Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой
статья (1 класс)

Нечепаева Светлана Анатольевна

Выступление на родительском собрании первоклассников для привлечения внимания родителей к воспитательным возможностям русских народных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нечепаева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 101»

Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой.

                                                   Чувство народности так сильно в каждом,

                                                   что при общей гибели святого и

                                                    благородного, оно гибнет последним.

                                                                                        К.Д.Ушинский.

         Сегодня всё большее число учёных стараются обратить наше внимание на то, что пространство Вселенной едино: всё, о чём мы мыслим, что произносим, не уничтожается, а составляет поле и определяет нашу жизнь. По мере взросления ребёнка это пространственное поле вокруг него расширяется, строится так, как сам субъект создаёт его вольно или произвольно. Системообразующим элементом образовательного поля ученика начальной школы является игра, фантазия, сказка как проектирование собственной жизнедеятельности. Причём, этот элемент реально объединяет ученика, учителя, родителей и образовательную среду.  Термин «сказкотерапия» сегодня нельзя назвать новым. Сегодня он посещает специальные и популярные издания, это лекарство человеческой души. В Санкт-Петербурге существует институт сказкотерапии, который успешно уже много лет осуществляет разработку и проведение практикумов по психокоррекции.

В. И. Даль определяет сказку как вымышленный рассказ, как небывалую и несбыточную повесть, сказание о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – тёмная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зелёные. Это всё густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные. Вещи и предметы имеют правильные формы: известны их материал и качество. Искусство сказки уходит своими корнями в культуру и язык народа.

  Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населённый сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы, согласно природным стихиям, которыми они порождены. Духи Земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильвы. Парацельс учил, что на самом деле все они живые созданья, по форме напоминающие человеческие существа. Идея живой природы даёт нам богатый инструментарий для развития личности. Если рассказать ребёнку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кустике, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? В этом аспекте сказкотерапии – процесс экологического образования и воспитания ребёнка.

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Почему ребёнок просит прочитать иногда одну и ту же сказку. Наблюдательные родители и педагоги заметили, что в определённом месте сказки у ребёнка как-то по-особому блестят глаза, розовеют щёки, темп дыхания становится быстрее. Определённые сказочные события становятся для него знаковыми и волнительными. Слушая сказку, ребёнок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причём все процессы осмысления протекают на бессознательном уровне. Многократно проживая события сказки, ребёнок косвенно приобретает для себя значимый жизненный опыт. Какую же из художественных сказок выбрать, авторскую или народную?  Наиболее древние народные сказки называют мифами. Древнейшая основа мифов – единство человека и природы. Народные сказки несут на себе важные идеи:

  1. Окружающий мир – живой, в любой момент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к людям, вещам, животным, растениям
  2. Ожившие объекты могут действовать самостоятельно, что необходимо для формирования чувства принятия другого
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и стремления к позитиву в реальной жизни
  4. Самое ценное даётся через испытания и труд, а что далось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма определения цели и терпения
  5. Вокруг нас множество помощников, но они нам помогут лишь в крайнем случае, когда мы сами справиться уже не можем. Эта идея формирует чувство самостоятельности, а также доверия окружающим.

         Сюжеты народных сказок разнообразны: сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных, бытовые сказки, страшные и волшебные. Авторские сказки  более  трепетны, образны, чем народные. И, если речь идёт о внутренних переживаниях ребёнка, то, видимо, целесообразнее выбрать сказку авторскую.

Принципы работы со сказками

  Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Существуют некоторые общие закономерности работы со сказками. Осознанность – важно, чтобы ребёнок понимал роль каждого персонажа в разворачивающихся событиях, умел ответить на вопросы вида: что происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это герою нужно? Множественность – понимание того, что одно и тоже событие или ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами определённый жизненный урок.

            Размышления над сказкой важно строить по схеме: основная тема, линия героев (мотивы их поведения, способы преодоления трудностей, отношения героев к окружающему миру и самому себе, степень актуальности чувств и переживаний), образы и символы сказки.

             Изучение родного языка и развитие речи – это способ социологизации  ребёнка  или  вращивание в культуру народа и человеческой цивилизации, а значит и возможность плавного перехода из класса в класс. Л.С.Выготский говорил, что работа над значением слова не должна ограничиваться лишь толкованием его значения. Важно направить работу на углублённый анализ предмета, обозначенного данным словом. Сказка прекрасна тем, что здесь не важен возраст. Каждый находит здесь то, что ищет. Не надо думать, что сказки нагоняют на ребёнка страхи, повышают уровень его тревожности. Во-первых, определённый уровень тревоги необходим. Во-вторых, сказки, таким образом, формируют нормальный социальный статус ребёнка, обязательный для самореализации. В третьих, они дают ребёнку чёткие модели эффективного поведения. Сказки предупреждают последствия легкомысленных поступков, формируют нормальный тонус ребёнка и модели эффективного поведении в непростых ситуациях. Поэтому необходимо читать сказки, обсуждать их, играть.

Литература

  1. Костанян Н.Н.  «Русская народная словесность» М. Просвещение 1994
  2. Василевская В.Я. «Учение Ушинского о воспитании» М. Просвещение 1993
  3. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. «Чудеса на песке» Санкт-Петербург 1999
  4. Зайцева Т.П. «Энциклопедия современного учителя» М. Астрель. Олимп. 2000
  5. Федеральный Государственный Стандарт М. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

Гражданское образование и патриотическое воспитание обучающихся начальной школы через кружок «Маленький Россиянин».

Актуальность данной темы прописана в ФГОС«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):} любящий свой народ, свой край и свою Родину...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....