Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
статья на тему

Сенчук Елена Михайловна

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями.

         Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я разработала  программу воспитания и социализации младших школьников  «Счастливы вместе» (срок реализации 4 года), в которой планирую  реализовать потенциальные возможности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senchuk_e.m.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Сенчук Е.М.

МКОУ «Любино-Малоросская СОШ»

Любинского района Омской области

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

 В основной образовательной программе начального общего образования ключевое место отводится программе духовно-нравственного развития и воспитания (далее Программа ДНВ и Р). Нельзя не переоценить роль данной Программы в воспитании младших школьников. Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Духовно-нравственное воспитание пронизывает все виды деятельности школы: урочную, внеаудиторную, семейное воспитание, общественно-полезную деятельность. Одним из способов реализации Программы ДНВ И Р является разработка воспитательного плана класса. Он позволяет систематизировать всю работу с детьми и их родителями, а так же эффективно реализовать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в данной системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 

        Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной, когда я набирала 1 класс в 2011 году.

         Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я разработала  программу воспитания и социализации младших школьников  «Счастливы вместе» (срок реализации 4 года), в которой планирую  реализовать потенциальные возможности учащихся.

«Счастливы вместе». Над такими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «вместе», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты (духовно, интеллектуально) возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, связанные с изменением его основной деятельности (из игровой в учебную), основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Цель программы: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Основные задачи программы:

1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс,   обеспечивающий  формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение,  воспитание культуры личности.

2. Формировать коммуникативные навыки.

3. Приобщить детей к традициям школы, села, края, к обычаям русской культуры, истории.

4. Построить  систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.

5. Создать  условия для развития потребности в здоровом образе жизни.

6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Достижение цели и решение поставленных задач я планирую через:

1. Участие детей в управлении школой и классом (организация  самоуправления). Это предполагает:

  1. совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  2. совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
  3. самостоятельное планирование внеаудиторной совместной деятельности;
  4. гласность жизни (наличие классной газеты).

2. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  1. творчество в процессе обучения (на уроках);
  2. творчество после уроков: детские объединения, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
  3. возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

3. Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  1. проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

4. Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  1. проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Программа воспитания и социализации «Счастливы вместе» реализуется по следующим направления:

  1. Счастливы Вместе в России (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
  2. Счастливы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
  3. Счастливы Вместе в труде и жизни (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);
  4. Счастливы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
  5. Счастливы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  6. Счастливы Вместе с прекрасным (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Для каждого направления разработаны ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды и формы деятельности.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по всем известным  трем уровням.  На конец первого класса я планирую достичь только первого:  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

В своей работе я использую не только  традиционные формы деятельности: беседа, экскурсия, прогулки,  конкурсы, фестивали, ярмарки,  выставки,  разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, игры, спортивные соревнования. Последние несколько лет я использую проектную деятельность на уроках и во внеклассной работе с детьми. В этом учебном году мы с учителями начальных классов  запустили долгосрочный учебный проект «Моя малая Родина». Проект имеет 5 этапов: краеведческий, экологический, литературоведческий,  художественный и спортивный. Пройдя все этапы ребята:

- узнают историю области, района, села, улицы и семьи;

- познакомятся с животным и растительным миром родного края, попробуют решить экологические проблемы;

- узнают писателей и поэтов Омской области, научатся сами сочинять стихи и писать сказки;

 - нарисуют любимые уголки своей малой Родины, своими руками изготовят игрушки;

- научат друзей и научатся сами играть в народные игры.

Этот проект объединит не только ребят разного возраста, но и все социальные объекты села: библиотеки, дом культуры, детское объединение «Первоцвет», краеведческий музей им. Лощининой М.И.

Только совместная деятельность школы и ее социальных партнеров поможет осуществить  социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"

Основной идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...

Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа разработана для учащихся начальной школы, реализуется в течение всего периода обучения с 1 по 4 класс....