Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся начальных классов, через знакомство с русскими народными промыслами и ремеслами.
методическая разработка по технологии по теме

Глухова Наталья Александровна

Проектная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей философии планетарного гуманизма городского округа Самара

(МБОУ ЛФПГ г.о. Самара)

Итоговая (зачетная)

проектная работа

 инвариантного учебного блока

по программе « Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»

на тему: «Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся начальных классов, через знакомство с русскими народными промыслами и ремеслами».

                                                                                             Выполнила проект :Глухова Н.А.

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                         Проверил: Кормухина Е.В.

                                                                                                     нач. метод. отдела

                                                                                    Регион. социопсихологического центра

6 – 16 ноября 2012г

Тема проекта: «Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся начальных классов, через знакомство с русскими народными промыслами и ремеслами».

Пояснительная записка

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

технология и изобразительное искусство.

Учебные дисциплины, близкие теме проекта:

литературное чтение и история.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-10 лет.

Тип проекта: исследовательский проект с элементами творчества.

Цель проекта:

повысить интерес младших школьников к русским народным промыслам и ремеслам на уроках технологии, истории и изобразительного искусства.

Задачи проекта:

- изучение литературных источников по народным промыслам и ремеслам;

- подбор материала, заданий для занятий и книги;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- разработка занятий по теме;

- проведение занятий и подведение итогов работы.

Вопросы учебной темы:

- Какова история возникновения народных ремесел и промыслов?

- Каковы отличительные черты народных промыслов?

- Какова технология изготовления изделий?

Необходимое оборудование:

цветная и белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, краски, индивидуальный компьютер для поиска информации, проектор, экран.

Аннотация проекта:

идеей создания проекта послужило изучение народных промыслов  и ремесел.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса.

Помощники: родители, классный руководитель.

Сроки:  рассчитан 1 год.

Занятия по 30-35 минут 1 раз в неделю, 33-34 часа в год.

Продукт проекта: книга.


п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

сроки

1.

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.


Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта.

Сентябрь

2.

Планирование деятельности по реализации проекта.


Составление развернутого плана работы, этапов реализации проекта. Разработка занятий по теме проекта.

Сентябрь

3.

Сбор информации. Структурирование информации.


Работа по анализу и систематизации материалов по проекту. Определение технических характеристик проекта.

Октябрь

4.

Изготовление продукта. Оформление продукты.

Систематизация теоретического материала по теме. Определение конструктивных особенностей модели, технических характеристик. Изготовление модели.

Проведение занятий по теме проекта.

Октябрь - апрель

5.

Оформление продукта. Подготовка книги.






Подготовка чистового варианта. Консультация с руководителем проекта.

Апрель – май

6.

Итоговое занятие с презентацией книги.

Представление проекта.

Май

 

Ожидаемые результаты:

У детей:

- пробуждение национального самосознания;

- отражение в художественно – творческой деятельности ( рисование, конструирование) темы любви к своей Родине.

У родителей:

- активизация и систематизация знаний о ремеслах и промыслах русского народа;

- участие вместе с детьми ( оказание помощи детям) в поисковой и художественно-поисковой деятельности;

- проявление позиции активных участников и партнеров образовательного и воспитательного процесса.

Способы оценки:

наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Примерные темы занятий на год:

Вводный урок

Глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка

Дымковская игрушка

Русская кукла

Матрешка

Тульский пряник

Тульский самовар

Гжель

Хохлома

Палех

Городецкая роспись

Жостовские подносы

Вологодское круживо

Павло – посадские платки

Вышивка

Береста

Кузнечное дело

Шкатулки

И т.д.

Анализ работы над проектом.

Исследовательский проект с элементами творчества достиг поставленных дидактических целей и задач. Продуктом проекта является книга.

Этот проект можно применять в дальнейшем, меняя тему.

Литература:

  1. Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику  Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007
  2. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005
  3. Лукашева Л. Русское кружево - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
  4. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004
  5. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998
  6. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007
  7. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги - Т.: Культура и традиции, 2006
  8. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000
  9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1979
  10. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009
  11. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология.

Интернет-ресурсы:

http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"

http://festival.1september.ru/articles/510585/, http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.

Урок ИЗО в начальной школе - конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.

http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm  Русская игрушка.

http://www.art-olonya.ru/olony68.html  Народные промыслы.

http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.

План работы ученика

Тема исследования: «Русские народные промыслы и ремесла».

Гипотеза: Русские народные промыслы и ремесла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе.

Цель исследования: Ознакомиться с русскими народными промыслами и ремеслами.

Задачи исследования:

  1. Получение базовых знаний (уроки технологии, изобразительного искусства, истории, литературного чтения).
  2. Теоретическое исследование (изучение различных литературных источников).
  3. Определение метода исследования (наблюдение, сравнение, обобщение).

Сбор данных.

Обработка данных.

                       

Практическая часть проекта.

Выполнение творческих                    Выставка работ, экскурсии.

        работ.

Получение и оформление результата.

Презентация продукта проектной деятельности.

Обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

                                                             

                                       

                                       

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...

Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.

Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....

"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность"

Сообщение на методическом объединение учителей начальных классов. Из опыта работы....

Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,...

Актуальные вопросы воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся начальной школы

В данной статье указаны основные напрвления работы  в нашей школе и в моем классе в частности по направлениям нравственности и патриотизма....

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классахЦели урока:1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и с...

Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой

Выступление на родительском собрании первоклассников для привлечения внимания родителей к воспитательным возможностям русских народных сказок...