Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"
рабочая программа по теме
Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.
Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая позволит каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яснополянская средняя общеобразовательная школа
Ташлинского района Оренбургской области
Программа воспитания и социализации
учащихся начальной школы
на 2013-2017 г.г.
Составитель:
Макарова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
п. Ясная Поляна
2013г
Содержание
1.Постановка проблемы и условия разработки программы
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2 Основная идея.
2.3.Цель программы.
2.4 Способы достижения целей.
2.5 Направления программы.
2.6.Подходы к воспитанию.
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
2.8 План поэтапной реализации программы воспитания.
3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности).
4. Планирование.
5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ.
6. Ресурсное обеспечение.
- Актуальность разработки программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Ход преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-управленческими структурами. Это прежде всего задачи воспитания современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Современная нормативная парадигма, основанием которой служит функция воспитания, направленная на формирование отдельных качеств личности, требуемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» такова: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье… формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».
Федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования. Одним из основных направлений развития системы образования является «восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом… создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов».
Сегодня надо взглянуть на воспитание как на целостный феномен и преодолеть ряд стереотипов. Первый из них – «выделение» воспитания из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональных ролей как дополнительной по отношению к учебному процессу. Второй – наличие на теоретическом уровне и в практике работы представления о «множественности» воспитания: нравственном, трудовом, эстетическом и т.д. Все это требует переосмысления сущности самого феномена воспитания.
В условиях школы необходимо выделение тенденции к активизации личности ученика, к активному развитию, становлению гражданской позиции, отношение с окружающим миром.
В системе российского образования начала формироваться новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, личностно-деятельностная направленность, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.
В то же время не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности. Нерешенные социальные проблемы мешают выполнению воспитательных функций.
Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания является воспитательная система и программа развития воспитания.
Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.
Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.
Программа должна определиться конкретной реальностью, педагогическими ресурсами воспитания, социальной ситуацией развития конкретных учащихся в конкретных обстоятельствах.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
- В силу переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Планета счастья» являются:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
- Воспитательная программа МБОУ Яснополянская СОШ
2.2 Основная идея
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая позволит каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Планета счастья» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.
Программа «Планета счастья» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
2.3.Цель программы:
Для классного руководителя: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей: создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
2.4. Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
- гласность жизни (наличие детской прессы).
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, КТД и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся классными руководителями);
- проведение психологических занятий с целью просвещения (проводятся психологом).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения целей является профессиональная готовность педагогов:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
2.5 Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания, каждое из которых перекликается с направлением общешкольной программы):
- Планета счастья в России (Отечество): гражданско-патриотическое воспитание, социальной ответственности и компетенции;
- Планета счастья в мире людей (Человек): духовно-нравственное, правовое, здоровьесберегающее воспитание, формирование культуры безопасности и коммуникативной культуры;
- Планета счастья в труде и знаниях (Знания): интеллектуальное воспитание, сознательное творческое отношения к учению, труду, жизни;
- Планета счастья и здоровья в семье (Семья): воспитание семейных ценностей, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- Планета счастья и природа (Земля): экологическое воспитание, трудовое воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, подготовка к сознательному выбору профессии;
- Планета счастья и прекрасное (Культура): воспитание ценностного отношения к прекрасному, культуротворческое и эстетическое воспитание.
2.6. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Планета счастья» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
- справедливость
- свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
- жизнь человека
- межнациональный мир
- семейные традиции
- любовь и верность
- забота о младших и старших
- патриотизм, вера в Россию, единство Российской нации.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
2.7. Принципы построения программы:
- принцип гуманности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.
2.8. План поэтапной реализации программы воспитания
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
2013-2014 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;
- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;
- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.
2014-2017 – запуск программы и этапы реализации:
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;
- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;
- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
- организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.
2017-2018 – аналитико-коррекционный этап:
- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.
3.Содержание программы.
Воспитанию нет начала, и конца
его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.
Амонашвили
Планета счастья в России (ОТЕЧЕСТВО) | ||
Направление | Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям) | |
Ценности | любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. | |
Задачи |
- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; - представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России; - интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; - начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; - интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; - стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - любви к школе, своему селу, городу, народу, России; - уважения к защитникам Родины; - первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; - умения отвечать за свои поступки; - отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
| |
Виды деятельности | - получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. - ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. - знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина - участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. | |
Формы деятельности |
|
|
Планета счастья в мире людей (ЧЕЛОВЕК) | ||
Направление | Социальное партнерство (воспитание нравственных чувств и этического сознания). | |
Ценности | нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. | |
Задачи | создать условия для формирования: - первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях; - различения хороших и плохих поступков; - знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах; - элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; - почтительного отношения к родителям; - уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережного, гуманного отношения ко всему живому; - знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должны быть сформированы: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
| |
Виды деятельности | получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями), с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | |
Формы деятельности | Формы деятельности:
|
|
Планета счастья в труде и знаниях (ЗНАНИЯ) | ||
Направление | Интеллектуальное (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.). | |
Ценности | трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость | |
Задачи | создать условия для формирования - первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества; - уважения к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарных представлений об основных профессиях; - ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; - элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - умения соблюдать порядок на рабочем месте; - бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
накоплен
| |
Виды деятельности | формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества; получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, умений и навыков самообслуживания в школе и дома; применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | |
Формы деятельности |
|
|
Планета счастья и здоровья в семье (СЕМЬЯ) | ||
Направление | Спортивно-оздоровительное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни). | |
Ценности | здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. | |
Задачи | создать условия для формирования: - ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; - элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); - элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека; - первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | |
Виды деятельности | приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности; элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива); знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | |
Формы деятельности |
|
|
Планета счастья и природа (ЗЕМЛЯ) | ||
Направление | Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ) | |
Ценности | жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля | |
Задачи | создать условия для формирования: - элементарного опыта природоохранительной деятельности; - развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - бережного отношения к растениям и животным. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано: ценностное отношение к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Накоплен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. | |
Виды деятельности | усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности, участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. | |
Формы деятельности |
|
|
Планета счастья с прекрасным (КУЛЬТУРА) | ||
Направление | Эстетическое воспитание (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | |
Ценности: | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. | |
Задачи | создать условия для формирования: интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; - представления о душевной и физической красоте человека; - умения видеть красоту природы, труда и творчества; - интереса к занятиям художественным творчеством; - стремления к опрятному внешнему виду; - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости. | |
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформированы: первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; Накоплен первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности | |
Виды деятельности | получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России, первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; прекрасное в поведении и труде людей, участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ. | |
Формы деятельности |
|
|
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планирование воспитательной работы с младшими школьниками
Разделывиды деят-ти, формы занятий | Планета счастья в России | Планета счастья в мире людей | Планета счастья в труде и знаниях | Планета счастья и здоровья в семье | Планета счастья и природа | Планета счастья в мире прекрасного | |
1 четверть | Сентябрь | День знаний * Беседа. История моего края. * Мини-исследование символика области, района, РФ, РРЗ * | Формирование уч. самоуправления. * Осенний кросс.* Кл. час «Что такое хорошо…» * Игра – тренинг * «Вежливые игры» | Праздник «Школа, здравствуй!» * Праздник «Посвящение в первоклассники».* | Игра-тренинг Правила безопасного поведения в осенний период. *
| Путешествие* «На лесной опушке» Осенние экскурсии* «Секреты природы» Конкурс рисунков «Золотая осень»* Экскурсия «Прогулка на велосипедах» * | Подготовка семейной выставки «Осень в родном краю» * Мини-исследование «Откуда родом матрешка?». * |
Октябрь | День мудрости * День учителя * Конкурс рисунков* «Пою моё Отечество» | Приём в детскую общественную организацию РРЗ» * Мини-исследование «По-разному детей* зовут» (Тайна имен) | Интерактивное занятие «Мы-ученики. Устав. Символика».* | Осенины на природе * | Игра «Мы в ответе за тех, кого приручили» * Экскурсия «Есть в осени…» * Праздник «Осенняя сказка». * | ||
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах. | «Олимпийский марафон» «Одаренные дети» Неделя естественно-математического цикла. Неделя гуманитарного цикла. | ||||||
2 четверть | Ноябрь | Беседа Государственные праздники. (К 4.11) * Конкурс сочинений «Моя семья в истории села» * | Работа с портфолио. «Мир моих увлечений» * | Культурное наследие области, района, села (история).*
| Тренинг Правила безопасного поведения в зимний период. * День матери. * Конкурс сочинений «Моя семья в истории села» * | Интеллектуальная игра «Знатоки природы» | Коллективный проект «Сборник песен о маме» * Конкурс рисунков «Мой посёлок в будущем» * Участие * фестивале «Мозаика» |
Декабрь | Праздник. «Праздник русского валенка» * Интерактивное занятие. Традиции празднования Нового года в России.* | Создание игровой картотеки «Зимние забавы» * | Новогодний бал-маскарад * Семейный праздник «Новогодний хоровод» * | Интерактивная игра «История новогодней игрушки» * Посиделки «Папа, мама, ёлка, я – новогодняя семья» * | Конкурсно - игровая программа « Загадки Зимушки-Зимы» * Операция «Тёплая зима»* | Мастерская деда Мороза* Семейная выставка Ёлки водят хоровод * Конкурс новогодних открыток, газет, т.д.* Зимние фольклорные игры* | |
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах. | «Олимпийский марафон» «Одаренные дети» Неделя естественно-математического цикла. Неделя гуманитарного цикла. | ||||||
3 четверть | Январь | Интерактивная игра «Богатыри земли русской» * | Игра-тренинг «У меня зазвонил телефон» * | Мини- исследование. «Компьютер и телевизор» * Спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья» * | Операция «Тёплая зима». * | День бантов и галстуков. * Оформление поздравительной телеграммы Виват! Школа! * | |
Февраль | День Защитников Отечества. * Военно-спортивная игра «Зарница». * | Игра-тренинг «Встречают по одежке» * | День родной школы* Классный праздник. «Вместе весело шагать» (к 23.02) * |
| Весенние фольклорные праздники.* Фестиваль «Долг. Честь. Родина».* | ||
Март | Праздник 8 Марта. * Интерактивная игра «Древние города земли русской». * | КТД «Великие женщины России» * | Классный праздник. «Вместе весело шагать» (к 8.03) * Конкурс Василис *. Игра-тренинг Правила безопасного поведения в весенний период. * | Творческая мастерская: пасхальный сувенир* | |||
4 четверть | Апрель | День космонавтики.* Игровая программа. Праздник-безобразник * Устный журнал «Терпение и труд…»* | Конкурс чтецов (Ко Дню Победы) * Классный праздник «Здравствуй, лето!»* | Пасхальный перезвон.* Беседа. «Дорожная азбука» * | Интерактивная игра «Зеленая планета» * Операция «Чистота» * | День юмора * Конкурс рисунков «Космические фантазии» * | |
Май | День Победы* Уроки мужества.* Трудовой десант* День Детства.* | Последний звонок * Игра-тренинг Правила безопасного поведения в летний период. * | Выпуск газеты ко Дню Победы * |
Тематика родительских собраний
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Трудности адаптации первоклассников к школе Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром Родителям о внимании и внимательности Режим дня в жизни школьника | Законы жизни семьи, законы жизни класса Первые уроки школьной отметки Причины и последствия детской агрессии Поощрения и наказания детей Роль книги в развитии детей Воспитание культуры поведения | Семейные традиции и способность ребёнка трудиться Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка Мой ребёнок становится трудным… Эстетическое воспитание детей в семье–школа высококультурного человека Домашняя школа интеллек-туального развития Стили семейного воспитания | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника Как научить своего ребёнка жить в мире людей Как уберечь ребёнка от насилия Семейный конфликт и дети Ваш ребёнок и его друзья |
Занятия по ПДД
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| 1. Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах 2. Детский ДТП 3-4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (занятие+прак) 5. Элементы улиц и дорог. 6. Дорожная разметка (практ.) 7-8. Сигналы светофора и регулировщика (занятие+практ.) 9. Правила перехода и дорог 10. Выбор наиболее безопасных переходов дорог 11. Перекрёстки и их виды 12.Сигналы, подаваемые водителями 13-14. Дорожные знаки 15. Обязанности пассажиров 16.Общественный транспорт 17. Конкурс знатоков ПДД | 1.ДТП 2. Поведение на улице, дороге, движение пешеходов (практ) 3. Конкурс рисунков «Безопасное колесо» 4-5. Перекрёстки и их виды. Разметка (занятие + практ) 6. Сигналы для регулирования дорожного движения 7. Виды светофоров (прак) 8. Дорожные знаки и их группы 9. Дорожные знаки (практ.) 10. Правила перехода дорог 11. Переход улиц и дорог в разных частях города (практ.) 12-13. Тормозной путь транспортных средств (занятие) 14. Виды транспортных средств 15. Конкурс «Правила движения достойны уважения» 16. На загородной дороге 17. Игры «Безопасное колесо» | 1. Правила поведения на улице, дороге, в транспорте 2. Забота государства о безопасности движения 3-4. Причины ДТП 5-6. Виды перекрёстков. Поведение пешеходов на перекрёстках. 7. Знаки дорожные помни 8. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам и перекрёсткам 9. Пересечение дороги 10. Тормозной путь транспорта 11-12. Правила пользования городским транспортом 13. Правила перехода улицы при высадке из транспорта 14. Правила пользования железнодорожным транспортом 15-16. Игры и соревнования 17. Проверка знаний по ПДД |
5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программы
Критерии эффективности воспитательного процесса:
- развитость личности -
- Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
- Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).
- Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)
- Обладание способностью к рефлексии (Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007)
- Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
- наличие и сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина),
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности -
«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.;
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
Показатели эффективности реализации программы:
- Проявление индивидуальности классного коллектива.
- Развитие классного и школьного самоуправления.
- Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
- Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
- Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
- Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
- Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
- Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
- Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
- Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
- Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
- Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
- Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
- Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы и НКО НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (Студией семейного развития « Созвучие»).
6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся.
Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
7. Ресурсное обеспечение.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
- «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.;
- 3.И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.
- Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007
- http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы 1-4 классы.
Программа расчитана на 4 года....
Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы
Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"
Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...
Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
Программа разработана для учащихся начальной школы, реализуется в течение всего периода обучения с 1 по 4 класс....