открытый урок по литературному чтению 3 класс "Малые жанры УНТ"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Цель: обогатить представление детей о малых формах УНТ, учить выделять в них главное содержание, употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_17.10.12_chtenie_dlya_sayta.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Малые жанры устного народного творчества. Сказка, как один из жанров устного народного творчества.

1. Начало урока

Цель: обогатить представление детей о малых формах устного народного творчества, учить выделять в них главное содержание употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание; воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству.

Ход урока

Ι. Организация класса

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала


И нам в класс передала.

РЕФЛЕКСИЯ

-На экране изображены смайлики с разной мимикой. Какое настроение у вас перед началом урока.

ГРУСТЬ      УДОВЛЕТВОРЕНИЕ         ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

             

ΙΙ. Актуализация знаний

1.Технология «Микрофон».

Каким бы вы хотели видеть наш урок! (Интересным, творческим...)

Чтобы урок был таким, вы должны мне помогать и на уроке будете какими? (Внимательными, активными, старательными...)

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?(Дети рассказывают своими словами). 

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме?

2.Составление девиза урока. Слайд 2.

Из слов

«читать, много, будешь, будешь, знать, много» составьте девиз урока.

«Будешь много читать, будешь много знать».

3. Речевая разминка.

Слайд: 3

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

ТУ-ТУ-ТУ, ЛЮБИМ МЫ КРАСОТУ.

ТЫ-ТЫ-ТЫ, ПЛОХО ВСЕМ БЕЗ КРАСОТЫ.

ТА-ТА-ТА, БУДЕТ ВЕЧНО КРАСОТА

Хоровое чтение в умеренном темпе.

Прочитать медленно, затем с ускорением.

Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.

Прочитать выразительно.

Слайд 4.

Задание. У каждой команды на столе есть эмблема. Каким она цветом, таким и зашифрованные слова на слайде. Расшифруйте их. Командиры доложат о выполнении.

Слайд 5.

Учитель:

 - К какому виду творчества относятся эти литературные жанры? (Устное народное творчество)

 - Подумайте, каким ещё словом можем заменить устное народное творчество?   (Фольклор.)

ΙV. Проверка домашнего задания

Слайд 7.

 - А сейчас я проверю, как вы выполнили домашнее задание. Каждая группа дайте объяснение заданных вам слов.

1 команда

Загадка - Краткое иносказательное описание какого-либо

предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать.

Пословица - меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

2 команда

Поговорка - краткое устойчивое выражение, обычно образное, рифмованное и не составляющее, в отличии

от пословицы, законченного высказывания.

Потешки - Жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым.

Небылица -  … А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

4 команда

Русские народные песни - Словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц. Слова и музыка русской народной песни сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Скороговорки - Шуточный жанр народного творчества - фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Былина - …….

УЧИТЕЛЬ:  Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете? У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

Вот открылся ёщё один лепесток.   Викторина. Определить жанр произведения.

Слайды8 – 11.

3 команда

Колыбельные – песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме.

Сказки - Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.( вспомните, какие вы знаете сказки, у которых в названии есть числа… )

V. Обобщение  материала

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.

Все любят слушать и читать сказки, в которых происходят разные чудеса, неожиданные превращения, животные разговаривают человеческим голосом, и добро всегда побеждает зло.

Сказка – страна волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Слайд 12.

-Ребята, на какие 3 группы можно разделить все сказки??Приведите примеры. (Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор». )

 - А знаете ли вы, как отличить сказку от других произведений?

Ответить на эти вопросы нам помогут   сказочные «приметы».

Слайды 13,14

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

 - Сегодня у нас есть возможность побродить по неведомым дорожкам этой страны, а поможете нам в этом вы, ребята.

VI. Работа над текстом

VΙI. Физкультминутка

5. Работа в группах. Слайд 20.Литературная игра (Конкурс4, ? 9 и 10, БЛИЦ для капитанов)

Прежде, чем мы начнем работать, давайте напомним правила работы в группах, которые записаны на доске:

1. Руководитель группы зачитывает задание.

2. Работать так, чтобы никому не мешать.

3. Выслушивать мнение каждого члена группы.

4. Придерживаться отведенного времени.

5. Презентует работу руководитель группы.

6. Придерживаться правил поднятой руки.

VΙII. Итог урока

1. Ребята, как вы думаете, добились ли мы поставленной перед нами цели «обогатить представление о формах устного народного творчества».

 - Давайте подведём итог. С какими видами устного народного творчества мы работали?

Кроссворд. Слайд 21

2. Оценивание.

Итог из ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 22

-На доске изображены смайлики с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

  ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

урок чтение сказка учащийся викторина

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

 - ГРУСТЬ,


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...