Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Дугина Валентина Михайловна

Мастер-класс на тему "Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества". Материал предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Мастер-класс

«Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».

                                                                      Подготовил

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      Дугина В.М.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает решение таких задач как:

- развитие устной и письменной речи,

- коммуникативных умений,

- нравственных и эстетических чувств,

- способностей к творческой деятельности.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

Я считаю, что работа над связной речью требует отдельного внимания и большого труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Каждый свой урок я стараюсь построить так, чтобы дети имели возможность вести открытый диалог, высказывать свое мнение, подбираю такие упражнения и задания, которые позволяют обогатить словарный запас младших школьников, и осуществляется эта работа  в урочной и во внеурочной деятельности.

Тема моего мастер-класса «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества».

Цель мастер-класса: совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение.

Задачи:

1.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной и письменной речи речи;

2.Прививать навыки работы со словарями,

3.Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Ход мастер - класса

1.Организационный момент  

– Вспомните хорошие моменты из вашей жизни.

-Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…

-Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс.

2.Вступительное слово

- Прочитайте выражения.

- Что между ними общего?

- Чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на мастер-классе?(о пословицах и фразеологизмах)

-Какую цель поставим перед собой? (мы должны выяснить нужны ли пословицы и фразеологизмы и украшают ли они нашу речь?

- Нужны ли пословицы и фразеологизмы?

- Украшают ли они нашу речь?

Слайд 4: - Выведем гипотезу.

Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

3. Практическая работа

1.Работа в парах.Игра «Составь пословицы»

-А теперь проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи

 -А для этого мы с вами поиграем. У каждой пары в конвертах лежат слова из которых нужно составить пословицы.

 

2.Проверка работы.

-Проверим , как вы справились с заданием.Объясните смысл одной из пословиц.

3.Работа в группах.

- А сейчас поработаем в группах. Нужно заменить фразеологизм,

подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями

Задать головомойку                    отругать

За пояс заткнуть                          победить

Плясать под чужую дудку          исполнять чужую волю

Играть в бирюльки                      заниматься пустым делом

Морочить голову                          обманывать

-Проверим, как вы справились с заданием.

4.Вставьте в пословицы пропущенные слова.

Берись за дело (дружно)                -  не будет грузно.

За правое дело стой (смело)            .

Кто сегодня солгал, тому и (завтра)              не поверят.

Правду как не прячь, она  (наружу)              выйдет.

Петь хорошо (хором)           , а говорить врозь.

5.Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.

Очень умный – семи пядей во лбу

Быстро убежать –дать стрекача

Внезапно – как снег на голову

Лезть не в свои дела –совать нос

Очень мало – кот наплакал

6.Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.

Лясы точить                             работать не покладая рук

Держать ухо востро                держать язык за зубами

Сидеть, сложа руки                 воды в рот набрать

Кричать во всю Ивановскую  ворон считать

На чужой шее сидеть        держать в ежовых рукавицах

От рук отбиться                 своим горбом жить

 

- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

- Мы научились этому?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли.

VIΙΙ. Этап рефлексии. 

Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Обогащение речи учащихся через овладение жанрами устного народного творчества». Учитель начальных классов Дугина Валентина Михайловна

Слайд 2

совершенствование знаний пословиц и фразеологизмов, повышение культуры речи и последующее активное их применение. 1. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи. 2. Прививать навыки работы со словарями. 3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Слайд 3

? Фразеологизм Пословица

Слайд 4

если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

Слайд 6

Задать головомойку За пояс заткнуть Плясать под чужую дудку Играть в бирюльки Морочить голову - отругать - победить - исполнять чужую волю заниматься пустым делом - обманывать

Слайд 7

Берись за дело - не будет грузно. За правое дело стой . Кто сегодня солгал, тому и не поверят. Правду как не прячь, она выйдет. Петь хорошо , а говорить врозь. дружно смело завтра наружу хором

Слайд 9

Лясы точить Работать, не покладая рук Держать ухо востро Держать язык за зубами Сидеть, сложа руки Воды в рот набрать Кричать во всю Ивановскую Ворон считать На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах От рук отбиться Своим горбом жить

Слайд 10

если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

Слайд 11

Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность постигнуть язык. Чем богаче словарный запас человека , тем интереснее и ярче он выражает свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"

Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК  "Школа России"...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"

Презентация предназначена для учителей начальных классов...