статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
статья на тему

Пономарева Галина Юрьевна
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ Детство всегда обращено в будущее , как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в школе. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно – нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно – нравственному аспекту Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разработаны различные программы духовно –нравственного воспитания. С 2012 – 2013учебного года в учебный план Лицея введен курс в в условиях модернизации образования « Основы духовно – нравственной культуры народов России» Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В этой связи стало актуальным включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, что соответствует основам духовно- нравственной культуры народов. Практическая значимость учебного предмета обусловлена тем, что объектом его содержания являются ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. Подготовка по ОРКСЭ необходима для формирования положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям, толерантного отношения к верующим людям и атеистам. С помощью ОРКСЭ формируются потребности выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения, а также для других школьных предметов и продолжения образования. Введение курса « Основы религиозных культур и светской этики» вызвало множество опасений со стороны родителей учащихся лицея. Они не понимали ,для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Программа составлена с учетом обязательного минимума содержания образования и требованиями к результатам освоения курса ОРКСЭ. Программа направлена на обеспечение духовно –нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи. В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, предусматривающие приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы российского общества. Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, модулей поведения младших школьников. Формирует у обучающихся на ступени начального общего образования ценностные ориентиры общечеловеческого содержания, активную жизненную позицию, развивает коммуникативные навыки, расширяет опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром, способствует воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. На занятиях по данному курсу уделяется большое значение общению т.к «Общение –это обмен духовными ценностями…, который происходит в форме диалога… как с « другими Я», так и процессе взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении удачно соединены сразу несколько важных понятий –внутриличностный диалог, духовность. Особый интерес у школьников вызывают уроки, посвященные духовным традициям многонационального народа России т. к мы проживаем на территории Челябинской области с многовековыми национальными традициями. Это такие темы, как: Россия –наша Родина, что такое светская этика, культура и мораль, особенности морали, добро и зло, свобода и моральный выбор человека, свобода и ответственность, род и семья – исток нравственных отношений.. На уроках используются нетрадиционные формы работы, а именно ролевые игры и информационные технологии. На каждом уроке вносятся элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах: конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов, изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам. Успешно применяется технология развития критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются интернет – ресурсы, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения. Курс ОРКСЭ ведется в школе 1-й год. Наверное, говорить о каких – либо больших результатах рано. Вместе с тем уже сейчас мы можем говорить о том, что уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России, Вот примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по- другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»… Для родителей проводился родительский лекторий. В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. Дети после каждого урока делятся своими впечатлениями, о том что нового и интересного они узнали на уроке ОРКСЭ. На уроках ОРКСЭ использовала различные задания. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Пономарева Г.Ю.

                                                                 г.Троицк, МБОУ «Лицей №17»

Условия духовно- нравственного воспитания учащихся

начальной школы через изучение курса ОРКСЭ

                                                             Детство всегда обращено в будущее ,

                                                         как бы ни было беспощадно настоящее.

                                                         И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

                                                показали им путь, который определит им жизнь.

 Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в школе.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.

Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять  сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно – нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно – нравственному аспекту Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разработаны различные  программы духовно –нравственного воспитания.

С  2012 – 2013учебного года в учебный план Лицея введен курс в в условиях модернизации образования « Основы духовно – нравственной культуры народов России»

 Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В этой связи стало актуальным  включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, что соответствует основам духовно- нравственной культуры народов. Практическая значимость учебного предмета обусловлена тем, что объектом его содержания являются ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. Подготовка по ОРКСЭ необходима для формирования положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям, толерантного отношения к верующим людям и атеистам. С помощью ОРКСЭ формируются потребности выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения, а также для других школьных предметов и продолжения образования.

 Введение курса « Основы религиозных культур и светской этики» вызвало множество опасений со стороны родителей учащихся лицея. Они не понимали ,для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Программа составлена с учетом обязательного минимума содержания образования и требованиями к результатам освоения курса ОРКСЭ.

Программа направлена на обеспечение духовно –нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

    В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, предусматривающие приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы российского общества.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, модулей поведения младших школьников. Формирует у обучающихся на ступени начального общего образования ценностные ориентиры общечеловеческого содержания, активную жизненную позицию, развивает коммуникативные навыки, расширяет опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром, способствует воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

На занятиях по данному курсу уделяется большое значение общению т.к

«Общение –это обмен духовными ценностями…, который происходит в форме диалога… как с « другими Я», так и процессе взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении удачно соединены сразу несколько важных понятий –внутриличностный  диалог, духовность.

    Особый интерес у школьников вызывают уроки, посвященные духовным традициям многонационального народа России т. к  мы проживаем на территории Челябинской области с многовековыми национальными традициями.

Это такие темы, как:

Россия –наша Родина, что такое светская этика, культура и мораль, особенности морали, добро и зло, свобода и моральный выбор человека, свобода и ответственность, род и семья – исток нравственных отношений..На уроках используются нетрадиционные формы работы, а именно ролевые игры и информационные технологии. На каждом уроке вносятся элементы самостоятельного поиска,так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельноти учеников.

Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах: конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов, изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.

Успешно применяется технология развития критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются интернет – ресурсы, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.

Курс ОРКСЭ ведется в школе 1-й год. Наверное, говорить о каких – либо больших результатах рано. Вместе с тем уже сейчас мы можем говорить о том, что уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России,

Вот примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по- другому»;  «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но  людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»…

Для родителей проводился родительский лекторий.

В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции.

Дети после каждого урока делятся своими впечатлениями, о том что нового и интересного они узнали на уроке ОРКСЭ.

На уроках ОРКСЭ использовала различные задания.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. 

         Список использованной литературы:

- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность: пособие для учителей/  Д.В. Григорьев, Кураев А.В «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»,/ Кураев А.В., издательство «Просвещение»

П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

- ФГОС НОО;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....

Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы»

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

ВИДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НЕОБЫЧНО МНОГООБРАЗНЫ. ЭТО РАЗЛИЧНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ, ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, УТРЕННИКИ, ВЕЧЕРА, КОНКУРСЫ, ОБСУЖДЕНИЯ ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ О РУССКОМ...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...