Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы»
статья на тему

Трошина Ирина Михайловна

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы»

           Тему моей курсовой работы «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы» я выбрала не случайно. Несколько лет тому назад, выбирая тему для самообразования, обратила внимание на то, что если многие родители обращают внимание на оценки детей, то воспитанием им заниматься некогда. На мои вопросы: «Когда последний раз Вы ездили с детьми в театр, в музей или вместе читали и обсуждали книгу?», я получала однозначный ответ: «Нам некогда или мы очень поздно приезжаем с работы, а в выходные хочется отдохнуть». Получалось, что многие дети, даже те, которые учатся хорошо, только с классом посещали театры, музеи. А что говорить об учащихся, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Вот тогда я и решила больше времени уделять духовно - нравственному воспитанию детей и выбрала эту тему для самообразования. За четыре года провела с детьми и родителями  много мероприятий, посетили выставки, спектакли, съездили на экскурсии. У меня накопилось достаточно материала, но самое главное – результат, мои маленькие победы. В поездках нас стало сопровождать большое количество мам и бабушек, а некоторые дети, которые раньше и слушать не хотели о музыке, балете, стали ездить с нами и проявлять интерес. Так на опере - сказке «Двенадцать месяце» в детском музыкальном театре имени Н. Сац, я окружила себя «трудными» детьми и тихо рассказывала, объясняла им то, что непонятно. А прежде, чем поехать на балет «Щелкунчик» в Кремлёвский дворец съездов, посмотрели одноимённые мультфильмы, послушали фрагменты музыки. В этом году, набирая первый класс, большое внимание уделила изучению Новым образовательным стандартам в начальной школе. В них сказано, что  «Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Поэтому я решила продолжить эту данную тему по

самообразованию и с новым классом.

Понятие нравственности

  У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

   В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».  

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

   Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

  • преемственность современного национального воспитательного      

      идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам        

      прошлых эпох;

  • духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с

     действующим российским законодательством;

  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2) Духовно – нравственное воспитание – первостепенная задача

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

            Младший возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

         Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех  самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

         Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

           Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

           В Духовно - нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

  Дети, пришедшие за парты уже не те, что были  даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем  пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В настоящее время слабеет влияние школы на выбор нравственных образцов. Учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Вот результаты опроса, проводимого среди наших учащихся начальной школы по теме ”На кого я хочу быть похожим”. Очень приятно, что 33% хотят быть похожими на своих родителей и 5% - на своих родственников. И всё же 34% хотят быть похожими на героев голливудских мультфильмов и фильмов таких, как Человек – паук, Зорро, Халка, Джека – воробья, а так же на Бреда Пита, Арнольда Шварцнегера и других.

  Где же герои наших добрых мультфильмов и сказок? Но на своём опыте хочу сказать, что ребята с удовольствием смотрят на уроках и в группе продлённого дня такие сказки и мультфильмы, как “Сказка о потерянном времени”, “Вовка в тридевятом  царстве”, “ Стрекоза и муравей”. Они не только смотрят, но очень живо и эмоционально обсуждают их.

    Выбрав тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы» передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе.

     В системе нравственного воспитания я выделила следующие направления деятельности:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

— воспитание детей трудом;

— совместная работа школы и семьи.

   Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом,  педагоги и родители превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

3) Игра – одна из форм духовно - нравственного воспитания

    Решение проблем духовно - нравственного воспитания в моём классе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как:

  • ролевая игра;
  • беседа;
  • урок-путешествие;            
  • урок-игра;  
  • турниры вежливости;
  • КВН

                  В современной начальной школе не обойтись без  игр.   Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого.  В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Поэтому я стараюсь использовать игру как на урока, так и во внеклассных мероприятиях.        

              Дети первые полгода в первом классе выполняют механическую работу в прописях по копированию слов и предложений. Игры «Отгадай букву, слог, слово!» очень оживляют урок, вызывают у учащихся интерес. Часто такие задания провожу по парам, рядам (Кто больше найдёт знакомых букв,…?). Здесь учащиеся и должны проявить терпение, коллективизм и другие качества, характерные для коллективных игр. Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, математике, другим предметам и все же он остается не усвоенным. Опять здесь меня выручают различные коллективные игры, которые ещё решают многие воспитательные моменты.

 4) Беседа – одна из форм духовно - нравственного воспитании

            Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед я стараюсь, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, кинофильмов. Исходя из собственного опыта, я заметила, что современные родители меньше стали читать своим детям. Им легче включить DVD - плеер или компьютер для просмотра фильма или мультфильма. Но мы прекрасно понимаем, какую роль играет чтение книги, когда ребёнку самому приходиться в собственном воображении рисовать услышанные картины и образы. Когда взрослый, видя перед собой заинтересованное лицо сына или дочери, играет голосом, чтобы усилить эффект чтения. Именно поэтому я очень часто отвожу на уроке несколько минут, чтобы читать детям. И здесь не имеет значения возраст и класс. К своему удивлению я узнала, что учащиеся не знают многие стихи С.Михалкова, рассказы Н.Носова и многое другое. По завершении чтения очередного произведения, мы обязательно обмениваемся своими впечатлениями, обсуждаем прочитанное.

Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.

5) Роль сказки в духовно – нравственном воспитании

   В работе по нравственному воспитанию младших школьников мне очень помогают произведения учебника «Литературное чтение» О.В. Кубасовой. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

     Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

   Сказки несут богатый нравственный потенциал – именно то, что так необходимо сегодня нашим детям. Сказка звучит у меня не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, математики, окружающего мира и технологии.  Так же проходит много внеклассных мероприятий, связанных со сказкой. 

      Каждый год в мае месяце у нас в школе проходит неделя театра, где учителя с учащимися ставят спектакли и показывают другим классом. В прошлом учебном году я инсценировала сказку «Репка на новый лад». Такие мароприятия не только эстетически и творчески развивают учащихся, но и сплачивают их, воспитывают ответственность.

 6) Роль пословиц и былин в духовно – нравственном воспитании                    

 Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

  Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы   человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) – следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической  жизни Руси.

               В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.

7) Роль семьи в духовно – нравственном воспитании

   Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Я пытаюсь осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного воспитания. На родительских собраниях, в частных беседах  стараюсь ближе познакомиться с родителями, с семьями, узнать больше о ребёнке, о его друзьях для того, чтобы понять его и правильно построить работу с ним.                                                                    

  Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.  

С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» .

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

  В школе проходит много конкурсов таких, как “Самая оригинальная кормушка”, “Домик для птиц” или “Конкурс на самую интересную поделку”, “Самая большая новогодняя игрушка”. Мой класс всегда принимает участие в этих конкурсах.  Дети с родителями мастерят кормушки, скворечники, поделки из природного материала, игрушки. Это, несомненно, не только приучает детей к труду, но самое важное, что они это делают это вместе с родителями.

В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с трудовым.  Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь детям увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

   8) Труд  –   в системе формирования личности

Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

        Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.  На уроках трудового обучения я учу ребят выполнять работы аккуратно, правильно и оказывать помощь своим товарищам.   Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. На переменах и после уроков  привлекаю учащихся, чтобы убрать своё рабочее место, вымыть доску, полить цветы.  В начальной школе дети с удовольствием откликаются на просьбы учителя. И я всегда стараюсь похвалить ребёнка и отметить его желание помочь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

ВИДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НЕОБЫЧНО МНОГООБРАЗНЫ. ЭТО РАЗЛИЧНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ, ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, УТРЕННИКИ, ВЕЧЕРА, КОНКУРСЫ, ОБСУЖДЕНИЯ ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ О РУССКОМ...