Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
проект на тему

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В данной методической разработке представлена поэтапная работа над проектом «Добро - это ты! Добро - это я! Добро - это общая наша Земля!» с целью интеграции духовно-нравственного образования и воспитания учащихся первой ступени обучения.

Методическая разработка предназначена учителям начальных классов, классным руководителям, воспитателям ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobro_eto_ty_dobro_eto_ya.docx552.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Проект
по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной ступени образования
«Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это общая наша Земля!»

Авторы:

Лисина Ирина, Владимировна,

высшая квалификационная категория, учитель начальных классов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе

Лексина Зоя Васильевна,

высшая квалификационная категория, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Кималова Анастасия Алексеевна,

высшая квалификационная категория, учитель информатики и экономики

Тарасова Елена Евгеньевна,

высшая квалификационная категория, учитель информатики, заместитель директора по информационному обеспечению учебного процесса

Фурсова Татьяна Николаевна,

высшая квалификационная категория, учитель начальных классов

2012 г.

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум,
оставляя без внимания сердце…

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский

Актуальность

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянув в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там должны быть святыни. Историк В.О. Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия, чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия».

«Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д.С.

Воспитание – питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование – ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Подлинным источником красоты является национальная культура и культура других народов.  К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает русским народом и народом славянским.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Этот мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. В нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Ф.М. Достоевский отмечал, что самое трудное – жить среди людей и остаться человеком. Им еще нужно стать, что требует немалых трудов от общества, семьи, образовательных учреждений, а главное – от самого себя.

Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, при этом устанавливается неразрывная связь поколений.


Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена. Разумное реформирование современной системы образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей исторической преемственности поколений. Эта задача обеспечения исторической преемственности поколений сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи новым поколением основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции в формах образования предполагает:

  • знание традиции;
  • опыт её освоения;
  • построение личного бытия.

В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования и культуры.

Для реализации конкретных задач, способствующих патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, педагогами и разработан проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это общая наша Земля!».

Инновационный потенциал проекта состоит в его востребованности и реалистичности,  в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса. Проект  даёт возможности корректировать успешность процесса, ситуацию управляемого и контролируемого развития, ориентированного на социальные ожидания.

Учащиеся приобретут более прочные знания, умения, навыки, наряду с опытом социальной активности, что особенно важно! Учителя будут стимулированы к разработке и внедрению новых технологий, приемов и способов взаимодействия  с учащимися; полученный результат обучения усилит мотивацию к повышению квалификации. Родители будут уверены в безопасной, успешной, комфортной среде  обучения, развития, воспитания; будут готовы к сотрудничеству со школой, воспринимать образование как инвестиционный процесс.

Актуальность данного проекта ещё и в том, что в настоящее время в Кронштадте происходит величайшее событие – возрождение Морского Собора во имя святителя Николая Чудотворца, Эта святыня была посвящена победам российского флота и в память моряков, которые отдавали жизнь во имя Отечества.

«Возрождение храма - это возрождение веры», сказал патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Происходит главное - укрепление духа, веры, которыми обладали наши мужественные и благочестивые предки.

Ценность проекта - в начинании его на святой земле - земле древнего Киева и святого Иоанна Кронштатского!


Идея проекта

  • Объединить содержание обучения и воспитания в едином образовательном пространстве школы путем создания модели внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
  • Объединить усилия Церкви, семьи, школы в духовно-просветительской деятельности, в формировании общечеловеческих и духовных ценностей.
  • Объединить культурный потенциал славянских народов для привития духовно-нравственных ценностей через международное сотрудничество с учащимися и педагогами школы №25 г. Киева (Украина) в процессе реализации проекта.

Цели проекта

  • Становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию).
  • Содействие восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие).
  • Побуждение к нравственному поведению (служение Отечеству), развитие нравственных чувств (любви и веры, сострадания, долга).

Задачи проекта

  1. Актуализировать традиционные для отечественной культуры духовные ценности.
  2. Создать условия для формирования мировоззрения учащихся в соответствии с ценностями отечественной и других культур.
  3. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся, развить познавательный потенциал личности учащегося через освоение наследия народов России и других стран, творческой деятельности; создать условия для формирования и сплочения коллектива учащихся и развития личности в нем.
  4. Сформировать принципы толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, традициям; способствовать развитию гражданского самосознания и патриотизма.
  5. Воспитывать у детей уважительное отношение к своему прошлому, истории и культуре своего народа.

Ценности, формируемые в результате реализации проекта

Содержанием духовно-нравственного развития и  воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
  • свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания;
  • любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость;
  • познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
  • традиционные российские религии;
  • красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Этапы реализации проекта

Предпроектный (организационный)

Цель: проанализировать современные условия и особенности организации воспитания и социализации младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить опыт накопленный в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
  2. Выявить наиболее актуальные и необходимые направления воспитательной работы на современном этапе.
  3. Активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов с использованием современных информационных технологий.

Содержание деятельности:

1. Создание рабочей группы учителей начальной школы, методистов, администрации, преподавателей учреждений дополнительного образования, родителей

2. Приглашение к сотрудничеству учителей начальных классов русской школы №25 г.Киева (Украина), подписание договора о сотрудничестве.

3. Планирование и разработка основных направлений по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы и комплекса мероприятий по реализации проекта «Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это общая наша Земля!» с учетом федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.

4. Встреча администрации школ №25 города Киев (Украина) и
ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы  г. Кронштадта (Россия).

5. Привлечение Церковного Совета Собора иконы Владимирской Божьей матери к участию в реализации проекта.

6. Информационно-методическое сопровождение проекта:

  • информационное обеспечение реализации проекта средствами блога;
  • организация сетевого взаимодействия с учителями ОУ и учреждениями дополнительного образования;
  • сетевые образовательные мероприятия с учащимися: тематические on-line встречи, газеты, on-line викторины для учащихся, интерактивные листы.

1 ЭТАП. «ИСТОКИ ДОБРА» (1 КЛАСС)

Цель: формирование положительного отношения к учению, духовно-нравственных ориентиров, любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей.ist2_5570664-green-elements copy.png

Задачи:

  1. Сформировать первоначальный опыт: эмоциональное постижение народного творчества, культурных традиций, фольклора народов России и Украины; уважительное отношение к русскому языку и культуре.
  2. Привлечь к работе учащихся родителей, их семьи.
  3. Сформировать первоначальные навыки творческого союза детей и взрослых.

Содержание деятельности

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Россия (Кронштадт)

Украина (Киев)

Литературное чтение

Темы уроков в учебном плане:

  • «Русские народные песни»
  • «Потешки»
  •  «Загадки»
  • «Небылицы»
  • «Скороговорки»,
  • «Русские народные сказки о животных»

Разучивание русских народных песен, танцев на занятиях в рамках школьного проекта «Азбука добра»

Уроки русского языка в рамках проекта «Азбука добра»

Праздник «Славянский хоровод»

Создание сборников устного народного творчества (загадки, потешки, небылицы)

Знакомство с украинским народными традициями и творчеством

Экскурсия в музей этнографии «Первое знакомство с музеем»

Экскурсия в музей украинских народных мотивов.

Праздник «Посиделки у печки»
(обмен накопленными песнями, загадками, сказками)

Окружающий мир

Темы уроков по учебному плану:

  • «Народные промыслы»
  • «Национальные традиции»
  • Мастер-класс для родителей (дети-родителям) «Хохломская роспись»
  • Творческая мастерская «Гжель»

Уроки труда «Украинская декоративная роспись» (Петряково)

Обмен подарками народного творчества

Праздник, посвященный Дню матери «При солнышке тепло, при матери добро»ist2_5570664-green-elements copy.png

Рисунки «Моя малая Родина – Кронштадт»

Рисунки «Древний Киев»

Встреча on-line  в рамках «Недели славянской письменности» проекта «Азбука добра»
(буква «К»)

Результаты 1 этапа проекта

  1. Осознание возможности трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  2. Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
  3. Накопление опыта творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
  4. Умение сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь, переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
  5. Активное участие родителей учащихся в мероприятия по духовно-нравственному воспитанию.

Ценности:


2 ЭТАП. «САД ДОБРОТЫ» (2 КЛАСС) ist2_5570664-green-elements copy.png

Цель: создать условия для получения учащимися опыта положительного отношения к народным традициям, обычаям, любви к Родине.

Задачи:

  1. сформировать начальные представления о моральных нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
  2. воспитывать ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, народным традициям;
  3. сформировать опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации:
  4. воспитание святого отношения к семье.

Содержание деятельности

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Россия (Кронштадт)

Украина (Киев)

Литературное чтение

Темы уроков по учебному плану:

«Русские народные сказки»: волшебные и бытовые.

«Сказка ложь, да в ней намек»

  • Знакомство с русскими и украинскими сказками
  • Театральные постановки сказки «Теремок»
  • Викторина «По дорогам сказок»
  • Изготовление кукол своими руками

Игра по станциям «Наши сказки» в рамках школьного проекта «Азбука добра»

Окружающий мир

Темы уроков по учебному плану:

  • «Волшебные слова»
  • «Твоя семья»
  • Семейные традиции
  • Семейные праздники
  • Россия – моя родина
  • Города России
  • Старинные и современные предметы быта

Проектная исследовательская деятельность учащихся
по темам:

  • «Традиции моей семьи»
  • «Моя семья – родословная»
  • «Моя малая Родина»

(темы выбирают учащиеся самостоятельно)

  • Праздник «Мама, папа и я – дружная семья»
  • Встреча со священнослужителем Собора иконы Владимирской Божьей матери «Уклад православной семьи»
  • Виртуальное путешествие по городам России: Новгород, Псков, Старая Ладога.
  • Тематическая экскурсия в этнографический музей «Как рубашка в поле выросла»ist2_5570664-green-elements copy.png

Виртуальное путешествие по городам Украины (по выбору школы)

Знакомство с национальными играми

Праздник «Посиделки в русской избе (украинской хате)»
(бабушкины сказки, бабушкин сундук, обрядовые праздники,
семейные чаепитие, национальные игры)

Результаты 2 этапа проекта

  1. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  2. Получение опыта ролевого взаимодействия через игры, спортивные праздники, театральные постановки);
  3. Формирование почтительного отношения к родителям, к старшему поколению, формирование представления о семейных ценностях.

Ценности


3 ЭТАП. «ДОРОГОЮ ДОБРА» (3 КЛАСС)

Цель: формирование гражданской идентичности личности, начального представления о народах России и Украины, об их общей исторической судьбе.ist2_5570664-green-elements copy.png

Задачи:

  1. Воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающимся.
  2. Воспитание уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям своего народа.
  3. Формирование национального самосознания, этнической идентичности.

Содержание деятельности

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Россия (Кронштадт)

Украина (Киев)

Окружающий мир

Темы уроков по учебному плану:

  • Что и как изучает история?
  • Природа в жизни наших предков
  • Уклад жизни на Руси
  • Жизнь на селе в старину
  • Занятия горожан
  • Одежда наших предков
  • Учение на Руси
  • «Труд человека кормит, а лень портит»
  • Сказки народов мира
  • «Жизнь дана на добрые дела»
  • «За доброе дело стой смело»

Тематическая экскурсия в музей политической истории России «Как учились в старину»

Тематические экскурсии по плану ОУ

Темы исследовательских проектов учащихся:

  • «Природа в жизни наших предков: народные приметы, пословицы и поговорки»
  • Древнерусский город
  • Коллаж «Древний город»

On-line семейный праздник «Широкая масленица»

  • Экскурсия в русскую деревню Шувалово «В мире ремесел» (знакомство с кузнечным, гончарным, ткацким, швейным делами на Руси)

Знакомство с ремеслами украинского народа

Просмотр кинофильмов по мотивам сказок народов мира: обсуждение, иллюстрирование (on-line).

Обмен иллюстрациями.


Экскурсия в храм иконы Владимирской Божьей матери.

Встреча со священником «Жизнь дана на добрые дела»

ist2_5570664-green-elements copy.png

Выездной праздник «Посиделки у костра»
(костюмированные игры, хороводы, весенние заклички)

Результаты 3 этапа проекта

  1. Целенаправленная система работы по формированию патриотических чувств, помогающая осознать себя гражданином великой страны.
  2. Понимание важности толерантного отношения ко всем людям.
  3. Осознание школьниками доброты, милосердия, щедрости, чуткости как лучших духовных качеств личности

Ценности


4 ЭТАП. «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО» 4 КЛАСС

Цель: создать условия для получения учащимися опыта самостоятельного социального действия, выражение любви к Родине, бережного отношения к национальным традициям, обычаям, патриотическим и духовно-нравственным ценностям.

Задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о России как государстве, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего нарда, о примерах  исполнения гражданского и патриотического долга.
  2. Формирование ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям.
  3. Формирование элементарных представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства.

Содержание деятельности

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Россия (Кронштадт)

Украина (Киев)

Литературное чтение.

Темы уроков по учебному плану

«Былины»

«О подвигах, доблести, славе»

Исследовательский проект «Богатыри земли русской»

Исследовательский проект «Богатыри земли русской»

«В начале было слово и слово было бог» (библейские сказания)

Рождественские чтения.

Обмен рождественскими подарками, открытками.

  • Чтение произведений
  • Знакомство с христианством
  • Экскурсия в музей  Иоанна Кронштадтского

Просмотр фильмов духовно-нравственного содержания, предложенных Церковным Советом собора иконы Владимирской Божьей матери

«Рождественские встречи»

Творческая мастерская «Рождество» (изготовление рождественских ангелов)


Окружающий мир.

Темы уроков по учебному плану:

«История становления Российского государства и Киевской Руси»

«Годы священной войны»

  • Проект, посвященный Великой отечественной войне «Знаю и горжусь»
  • Конкурс сочинений «Моя семья в годы войны», «Эхо войны в моей семье»
  • Конкурс стихов и песен военной тематики

Итоговое мероприятии совместно с украинскими партнерами по проекту.

Подведение итогов реализации проекта.

Результаты 4 этапа

  1. Осознание учащимися гражданином своей страны.
  2. Стремление гордиться своей страной, защищать свое Отчество.
  3. Сформированность мировоззрений учащихся в соответствии с ценностями отечественной и других культур.

Результаты реализации проекта

В результате внедрения проекта по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на ступени начального образования учащиеся:

  1. приобретут социальные знания об истоках национальной культуры, о духовно-нравственных ценностях славянских народностей путем изучения культурно-исторического наследия, традиций своего народа;
  2. получат опыт позитивного, толерантного отношения к базовым ценностям общества, опыт социальной и межкультурной коммуникации, взаимодействия в коллективе, со взрослыми, опыт творческой деятельности;
  3. получат опыт самостоятельного общественного действия, участия в праздниках, проектно-исследовательской работе, пропаганде усвоенных ценностей среди сверстников:
  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления о государственном устройстве, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

педагоги:

  1. получат методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной ступени образования;
  2. комплект CD-, аудио-, кино-, видео-материалов для проведения тематических классных часов;
  3. разработки сценариев традиционных праздников по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
  4. освещение опыта работы с воспитанниками школы в средствах массовой информации, на сайте школы, средствами блога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".

В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...

Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой

Выступление на родительском собрании первоклассников для привлечения внимания родителей к воспитательным возможностям русских народных сказок...