Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Григорьева Екатерина Алексеевна

 

Тема моего открытого урока в 4 классе:

 Лев Кассиль «У классной доски» .

 

1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

 - Я  использовала приём «Корзина» идей,

Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся именно на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Это позволит нам выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

2) На стадии – рефлексия  основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На этой стадии я воспользовалась несколькими приемами. Один из них - «Составление кластера».

 

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

( в том числе и на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности)

 

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре листа пишем ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

 Также на стадии рефлексия был использован прием «Эссе».

Эссе- это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Ребятам было предложено дома порассуждать на тему: «Что такое подвиг?». Надо сказать, что получились очень оригинальные работы. Есть ребята, которыерассуждали в рамках темы, изучаемой на уроке. Однако были и те, которые не стали себя ограничивать рамками темы, и поразмышляли о проблеме в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2010-2011.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

(с элементами технологии развития критического мышления через чтение)

Л. Кассиль                             «У классной доски»

4 класс

УМК «Гармония»

Подготовила:

Ваулина Екатерина Алексеевна

учитель начальных классов

                                                СШ №224

СПб 2010

Пояснительная записка

Тема: Л. Кассиль «У классной доски»

Класс: 4

УМК: «Гармония»

Задачи:

познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля;

формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях;

развивать умение  проводить сравнительную характеристику героев, составлять словесный портрет,

развивать технику чтения про себя, отвечать на вопросы, опираясь на прочитанный текст

развивать речь и творческие способности учащихся, аналитическое  мышление;

способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Познавательная задача: узнать, какие черты характера должны быть у народа, победившего фашизм.

Учебная задача: извлекать из текста информацию, работать в парах, составлять вопросы к прочитанному тексту.

Дидактический материал и оборудование урока:

  1. компьютер;
  2.  учебник:  Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 2/ О. В. Кубасова. – 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 168 с.
  3. рабочая тетрадь: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - к нам в класс пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети встают)

Спасибо, присаживайтесь.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Л.Кассиль «У классной доски»).

 Верно. Назовите главных героев? (Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его  одноклассники -Сеня Пичугин, Шура Капустина)

Вам было задано творческое домашнее задание: нарисовать словесный портрет учительницы и выполнить рисунок.

Предлагаю создать галерею портретов и охарактеризовать персонаж. (На доске помещаем портреты и устно зачитываем характеристику учительницы) Ребята дополняют ответы друг друга.

III. Введение в тему урока

Учитель: События каких лет описаны в произведении Л.Кассиля? (События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)  

Учитель: Правильно, ребята. А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несет с собой? (Смерть, разрушения, горе…)

Учитель: Верно. События этих годов нашли свое отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим песню  «Священная война». Она была написана 24 июня 1941 года. 

Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Так начался путь песни, славный и долгий.

Учитель: Давайте и мы, в знак нашего уважения и гордости за свой народ, послушаем песню стоя!

Звучит песня «Священная война»

Учитель: Спасибо, ребята, присаживайтесь.

  1. Стадия «вызов» (Актуализация знаний)  

      Учитель: Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)

А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)

Учитель: Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения  в «Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).

Прием «Корзина идей» (таблица №1)

Наши предположения

Быть смелым и отважным

Ничего не бояться

Совершить подвиг

Любить свою Родину

Думать о погибших товарищах

Защитить свою семью

Учитель: Молодцы, вы отлично справились. Только ли  в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) А где находились герои нашего произведения? (В деревне)

Правильно, давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни в победе при столкновении с фашистами в отрывке из  кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны»

Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»

Воспроизведение фильма

  1. Стадия «осмысление». Работа по теме урока.

Учитель: Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы?

Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым?

По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2

Учительница Ксения Андреевна

Была смелой и отважной

Костя Рожков

Совершил подвиг

Одноклассники

(Сеня Пичугин, Шура Капустина)

Ничего не боялись

Сплотились в момент опасности

Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)

  1. Физкультминутка

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Учитель:
Мы продолжаем знакомство с произведением Л.Кассиля. Воспользуемся приемом «Чтение с остановками».

 Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок.

После прочтения группы ( по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.

VII. Стадия «рефлексия». Закрепление знаний.

Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании?

1. Приём ТРКМ «Кластер»

Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто же ещё сражался за победу в ВОВ? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)

Как мы одержали победу? (Сообща)

на фронте

Победа

мужчины

в партизанских отрядах

в тылу

дети

женщины

Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОВ песни? Чем?

Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОВ, помогать тем, кто ещё жив.

2. Приём ТРКМ «Синквейн»

Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Поэтому тема синквейна  у нас такая: Народ

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, составив синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Приведу пример: 

Подвиг

Славный, доблестный.

Совершали, стремились,

Славный подвиг нашего народа.

Заслуга.

Народ

Мужественный, смелый.

Побеждает, защищает, страдает.

Когда мы едины- мы непобедимы.

Народ-победитель.

Война              

Жестокая, страшная.

Разрушает, губит, калечит.

Один в поле не воин.

Мачеха.

Победа

Тяжелая, радостная.

Трудились, сражались, боролись.

Счастье для страны.

Торжество.

IX. Итог урока.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?

X. Домашнее задание.

3. Прием «Написание эссе»

Я напомню, что эссе- это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Порассуждайте на тему: «Что такое подвиг?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...


 

Комментарии

Бахман Оксана Владимировна

Спасибо! Интересный материал. Я тоже работаю по технологии РКМЧП.