Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"
рабочая программа по теме

Макарова Марина Владимировна

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.

 

Основной  идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая позволит каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Яснополянская средняя общеобразовательная школа

Ташлинского района Оренбургской области

Программа воспитания и социализации

учащихся начальной школы

                                   

на 2013-2017 г.г.

                                                                                                               

                                                                       Составитель:

                                                                     Макарова Марина Владимировна,

                                                     учитель начальных классов

                                                                 

п. Ясная Поляна

2013г

Содержание

1.Постановка проблемы и условия разработки программы

2.Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

2.2 Основная идея.

2.3.Цель программы.

2.4 Способы достижения целей.

2.5 Направления программы.

2.6.Подходы к воспитанию.

2.7. Принципы построения воспитательной системы.

2.8 План поэтапной реализации программы воспитания.

3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности).

4. Планирование.

5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ.

6. Ресурсное обеспечение.

  1. Актуальность разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Ход  преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-управленческими структурами. Это прежде всего задачи воспитания современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

Современная нормативная парадигма, основанием которой служит функция воспитания, направленная на формирование отдельных качеств личности, требуемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» такова: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье… формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования. Одним из основных направлений развития системы образования является «восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом… создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов».

Сегодня надо взглянуть на воспитание как на целостный феномен и преодолеть ряд стереотипов. Первый из них – «выделение» воспитания из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональных ролей как дополнительной по отношению к учебному процессу. Второй – наличие на теоретическом уровне и в практике работы представления о «множественности» воспитания: нравственном, трудовом, эстетическом и т.д. Все это требует  переосмысления сущности самого феномена воспитания.

В условиях школы необходимо выделение тенденции к активизации личности ученика, к активному развитию, становлению гражданской позиции, отношение с окружающим миром.

В системе российского образования начала формироваться новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, личностно-деятельностная направленность, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.

В то же время не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности. Нерешенные социальные проблемы мешают выполнению воспитательных функций.

Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания является воспитательная система и программа развития воспитания.

Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей людей, их реализующих в процессе  целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.

Программа должна определиться конкретной реальностью, педагогическими ресурсами воспитания, социальной ситуацией развития конкретных учащихся в конкретных обстоятельствах.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

  • Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  • Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
  • В силу переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания  и социализации учащихся начальной школы «Планета счастья»  являются:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
  • Воспитательная программа МБОУ Яснополянская  СОШ

2.2 Основная идея

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.

            В связи с этим основной  идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая позволит каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

          Обоснованием актуальности основной идеи программы «Планета счастья» считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

           В дальнейшем буду опираться на следующие определения. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Программа «Планета счастья» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

2.3.Цель программы:

Для классного руководителя:  создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

     

    Для учащихся и родителей: создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей,  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.  

2.4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

 Это предполагает:

  • совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  • совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
  • самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
  • гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  • творчество в процессе обучения (на уроках);
  • творчество после уроков: детские коллективы, кружки, КТД  и пр.;
  • возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  • проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся классными руководителями);
  • проведение психологических занятий с целью просвещения (проводятся психологом).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения целей является профессиональная готовность педагогов:

  • учитывать развитие прирожденных задатков;
  • создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
  • предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
  • предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
  • согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
  • создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
  • включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

2.5  Направления программы.

Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных  направлениях воспитания, каждое из которых перекликается с направлением общешкольной программы):

  • Планета счастья в России (Отечество): гражданско-патриотическое воспитание, социальной ответственности и компетенции;
  • Планета счастья в мире людей (Человек): духовно-нравственное, правовое, здоровьесберегающее воспитание, формирование культуры безопасности и коммуникативной культуры;
  • Планета счастья в труде и знаниях (Знания): интеллектуальное воспитание, сознательное творческое отношения к учению, труду, жизни;
  • Планета счастья и здоровья в семье (Семья): воспитание семейных ценностей, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • Планета счастья и природа (Земля): экологическое воспитание, трудовое воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • Планета счастья и прекрасное (Культура): воспитание ценностного отношения к прекрасному, культуротворческое и эстетическое воспитание.  

2.6. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Планета счастья» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России

  • справедливость
  • свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
  • жизнь человека
  • межнациональный мир
  • семейные традиции
  • любовь и верность
  • забота о младших и старших
  • патриотизм, вера в Россию, единство Российской нации.

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

2.7. Принципы построения программы:

  • принцип гуманности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
  • принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
  • принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
  • принцип преемственности, последовательности, систематичности.

 2.8.  План поэтапной реализации программы воспитания

Программу предполагается реализовать в несколько этапов:

2013-2014 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:

- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;

- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;

- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.

2014-2017 – запуск программы и этапы реализации:

- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;

- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;

- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;

- организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.

          2017-2018 – аналитико-коррекционный этап:

- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.


3.Содержание программы.

Воспитанию нет начала, и конца

его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.

                                   Амонашвили

Планета счастья в России (ОТЕЧЕСТВО)

Направление

Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям)

Ценности

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи

  • создать условия для формирования:

- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

- первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

- умения отвечать за свои поступки;

- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

У выпускника начальной школы должно быть сформированы:

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

Виды деятельности

-  получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с  историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Формы деятельности

  • беседа, чтение книг, проведение классных часов,
  • просмотр учебных фильмов и кинофильмов,
  • изучение предметов учебного плана;
  • работа в кружках краеведческого направления,
  • организации и проведения праздников,
  • экскурсии, народные игры, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
  • творческие конкурсы,  фестивали,  праздники,  КТД,
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.

Планета счастья в мире людей (ЧЕЛОВЕК)

Направление

Социальное партнерство  (воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Ценности

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Задачи

создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков;

- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должны быть сформированы: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Виды деятельности

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,

первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями),

с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Формы деятельности

Формы деятельности:

  • чтение книг,
  • изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,
  • беседа,
  • экскурсии,
  • наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
  • совместные игры,
  • семейный праздник,
  • участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки);
  • добровольное участие в подготовке и проведении народных праздников,
  • классный час,
  • просмотр учебных фильмов,
  • КТД,
  • творческий проект.
  • Оформление классного уголка.

Планета счастья в труде и знаниях (ЗНАНИЯ)

Направление

Интеллектуальное (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).

Ценности

трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость

Задачи

создать условия для формирования

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

накоплен

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельност.

Виды деятельности

формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;

приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,

 начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,

умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

Формы деятельности

  • изучение учебных дисциплин,  экскурсии,
  • сюжетно-ролевые экономические игры,
  • внеурочные мероприятия
  • презентации учебных и творческих достижений,
  • стимулирования творческого учебного труда,
  • творческий проект, занятие народными промыслами,
  • природоохранительная деятельность,
  • работа творческих и учебно-производственных мастерских,
  • игровые ситуации, трудовые акции.

Планета счастья и здоровья в семье (СЕМЬЯ)

Направление

Спортивно-оздоровительное  (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Ценности

здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи

создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Виды деятельности

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности; элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива); знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы деятельности

  • уроки физической культуры,
  • просмотр учебных фильмов,
  • встреча с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
  • подвижные игры, туристические походы,
  • спортивные соревнования,
  • тренинговые программы,
  • спортивные секции.

Планета счастья и природа (ЗЕМЛЯ)

Направление

Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )

Ценности

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

Задачи

создать условия для формирования: - элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;  - бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано: ценностное отношение к природе;   элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Накоплен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;  личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Виды деятельности

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,  

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности,

участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы деятельности

  • изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
  • просмотр учебных фильмов; экскурсия, прогулка,
  • туристический поход и путешествие,  экологическая акция,
  • коллективный природоохранный проект, творческий проект.

Планета счастья с прекрасным (КУЛЬТУРА)

Направление

Эстетическое воспитание (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи

создать условия для формирования: интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- представления о душевной и физической красоте человека;             - умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к занятиям художественным творчеством;                          - стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформированы: первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Накоплен первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности

Виды деятельности

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России, первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; прекрасное в поведении и труде людей,

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Формы деятельности

  • изучение вариативных дисциплин, беседа,
  • экскурсия, конкурс, фестиваль,
  • ярмарка,  выставка, разучивание стихотворений,
  • знакомство с картинами, просмотр учебных фильмов.

Данная воспитательная модель  предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.


Планирование   воспитательной   работы  с  младшими   школьниками

Разделывиды деят-ти, формы занятий

Планета счастья в  России

Планета счастья  в мире людей

Планета счастья в труде и знаниях

Планета счастья и здоровья в семье

Планета счастья и

природа

Планета счастья

в мире прекрасного

 1 четверть

Сентябрь

День знаний *

Беседа. История моего края. *

Мини-исследование символика области, района, РФ, РРЗ *

Формирование уч.  самоуправления. *

Осенний кросс.*

Кл. час «Что такое хорошо…» * 

Игра – тренинг *

«Вежливые игры»

Праздник «Школа, здравствуй!» *

Праздник «Посвящение  в первоклассники».*

Игра-тренинг  Правила безопасного поведения  в осенний период. *

 

Путешествие* «На лесной опушке»

Осенние экскурсии* «Секреты природы»

Конкурс рисунков «Золотая осень»*

Экскурсия «Прогулка на велосипедах» *

Подготовка семейной выставки «Осень в родном краю» *

Мини-исследование

«Откуда родом матрешка?». *

Октябрь

День мудрости *

День учителя *

Конкурс рисунков* «Пою моё Отечество»

Приём в детскую общественную организацию РРЗ» *

Мини-исследование

«По-разному детей* зовут» (Тайна имен) 

Интерактивное занятие «Мы-ученики. Устав. Символика».*

Осенины на природе *

Игра «Мы в ответе за тех, кого приручили» *

Экскурсия «Есть в осени…» *

Праздник «Осенняя сказка». *

Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.

«Олимпийский  марафон» «Одаренные дети» Неделя естественно-математического цикла. Неделя гуманитарного цикла.

2 четверть

Ноябрь

Беседа Государственные праздники. (К 4.11) *

Конкурс сочинений «Моя семья в истории села» *

Работа с портфолио.

«Мир моих увлечений» *

Культурное наследие области, района, села (история).*

 

Тренинг Правила безопасного поведения  в зимний период. *

День матери. *

Конкурс сочинений «Моя семья в истории села» *

Интеллектуальная игра «Знатоки природы»

Коллективный проект «Сборник песен о маме» *

Конкурс рисунков

 «Мой посёлок в будущем» *

Участие  * фестивале «Мозаика»

Декабрь

Праздник.

«Праздник русского валенка» *

Интерактивное занятие. Традиции празднования Нового года в России.*

Создание игровой картотеки «Зимние забавы» *

Новогодний бал-маскарад *

Семейный праздник

«Новогодний хоровод» *

Интерактивная игра

«История новогодней игрушки» *

Посиделки «Папа, мама, ёлка, я – новогодняя семья» *

Конкурсно - игровая программа « Загадки Зимушки-Зимы» *

Операция «Тёплая зима»*

Мастерская деда Мороза*

Семейная выставка Ёлки водят хоровод *

Конкурс новогодних открыток, газет, т.д.*

Зимние фольклорные игры*

Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.

«Олимпийский  марафон» «Одаренные дети» Неделя естественно-математического цикла. Неделя гуманитарного цикла.

3 четверть

Январь

Интерактивная игра «Богатыри земли русской» *

Игра-тренинг «У меня зазвонил телефон» *

Мини- исследование.

«Компьютер и телевизор» *

Спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья» *

Операция «Тёплая зима». *

День бантов и галстуков. *

Оформление поздравительной телеграммы Виват! Школа! *

Февраль

 День Защитников Отечества. *

Военно-спортивная игра «Зарница». *

 Игра-тренинг «Встречают по одежке» *

День родной школы*

Классный праздник.

«Вместе весело шагать» (к 23.02) *

 

Весенние фольклорные праздники.*

Фестиваль «Долг. Честь. Родина».*

Март

Праздник 8 Марта. *

Интерактивная игра «Древние города земли русской». *

КТД «Великие женщины России» *

Классный праздник.

«Вместе весело шагать» (к 8.03) *

Конкурс Василис *. 

Игра-тренинг  Правила безопасного поведения  в весенний период. *

Творческая мастерская:

пасхальный сувенир*

4 четверть

Апрель

День космонавтики.*

Игровая программа. Праздник-безобразник *

Устный журнал «Терпение и труд…»*

Конкурс  чтецов

(Ко Дню Победы) *

Классный праздник «Здравствуй, лето!»*

Пасхальный перезвон.*

Беседа. «Дорожная азбука» *

Интерактивная игра «Зеленая планета» *

Операция «Чистота» *

День юмора *

Конкурс рисунков «Космические фантазии» *

Май

 День Победы*

Уроки мужества.*

Трудовой десант*

День Детства.*

Последний звонок *

Игра-тренинг Правила безопасного поведения  в летний период. *

Выпуск газеты ко Дню Победы *

Тематика родительских  собраний

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Трудности адаптации первоклассников к школе

Телевизор и компьютер  в жизни семьи и первоклассника

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром

Родителям о внимании и внимательности

Режим дня в жизни  школьника 

Законы жизни семьи, законы жизни класса

Первые уроки школьной отметки

Причины и последствия детской агрессии

Поощрения и наказания детей

Роль книги в развитии детей

Воспитание культуры поведения

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка

Мой ребёнок становится трудным…

Эстетическое воспитание детей в семье–школа высококультурного человека

Домашняя школа интеллек-туального развития

Стили семейного воспитания

Роль семьи и школы в формировании интереса к учению

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Как уберечь ребёнка от насилия

Семейный конфликт и дети

Ваш ребёнок и его друзья

Занятия по ПДД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Мы идём в школу
  2. Правила поведения учащихся на улице
  3. На наших улицах (практ.)
  4. Где и как переходить улицу
  5. Движение пешеходов
  6. Сигналы светофора
  7. Переход улиц,дорог  (практ)
  8. Знакомимся с дорожными знаками
  9. Дорожные знаки в районе школы (практ)
  10. Где можно играть?
  11. Правила пользования общественным транспортом
  12. Мы пассажиры (практ)
  13. На загородной дороге
  14. Соблюдаем ПДД (практ)
  15. Конкурс знатоков ПДД
  16. Экскурсия по городу «Знай и выполняй!»
  17. Конкурс плакатов по ПДД

1. Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах

2. Детский ДТП

3-4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (занятие+прак)

5. Элементы улиц и дорог.

6. Дорожная разметка (практ.)

7-8. Сигналы светофора и регулировщика (занятие+практ.)

9. Правила перехода и дорог

10. Выбор наиболее безопасных переходов дорог

11. Перекрёстки и их виды

12.Сигналы, подаваемые водителями

13-14. Дорожные знаки

15. Обязанности пассажиров

16.Общественный транспорт

17. Конкурс знатоков ПДД

1.ДТП

2. Поведение на улице, дороге, движение пешеходов (практ)

3. Конкурс рисунков «Безопасное колесо»

4-5. Перекрёстки и их виды. Разметка (занятие + практ)

6. Сигналы для регулирования дорожного движения

7. Виды светофоров (прак)

8. Дорожные знаки и их группы

9. Дорожные знаки (практ.)

10. Правила перехода дорог

11. Переход улиц и дорог в разных частях города (практ.)

12-13. Тормозной путь транспортных средств (занятие)

14. Виды транспортных средств

15. Конкурс «Правила движения достойны уважения»

16. На загородной дороге

17. Игры «Безопасное колесо»

1. Правила поведения на улице, дороге, в транспорте

2. Забота государства о безопасности движения

3-4. Причины ДТП

5-6. Виды перекрёстков. Поведение пешеходов на перекрёстках.

7. Знаки дорожные помни

8. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам и перекрёсткам

9. Пересечение дороги

10. Тормозной путь транспорта

11-12. Правила пользования городским транспортом

13. Правила перехода улицы при высадке из транспорта

14. Правила пользования железнодорожным транспортом

15-16. Игры и соревнования

17. Проверка знаний по ПДД    


5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программы

   Критерии эффективности воспитательного процесса:

- развитость личности -

  • Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
  • Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).  
  • Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)
  • Обладание способностью к рефлексии (Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007)
  • Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).

- наличие и  сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина),

- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности -

«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007г.;

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».  

     

            Показатели эффективности реализации программы:

  1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
  2. Развитие классного и школьного самоуправления.
  3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
  4. Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
  5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной  внеучебной деятельности.
  6. Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  7. Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
  10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  12. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
  13. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
  14. Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы и НКО НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (Студией семейного развития « Созвучие»).

6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями  результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности  (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся.

Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

7. Ресурсное обеспечение.

  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
  2. «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007г.;
  3. 3.И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.
  4. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007
  5. http://standart.edu.ru/

МБОУ Яснополянская СОШ

Марина Владимировна Макарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы

Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"

Основной идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...

Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа разработана для учащихся начальной школы, реализуется в течение всего периода обучения с 1 по 4 класс....