Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
    план-конспект урока чтения (2 класс) на тему

    Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesenki.odt15.43 КБ

    Предварительный просмотр:

     Малые и большие жанры устного народного творчества.

    Русские народные песни.

    Потешки и прибаутки.

             

    Слушание русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

    - Ребята, знаете ли вы это произведение?

    Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

    - Прочитайте тему урока.

    Малые жанры русского фольклора.

    Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

    - Прочитайте слова: фольклор, фольклорный, фольклорист.

    Слово “фольклор” английского происхождения.

    - Что такое “фольклор”? Как вы считаете?

    Это произведения устного народного творчества.

    Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

    Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

    Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

    - Послушайте  песенку :

    Ай, баю, баю, баю,
    Ходит кошка по краю.
    Кошка лыко дерёт.
    Коту лапти плетёт.
    А кот лапти износил
    И другие попросил.

    - Для чего создавались колыбельные песенки?

    Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

    Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

    - Послушайте потешки:

    Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

    А лады, лады, лады, не посажены сады.
    А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

    Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

    Сорока, сорока, сорока белобока,
    Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
    Гости не бывали, кашки не едали.
    Всё своим деткам отдали.

    Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока белобока.

    - Какое назначение у потешки?

    Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

    Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

    - Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

    Васенька, кашка, детки.

    Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола “баять”, “баить” - говорить. У этого слова есть ещё и более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные песенки – это ещё и древние “заговоры”, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

    ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

    открытый урок по литературному чтению 3 класс "Малые жанры УНТ"

    Цель: обогатить представление детей о малых формах УНТ, учить выделять в них главное содержание, употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание....

    Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

    Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...