Развитие речи учащихся через знакомство с русскими народными сказками и сказками русских и зарубежных писателей"
методическая разработка по русскому языку

Алешина Елена Валентиновна

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-т новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст, его дошкольный и школьный периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyoshina.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Там, где дети усиленно учатся говорить,

там люди не оскорбляют друг друга на каждом

шагу, потому что лучше понимают друг друга».

А.М. Пешковский

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-т новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст, его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, появлением первых слов. С самого начала речь возникает как средство общения. Первоначально ребёнок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами. Но вскоре в его высказываниях появляются различные части речи, которые употребляются в нужных падежных, временных, родовых формах, образовываются предложения.

Периоды речевого развития человека:

До 1 года (младенческий возраст) – гуление, лепет;

От 1 до 3 лет (ранний возраст) – овладение звуковым и слоговым составом слова, простейшими связями слов в предложении: речь диалогическая, ситуативная;

От 3 до 7 лет (дошкольный возраст) – появление монологической речи;

От 7 до 10 лет (младший школьный возраст) – осознание форм речи (звукового состава слов, грамматического строения); овладение письменной речью; понятие о литературном языке; интенсивное развитие монолога.

Можно сказать, что дети, приходя в первый класс, уже в основном владеют речью в пределах разговорного стиля. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения. Язык усваивается ребёнком в общении, но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития, дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Условия успешного развития речи:

Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность общения. Поэтому должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Второе условие – детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Речевая среда – это речь родителей, друзей, родных; фольклор, художественная литература, радио, телевидение, кино, театр, музей. В школе – это речь работников школы, язык книг. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы:

1. Усвоение литературной языковой нормы (тысячи новых слов, словосочетаний, оборотов речи).

2. усвоение навыков чтения и письма.

3. Совершенствование культуры речи.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления:

- работа над словом;

- работа над словосочетанием и предложением;

- работа над связной речью.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысли словом» - так В.А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Научить детей говорить – задача взрослого. Научить детей говорить через знакомство со сказками – эту задачу я поставила перед собой. Почему именно через сказку? Обычно принято считать, что сказка – это отдых, развлечение. Но умная и глубокая сказка не только развлекает и веселит. Сказки учат и воспитывают, заставляют задумываться над сложными вопросами жизни. Ребёнок получает новые знания (о природе, об отношениях между людьми, животными, о труде), уточняет их. Его мысль активно работает, а значит развивается и речь ребенка. Расширяется запас слов, обогащается строй и стиль предложения, развивается связная речь.

Свои занятия с детьми я начала с упражнений для тренировки произносительного аппарата (чистоговорки, скороговорки, песенки). Скороговорки и чистоговорки помогают в работе по формированию необходимых движений органов артикуляции. Дети знакомились и заучивали скороговорки, полюбили чистоговорки. Дети с удовольствием занимались, быстро запоминали, старались ка можно быстрее проговорить, добивались четкого произношения. Устраивали соревнования «Кто быстрее и четче произнесёт». Например: «На дворе - трава, на траве – дрова», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Сыворотка из простокваши» и т.д. чистоговорки можно использовать на каждый звук. Это необходимо не только для чистого произношения, но и для закрепления звуков. Учителям можно использовать это на уроках «Знакомство со звуком».

Например: звук «С», «Ш»

Са-са-са, са-са-са Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Ой-ой-ой! Летит оса! Что-то шепчут камыши,

Сы-сы-сы, сы-сы-сы Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Не боимся мы осы! Это утка в камыше.

Все эти упражнения развивают дикцию, правильную, четкую, выразительную речь. Их удобно проводить во время перемен (со всем классом), во время прогулок (индивидуально с каким-нибудь ребёнком). Проводилась работа по пополнению словарного запаса. Для этого можно использовать стихи, песенки, потешки. Слова из любого фольклорного жанра легко понимаются детьми, быстро осваиваются. Это позволяет активизировать деятельность учащихся. Каждый ученик имеет возможность высказаться, раскрывать свои языковые способности. Задача – обогатить детский словарь, вызвать интерес к народному фольклору.

«Уж ты, котенька-коток, «Как у нашего кота

Котик, серенький лобок, Шубка очень хороша,

Приди, котик, ночевать, Как у котика усы

Мою доченьку качать. Удивительной красы,

Уж как я тебе, коту Глаза смелые,

За работу заплачу: Зубки белые».

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока».

После чтения этих стихотворений задаются вопросы. Например: «Какая шубка у кота? Дети отвечают словами из текста: «Шубка очень хороша!». А затем сами придумывают и отвечают: мягкая, гладкая, пушистая и т.д. Ребёнок, проговаривая слова из текста, развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Все дети любят слушать сказки. Они с удовольствием слушают их и с радостью придумывают и рассказывают сами.

Знакомство со сказками начиналось с самых простых, возможно очень знакомых для многих детей: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т.д. Но это их не расстраивало, т.к они по-новому увидели эту сказку, затем сами её рассказали, используя в своих рассказах слова из текста, которые им, может быть, были до сих пор незнакомы. Чем богаче словарь ученика, тем более развита его речь. Поэтому на всех занятиях проводилась большая словарная работа с учащимися, нельзя оставлять неразъяснённым ни одного непонятного для детей слова или выражения. Проводилась работа по выделению в тексте непонятных по значению слов, в тексте встречались слова, значение которых неизвестно. Дети учились их замечать и, если мы не могли объяснить их на уроке, то задавалось задание на дом (работа с толковым словарём). Например: сказка «Колобок». «Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: - «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети...».

Очень интересный момент работы был над словарным запасом учащихся при чтении сказки «Два мороза». В этой сказке встретились слова: подпрыгивает, пощёлкивает, похлопывает. Разобрала с детьми, что это значит: «Не прыгает, а подпрыгивает, не щёлкает, а пощёлкивает, не хлопает, а похлопывает». Выяснили, что так часто говорится в сказках, а так же говорят и люди в жизни. Предложила им образовать новые слова: болит – побаливает, кашляет – покашливает. Если ребёнок почувствует значение слова, научится его понимать, значит, сможет выделять слово и , конечно, проговаривать и правильно писать.

После того, как дети познакомились с несколькими сказками, познакомила детей с понятием «опорные слова». Дети узнали, что слова, по которым можно определить тему текста (а в нашем случае сказку) называются опорными. Проводилась инсценировка уже знакомой нам сказки по опорным словам. Детям предлагались слова: дед, баба, курочка, яичко, мышка. Что за сказка? Какие слова помогли вам определить сказку? После того, как дети называли сказку, предлагалось одному ребенку рассказать сказку, вызывались дети для участия в инсценировке. Всё время поощряла рассказы детей.

Игра «Угадай сказку». Опорные слова: коза, козлята, волк, кузнец, съел. После того, как дети назвали сказку, предлагаю детям прочесть ее по цепочке. Добиваюсь от детей чёткого произношения каждого слова. Так как если ребенок неправильно читает, глотает буквы, у него имеются речевые недочёты, значит, и писать он будет неправильно.

Игра «Найди лишнее слово».

Лиса, журавль, в гости, тарелка, окрошка, кувшин, конец. («Лиса и журавль», лишнее слово «конец»).

Пошла Маша, заблудилась, избушка, медведи, убежала. («Три медведя», лишнее слово «пошла»).

Игра «Назови опорные слова» к сказке «Теремок». Дети подбирают 5-10 опорных слов.

Игра «Добавь опорные слова». К словам старик, старуха, испекла нужно добавить недостающие слова.

Детям очень понравились эти игры-упражнения. Они охотно играли сами в свободное время. Можно использовать как тренинг на развитие памяти «Кто больше вспомнит опорных слов».

Учителем опорные слова могут быть использованы при написании сочинений, в результате чего учащиеся имеют возможность при работе над сочинением выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Дети узнали, что, добавив несколько слов к опорным словам, можно составить свою сказку. Даны опорные слова: дед, баба, курочка, яичко, мышка. О какой сказке идет речь? Вот писатель С. Маршак добавил слова десять утят, и получилась совершенно новая сказка. Дети знакомятся со сказкой «Курочка Ряба и десять утят».

Горько плачет

Курочка Ряба.

Пожалела курочку баба.

Прибежала в курятник с корзиною,

А в корзине – яйца утиные,

Не одно, а целый десяток…

Можно предложить детям сочинить сказку по опорным словам. Сочиняя сказку, у детей развивается творческое воображение и развивается связная речь. Так детям были предложены слова: кот, лиса, петух, огород, клад. Интересную сказку сочинил Сережа Одинцов.

При чтении сказок у детей развивается наблюдательность, чувство поэтического слова, обогащается их речь. Так в сказке «У страха глаза велики» дети видят выразительную характеристику сказочным персонажам («бабушка-старушка», «внучка-хохотушка», «мышка-норушка», «курочка-клохтушка»). Работая со сказками мы видим, что дети очень внимательно их слушают, эмоционально их воспринимают. Это создает прекрасную базу для развития у детей творческого воображения, а следовательно и творческого восприятия речи и выразительного чтения, рассказывания, говорения. А основе сказки очень легко учить детей выразительному чтению. Но прежде должен быть хороший образец прочтения сказки преподавателем. Сначала дети запоминают и передают интонацию учителя, затем в дальнейшем они учатся сами читать. Детям нужно помочь разобраться, как правильно читать.

Например: «Морозко» указываем детям, что 1-ю часть сказки надо читать спокойно, постараться вызвать возмущения несправедливостью мачехи, уважение и симпатию к падчерице. Дальше надо читать решительнее т.к. идет развитие сюжета, передать тревогу за падчерицу, жалость к ее отцу. Затем менять темп чтения, показать суровость речи Морозко, тихую застенчивую речь девушки, великодушие Морозки, грубость мачехи, радость старика и т.д. Выразительное чтение учителем должно быть подготовлено заранее. После прочтения сказок я проводила обобщающую беседу. Это позволяет детям свободно мыслить и активно участвовать в диалоге (развитие диалогической речи). Очень интересная беседа была после прочтения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Был задан детям вопрос: кто же самый главный в сказке? Тут мнения детей разделились. Девочки доказывали, что главная – царевна, потому что она творит все чудеса, благодаря ей Гвидон встретился с отцом. Мальчики назвали Гвидона -богатырь, «хорошо свой город правит», спас царевну лебедь. И как всегда отличился Сережа Одинцов – он назвал главным в сказке Царя. Для детей это было неожиданно. Но он нашел подтверждение его храбрости, зачитывая из текста «доблестный воин», добр «отпустил всех трех домой», грустил о сыне и о жене. Достаточно было одного вопроса, чтобы побудить детей к активному разговору, выступать с короткими, но содержательными высказываниями.

Хочется отметить, что каждую сказку обязательно анализировали в классе при активном участии всех детей. В первом классе дети на занятиях знакомились с русскими народными сказками, сказками К. Чуковского. Во втором классе- знакомство со сказками А.С. Пушкина. Третий класс- творчество Г.Х Андерсена.

Никогда не отказывала детям, если они сами из дома приносили свои сказки: Носов, А. Толстой, А. Линдгрен и другие.

В своей работе использовала различные приемы: театральные упражнения. «Одно и то же дело» делаем по-разному. На первом этапе предлагаем детям вспомнить и показать возможные варианты поведения по заданиям: «человек сидит». «зверь сидит». Каждый ребенок разыгрывает живую картинку, по которой нужно отгадать кто это человек (зверь), что он делает, где находится? Так дети показывают старуху с яичком («Курочка Ряба»), старуху с корытом (сказка «О золотой рыбке»), старика у моря и т.д. На втором этапе усложнение: ребенок, который отгадал картинку должен продолжить дальше, рассказать и показать следующую картинку. Так дети вспоминают и повторяют подробно тексты сказки.

Игра «Живая картинка». Детям предлагается самостоятельное выполнение живой картинки. Ученики-зрители должны найти слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картинкой (движение белочки, тексты сказки А.С. Пушкина).

Игра «Двери в сказку открываются». Ребенок по своему выбору рассказывает сказку.

Игра «Волшебный ключик» - обладает свойством изменять количество прочитанных предложений в сказке. Ребенок должен следить за текстом, отметить, сколько было прочитано предложений и добавить на одно больше. Усложнение. Передавая друг другу ключик, детям предлагается как можно больше найти слов на различные части речи, которые подходят к тому или иному герою сказки. Например: «Заяц-хваста» (длинноногий, хвастливый, храбрый, ушастый, усатый).

Упражнение: составь по карточкам и расскажи сказку (последовательно выкладываются карточки с рисунком). Использование фланелеграфа. Проводя эти упражнения, не переставала удивляться, наблюдая за детьми, их непроизвольному мышлению, воображению, их умению слушать и рассказывать, фантазировать и сочинять.

Применяла различные настольно-печатные игры, сказочные карты, кубики по сказкам.

В заключении хочется отметить, что на основе сказки удалось выполнить такие задачи по развитию речи.

Аудирование - слушание речи, воспитание внимания к звучащей речи, полнота понимания воспринятой речи.

Произношение – развитие дикции, тренировка произносительного аппарата.

Выражение мысли – Диалоги - создание ситуаций, побуждающих к диалогу (диалог в сказках). Развитие речевой активности детей.

Монологи - пересказ, прослушанной сказки.

Обогащение словаря – узнавали новое значение слов, работали с толковыми словарями.

Построение текстов (связная речь). Рассказывание сказки, пересказ сказки, составление сказки.

Культура речи. Оценочный подход к собственной речи: понятия «хорошо», «выразительно», «плохо». Работа над выразительностью чтения.

Заучивание. Пословицы, скороговорки, потешки, небольшие стихотворения. Чтение заученного на уроках, на утренниках, проведение конкурсов.

Ученики моего класса владеют речевыми навыками: любят читать сказки, стараются выразить в чтении свои мысли и чувства, хорошо подготовлены к продолжению литературного образования в старших классах.

Список использованной литературы

  1. М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников» (изд. «Просвещение» 1985)
  2. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов» (изд. «Просвещение» 1984)
  3. Г.В. Терешонок «Литературное чтение младшего школьника. Анализ художественного произведения в начальной школе» (изд. «Тимошка» 1997)
  4. Л.Г. Орлова «Использование элементов фольклора на уроках русского языка» (СПб. 1995)
  5. Е.Л. Сергеева «Где живут сказки?» (СПб. 1992)
  6. Журнал «Начальная школа»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры - викторины по сказкам русских и зарубежных писателей "Средь шумного бала" для 1 класса

Игру можно использовать как в группе продленного дня, так и на уроках по литературному чтению....

Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».

Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов....

Занятие по внеурочной деятельности для детей с нарушением интеллекта «Знакомство с русской народной сказкой "Колобок" с применением здоровьесберегающих технологий»

      Данное занятие призвано в игровой форме познакомить детей с русской народной сказкой "Колобок",  символом устного творчества.        Так ...