Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Тема моего открытого урока в 4 классе:
Лев Кассиль «У классной доски» .
1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке.
- Я использовала приём «Корзина» идей,
Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся именно на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Это позволит нам выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
2) На стадии – рефлексия основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На этой стадии я воспользовалась несколькими приемами. Один из них - «Составление кластера».
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
( в том числе и на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности)
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре листа пишем ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Также на стадии рефлексия был использован прием «Эссе».
Эссе- это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Ребятам было предложено дома порассуждать на тему: «Что такое подвиг?». Надо сказать, что получились очень оригинальные работы. Есть ребята, которыерассуждали в рамках темы, изучаемой на уроке. Однако были и те, которые не стали себя ограничивать рамками темы, и поразмышляли о проблеме в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2010-2011.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
(с элементами технологии развития критического мышления через чтение)
Л. Кассиль «У классной доски»
4 класс
УМК «Гармония»
Подготовила:
Ваулина Екатерина Алексеевна
учитель начальных классов
СШ №224
СПб 2010
Пояснительная записка
Тема: Л. Кассиль «У классной доски»
Класс: 4
УМК: «Гармония»
Задачи:
познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля;
формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях;
развивать умение проводить сравнительную характеристику героев, составлять словесный портрет,
развивать технику чтения про себя, отвечать на вопросы, опираясь на прочитанный текст
развивать речь и творческие способности учащихся, аналитическое мышление;
способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Познавательная задача: узнать, какие черты характера должны быть у народа, победившего фашизм.
Учебная задача: извлекать из текста информацию, работать в парах, составлять вопросы к прочитанному тексту.
Дидактический материал и оборудование урока:
- компьютер;
- учебник: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 2/ О. В. Кубасова. – 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 168 с.
- рабочая тетрадь: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - к нам в класс пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети встают)
Спасибо, присаживайтесь.
- Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Л.Кассиль «У классной доски»).
Верно. Назовите главных героев? (Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его одноклассники -Сеня Пичугин, Шура Капустина)
Вам было задано творческое домашнее задание: нарисовать словесный портрет учительницы и выполнить рисунок.
Предлагаю создать галерею портретов и охарактеризовать персонаж. (На доске помещаем портреты и устно зачитываем характеристику учительницы) Ребята дополняют ответы друг друга.
III. Введение в тему урока
Учитель: События каких лет описаны в произведении Л.Кассиля? (События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Учитель: Правильно, ребята. А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несет с собой? (Смерть, разрушения, горе…)
Учитель: Верно. События этих годов нашли свое отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим песню «Священная война». Она была написана 24 июня 1941 года.
Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Так начался путь песни, славный и долгий.
Учитель: Давайте и мы, в знак нашего уважения и гордости за свой народ, послушаем песню стоя!
Звучит песня «Священная война»
Учитель: Спасибо, ребята, присаживайтесь.
- Стадия «вызов» (Актуализация знаний)
Учитель: Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)
А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)
Учитель: Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения в «Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).
Прием «Корзина идей» (таблица №1)
Наши предположения |
Быть смелым и отважным |
Ничего не бояться |
Совершить подвиг |
Любить свою Родину |
Думать о погибших товарищах |
Защитить свою семью |
Учитель: Молодцы, вы отлично справились. Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) А где находились герои нашего произведения? (В деревне)
Правильно, давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни в победе при столкновении с фашистами в отрывке из кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны»
Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»
Воспроизведение фильма
- Стадия «осмысление». Работа по теме урока.
Учитель: Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы?
Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?
Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым?
По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2
Учительница Ксения Андреевна | Была смелой и отважной |
Костя Рожков | Совершил подвиг |
Одноклассники (Сеня Пичугин, Шура Капустина) | Ничего не боялись Сплотились в момент опасности |
Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)
- Физкультминутка
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
Учитель: Мы продолжаем знакомство с произведением Л.Кассиля. Воспользуемся приемом «Чтение с остановками».
Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок.
После прочтения группы ( по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.
VII. Стадия «рефлексия». Закрепление знаний.
Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании?
1. Приём ТРКМ «Кластер»
Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто же ещё сражался за победу в ВОВ? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)
Как мы одержали победу? (Сообща)
на фронте
Победа
мужчины
в партизанских отрядах
в тылу
дети
женщины
Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОВ песни? Чем?
Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?
Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОВ, помогать тем, кто ещё жив.
2. Приём ТРКМ «Синквейн»
Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Поэтому тема синквейна у нас такая: Народ
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, составив синквейн.
Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Приведу пример:
Подвиг
Славный, доблестный.
Совершали, стремились,
Славный подвиг нашего народа.
Заслуга.
Народ
Мужественный, смелый.
Побеждает, защищает, страдает.
Когда мы едины- мы непобедимы.
Народ-победитель.
Война
Жестокая, страшная.
Разрушает, губит, калечит.
Один в поле не воин.
Мачеха.
Победа
Тяжелая, радостная.
Трудились, сражались, боролись.
Счастье для страны.
Торжество.
IX. Итог урока.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?
X. Домашнее задание.
3. Прием «Написание эссе»
Я напомню, что эссе- это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Порассуждайте на тему: «Что такое подвиг?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Комментарии
Спасибо! Интересный материал.