) Оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля» - 4 «А - Б»

Г) Купольное кино «Куда исчезли динозавры»

5. Классные часы

По планам классных руководителей согласованно с планом воспитательной работы школы и экологическим календарем.

6.  Экскурсии в начальной школе (экологическое направление по планам классных руководителей)

1. Этно – культурный комплекс северных народов «ХаскиЛенд»

2. Дарвиновский музей

3. Зоопарк

4. Музей воды

5. Уголок дедушки Дурова

6. Палеонтологический музей

7. ВВЦ. Выставка с/х техники

8. Выставочный зал «Богородское» «Природа родного края»

9. Дельфинарий

10. Океанариум

11. Музей «Ледниковый период»

12. Сезонные экскурсии в парки и скверы города.

13. Музей леса

14. Московский планетарий

15. IMAX, учебные  3Dфильмы

7.  Сотрудничество с общественными организациями

1. С Домом творчества – «Экологическая эстафета»

2. С Управой и муниципалитетом «Богородское» «Праздник на льду»

3. Досуговый центр «Богородская Юность»

- отряд «Юный эколог»

- «Друзья Лосинки»

4. Экологические уроки «Эти удивительные животные»,  «Зверек на ладошке»

8. Встречи с ровесниками из других школ

1.  Городская историко – культурологическая экскурсия «Осенние приключения в Сокольниках» в рамках экологической игры «Чуден град Москов»

2.  ДТД и М «Экологические эстафеты», «Путешествие по экологической тропе» - экологическая игра., "Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды» - экологическая игра.

9. Проектная деятельность

Прогнозируемые результаты

Учащиеся будут знать:

  1. связь между человеком и природой
  2. экологическую ситуацию в своем городе
  3. исчезающие растения и животные своей местности
  4. правила поведения в природе

Учащиеся будут уметь:

  1. работать со справочной литературой
  2. вести наблюдения в природе
  3. выполнять правила поведения в природе
  4. изготовлять кормушки для птиц
  5. оформлять результаты своей деятельности

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  1. любознательность
  2. усидчивость
  3. коммуникабельность
  4. организованность
  5. ответственность

Полученные результаты

  1. Ценностное отношение к природе;

  1. Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  1. Получение элементарных знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  1. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  1. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Экологический календарь

СЕНТЯБРЬ

9

День красоты

16

Международный день охраны озонового слоя

третье воскресенье

День работника леса

27

День туризма

последняя неделя

Всемирный день моря

ОКТЯБРЬ

4

Всемирный день защиты животных

7

Международный день жилища

вторая среда

Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

16

Всемирный день продовольствия

НОЯБРЬ

6

Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

18

Международный день борьбы с курением

25

День матери

ДЕКАБРЬ

1

Всемирный день борьбы со СПИДом

ФЕВРАЛЬ

2

Всемирный день водно-болотных угодий

19

Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)

МАРТ

15

Всемирный день прав потребителя

22

Всемирный день воды (Международный день водных ресурсов)

23

Всемирный метеорологический день

АПРЕЛЬ

1

Международный день птиц

7

День здоровья

15

День экологических знаний

22

День Земли

22 - 29

Марш парков

26

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

30

День работников пожарной охраны

МАЙ

15

Международный день семьи

16

Международный день музеев

22

Международный день биологического разнообразия

24

Европейский день парка

31

Международный день отказа от курения

ИЮНЬ

1

День защиты детей

5

Всемирный день окружающей среды (День эколога)

17

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

26

Международный день борьбы с наркоманией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания, развития и социализации учащихся начальной школы« Мир, в котором мы живем» (1-4)

Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, пор...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой

Выступление на родительском собрании первоклассников для привлечения внимания родителей к воспитательным возможностям русских народных сказок...