Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 119.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия № 20»
Урок литературного чтения
в 3 «Б» классе
с использованием технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
На тему
«Андрей Платонов
«Разноцветная бабочка»
Разработала и провела: И. Н. Мугрычёва –
учитель начальных классов
2017 год
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между матерью и ребёнком.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки чтения.
- Формировать правильное, осознанное чтение без ошибок.
- Активно формировать речевые умения учащихся.
- Научить детей не только читать, но и думать.
Развивающие:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное
- Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к матери
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
- Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
- Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел уже звонок нам пора начать урок.
2. Гимнастика для речевого аппарата
3. Работа со скороговоркой
1. Проговариваем медленно «Из - под топыта копыт пыль по полю летит»
2. Проговариваем в среднем темпе
3. Проговариваем быстро
4. 1 ряд выделяет голосом слова «копыт»
5. 2 ряд - слово «пыль»
6. 3 ряд – слово «топыта»
4. Проверка домашнего задания
- Откройте, пожалуйста, форзац нового учебника и посмотрите на маршрут, по которому мы пойдём. Наша первая большая тема называется … «О совести и долге». Читать произведения по этой теме мы начали ещё во 2 части учебника и к уроку вы должны были выполнить письменное задание в тетради по рассказу Юрия Яковлева «Полосатая палка». Передайте, пожалуйста, тетради с домашней работой на 1 парту.
5. Знакомство с автором, Андреем Платоновым
- Прежде чем мы начнём читать первое произведение из нашего учебника, давайте познакомимся с его автором.
(1 слайд)
- Мы видим портрет Андрея Платоновича Платонова. Он автор удивительно мудрых детских рассказов и сказок, которые отличаются своеобразным сюжетом и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьёзными вопросами: зачем человек пришёл на землю? В чём его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке, о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас сказочный вымысел принимается за действительность.
Русский писатель, журналист и сценарист Юрий Нагибин, с отчимом которого Андрей Платонов близко общался, свидетельствует: «С ним было всегда гипнотически интересно. Он прекрасно знал всё, что делается в мире литературы, в мире искусства, в мире точных наук… Он знал всё на свете! И всё это, как у большинства настоящих людей, было золотыми плодами самообразования».
Андрей Платонович Клементов – это настоящая его фамилия, был старшим из одиннадцати детей. Его отец, машинист паровоза, был довольно известным в городе лицом, о нём как о талантливом изобретателе – самоучке не раз писали местные газеты. Андрей с 14 лет начал работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. Литературные наклонности обнаружились у него довольно рано – с 12 лет сочинял стихи.
Он публиковал статьи, стихи, рассказы в газетах под разными псевдонимами. А потом решил, он сын Платона, Платонов сын, и оставил себе псевдоним по имени отца, которого любил и уважал. Когда у Андрея Платонова родился сын, он его назвал в честь своего отца – Платоном. Мальчик в детстве переболел всеми детскими болезнями, здоровье было слабое, но был умный и начитанный ребёнок. Андрей его очень любил. Власти не любили писателя и чтобы проучить его придумали, что его сын Платон выдал военную тайну и посадили его в тюрьму на 10 лет. Платону было 15 лет! В тюрьме он отсидел 3 года, друзья писателя помогли оправдать сына, но Платон вышел из тюрьмы истощённый, без зубов, больной туберкулёзом, прожил всего 2 года и умер. Андрей до конца своих дней считал себя виноватым в смерти сына.
(2 слайд)
Перед вами фотография семьи Андрея Платонова, на ней мы видим истощённого сына, который недавно освободился из тюрьмы
(3 слайд)
1944 год внёс перемены в жизнь Андрея Платонова, у него родилась дочь Мария. Ей было 6 лет, когда ушёл из жизни её отец Андрей Платонович Платонов. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с сыном. Один из самых значительных писателей XX века, так и не увидел опубликованными свои главные произведения.
6. Сообщение темы
- Названием произведения Андрея Платонова является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное. Его вы узнаете, отгадав загадку:
(4 слайд)
«На цветок пахучий
Сел цветок летучий»
(бабочка)
(5 слайд)
- Посмотрите, пожалуйста, на фотографии бабочек. Ими можно долго любоваться. Итак, произведение Андрея Платонова называется «Разноцветная бабочка».
- Вы можете предположить, о чём нам хочет рассказать писатель?
- Чтобы нам лучше понять текст мы с вами дадим объяснение некоторым выражениям, которые вы найдёте в тетрадях на с. 3.
(6 слайд)
- почтенный человек… (пожилой человек, пользующийся уважением)
- напрасно ожидать – бесполезно надеяться
- жить по – пустому – бессмысленно жить
7. Работа с текстом
(1 часть)
- Ну, что же, открываем учебники на с. 4. 1 часть этого произведения мы попросим прочитать по ролям учеников с хорошей техникой чтения, а это Лиза – автор, Андрей – дедушка Ульян, Алина Бушукина – бабушка Анисья.
- Назовите главных героев этой части (бабушка Анисья и дедушка Ульян)
- Где жила Анисья? (на берегу Чёрного моря в каменной хижине)
- Где она работала и работает ли сейчас? Найдите в тексте и прочитайте.
- Что думала Анисья о своей жизни? Зачем она живёт? Найдите ответ в 1 части.
- Как вы бы озаглавили эту часть? (бабушка Анисья) Запишите, пожалуйста, заглавие этой части в тетрадь с. 5 № 5.
(2 часть)
- Мы созданы так, чтобы часть информации воспринимать на слух! Поэтому 2 часть мы прослушаем в исполнении человека, профессия которого связана с умением выразительно читать.
(слушаем аудиозапись 2 части)
(7 слайд)
- Для чего оТимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Что влекло Тимошу к бабочке, которая села на былинку? Что необычного было в ней?
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему плакал мальчик?
- Как мы озаглавим 2 часть? (Тимоша и бабочки) Запишите, пожалуйста.
(8 слайд)
8. Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – тихонечко присела,
На четыре – улетела.
9. Работа с текстом
(3 часть)
- Открывем учебник на с. 12. Знакомиться с 3 частью мы будем молчаливым чтением с остановками, во время которых вы будете отвечать на мои вопросы. Сожмите губы и зубы, поставьте пальцы на начало и конец строчки, читайте как можно быстрее.
(с. 12)
1. Где оказался Тимоша? (На дне каменной пропасти)
2. Почему он больше не ловил бабочек?
3. Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
4. Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
(с. 13)
1. Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
(с. 14)
1. Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
2. Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
3. Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)
4. Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я.)
5. Почему он не увидел мать? (Ослеп)
(с. 15)
6. Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
7. Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь матери с её любовью перешла к сыну)
10. Вывод:
- Сверим с нашими первыми предположениями. Что подтвердилось, а что нет?
(9 слайд)
- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель:
- О разлуке матери с сыном?
- О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
- О материнской вечной любви?
- О прозрении сына, оценившего силу любви матери?
- В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.
11. Домашнее задание
- Составь план одной из частей и перескажи её по плану. (вопр. 3 с. 15, № 6 с. 5 в тет.)
МОУ «Гимназия № 20»
Урок литературного чтения
в 3 «Б» классе
с использованием технологии
"Развитие критического мышления через чтение и письмо"
На тему
«Андрей Платонов
«Разноцветная бабочка»
Разработала и провела: И. Н. Мугрычёва -
учитель начальных классов
2017 год
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью.
убеждений.
Задачи:
- Научить объяснять поведение персонажа, определять его внутреннее состояние, характер героя;
- Развивать умение высказывать своё личное отношение и позицию к прочитанному, опираясь на текст, делать выводы;
- Расширять словарный запас детей, развивать грамотную устную речь;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, сотрудничать с товарищами – выслушивать и высказывать мнение в работе.
Оборудование: учебник «литературное чтение» Э.Э.Кац 3 кл., рабочая тетрадь №3, мультимедийное оборудование, словарь Ожегова, толковый словарь, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок нам пора начать урок.
- Работа с пословицами:
Добро на два века: на тот и на этот.
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(добро)
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(дружба)
«Сабля ранит голову, а слово душу.»
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(душа)
- Работа в группе.
(конверт
с разрезанным словом)
Что объединяет эти слова?
Используя свой жизненный опыт, объясните значение этого слова.Обсудите, как будете отвечать
соберите слово, которое поможет вам объединить эти слова.
отношения
- Работа со словарями
Прочтите, как объясняет значение этого слова словарь.
Какое значение выберем?
- Оцените работу этого этапа урока. 2 балла
+ работа в группе.
Считаете ли вы, что эти пословицы связаны с новым произведением?
- Постановка цели и задач урока.
- Работа по учебникус.16
Определите тему нашего урока.
Алим
Пшемахович
Кешоков
«Мне больно, мальчики»
Какими будут задачи урока
Познакомиться с автором;
разобраться какие взаимоотношения должны быть между людьми;
- Словарная разминка
Знаком ли автор?
Потренируемся произносить И.О.Ф.,
- Позовите, автора, как позвала бы его мама.
- Позовите, как бы позвали своего учителя.
- Назовите, соблюдая норму произношения, как уважаемого поэта.
Алим
Алим Пшемахович
Алим Пш[ы]мах[а]вич
К[и]шок[а]в
- Игра «Микрофон»
Прочитайте биографию поэта.
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение.За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда". Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
Расскажите, что узнали из прочитанного текста.
- Оцените работу этого этапа урока. 3 балла
- Работа над новым материалом.
- Побуждение.
Не читая произведение можно сказать, что слова, записанные на доске, связаны с темой нашего урока? Докажите.
На рисунке к стихотворению мы видим обиженных мальчиков
Прочтите еще раз название произведения. На что оно похоже? Когда жалуются, будут ли это отношения?
Название похоже на жалобу.
Можно ли определить каким будет произведение?
- Работа над стихотворением.1-е чтение
«Мудрецы»
Прочитайте стихотворение шёпотом, только для себя.
Карандашом пометьте слова, значение которых вам не понятны.
Чтение «про себя»
- Работа в тетради с.8 №2
К какому жанру относится произведение? Докажите.
Выпишите рифмованные слова последней части в тетрадь.
1у. читает: Столкнулись-улыбнулись; как-то раз – из глаз; друг – вдруг; когда –то – ребята.
2-е чтение
Послушаем, как вы научились читать это стихотворение. Какую интонацию подобрали.
1 ученик читает
- Работа по вопросам к тексту.
О ком это произведение?
Как догадались?
О мальчике: нарисован, лазил по деревьям, работал в мастерской пилой.
Почему именно слово «помню» стоит на отдельной строке?
Как бы задумался вспоминая, то что с ним происходило раньше.
Он уже вырос.
Кого вспоминает мальчик?
Мальчик вспоминает себя, брата, друга.
Какова главная мысль произведения?
Словом можно обидеть человека
- Работа в тетради с.8 №3
Можно ли согласиться с поэтом, что именно словом наносят самую сильную рану?
- Объясните, о какой ране говорит поэт в стихах.
- Докажите, словами из текста.
1. Записывают в тетради ответы.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то.
Стало очень больно вдруг!
Больно и сейчас, ребята.
- Работа по вопросам к тексту.
пословицы
Почему же мальчик не обиделся на брата?
Какими отношениями можно их назвать?
Мы часто, ударяемся, полечим рану и забываем о ней.
Выразите главную мысль стихотворения одной из пословиц, поясните свой выбор.
«Руку, ногу переломишь, сживется; а душу переломишь, не сживется.»
«Сабля ранит голову, а слово душу»
А в вашей жизни случались ситуации, когда вас обижали словом? Что вы чувствовали?
Ответы детей.
Кто же этот мальчик, у которого на душе такая глубокая рана осталась?
Поясните свое мнение.
Как вы думаете каким человеком был Алим Пшемахович?
Автор-поэт.
Добрым, с ранимым сердцем, обидчивым…
Почему же эта рана осталась на всю жизнь?
Эта рана осталась на всю жизнь, потому что он был другом, они вместе играли, делились секретами…, а он его предал, обидел словом.
Автор в названии, обращается только к мальчикам? Как вы думаете, почему?
Мужская дружба должна быть навеки, крепкой, а его предали.
Скажите, а разве дружба бывает, только у мальчиков?
Между людьми, животными, природой….
Какими должны быть между людьми, чтобы дружба осталась на веки?
- Оцените работу этого этапа урока. 3 балла
- Рефлексия учебной деятельности
- Как вы думаете, зачем Алим Пшемахович рассказал нам эту историю?
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Какие выводы для себя сделали?
- А правильно ли это не прощать?
- Какими должны быть отношения между людьми, чтобы не было на душе так больно?
Чтобы мы задумались и не обижали друг друга.
Добро, которое мы делаем другим, добром же возвращается к нам.
Представьте, что вы друг Алима Пшемаховича.
Какой пословицей вы бы успокоили его раненную душу? Поясните свой ответ.
«Дружбу помни, а зло забывай.»
«С другом дружи, а недругу не вреди».
- Итог.
Оцените работу всего урока по баллам.
9 баллов и выше - 5.
7-8 баллов – 4.
Ниже -3.
Дети называют свою оценку.
- д/з
Как вы думаете произведение К.Паустовского «Теплый хлеб», тоже будет учить нас правильным взаимоотношениям?
Прочитать с.17-28
Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
Игра «Микрофон»
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда".
Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
Игра «Микрофон»
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда".
Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Бор - сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска.
Тема: «Разноцветная бабочка». А.П.Платонов
Цели:
Образовательные: познакомить детей с новым произведением; познакомить с жизнью А.Платонова; раскрыть содержание повести; добиться усвоения темы; дать понятия новым словам.
Развивающие: продолжать работу над техникой выразительного чтения, творческого воображения, мышления, памяти и внимания.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к книге; воспитывать чувство сострадания к людям.
Оборудование: портрет автора, картинки к каждой части произведения.
Ход урока.
Организационный момент
2. Литературная разминка «Назови одним словом».
- сказка о коллективном труде («Репка»);
- бесплатное такси в сказках (Волк);
- главный сказочный ветеринар (Айболит);
- Рикки-Тикки-Тави – кто это? (мангуст);
- в какой сказке овощ стал транспортным средством ,а потом опять овощем? («Золушка»
Вводная беседа.
- Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь мы видим портрет Андрея Платоновича Платонова. Он автор удивительно мудрых детских рассказов и сказок, которые отличаются своеобразным сюжетом и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьезными вопросами: зачем человек пришел на землю? В чем его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас сказочный вымысел принимается за действительность.
Платонов родился в 1899 году недалеко от города Воронижа в Ямской слободе. С детства полюбил простую деревенскую жизнь «с колокольными перезвонами и тихими вечерами».
Трудным нелегким было детство у писателя, приходилось работать во многих местах: он был и разнорабочим, и слесарем, и помошником машиниста, чтобы прокормить семью в десять человек. Но жизнь не ожесточила его потому что добрую душу и четкое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его самому главному - любить человека.
Главной любовью писателя были книги. С ними он никогда не расставался, читал и сам писал обо всем. Но о чем бы ни писал Платонов его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку. А каждая книга дарила и дарит радость и счастье новым открытий. Произведения Платонова кажутся подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому, что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.
Установка на чтение
- Таким необычным, полным философских раздумий о жизни является рассказ «Разноцветная бабочка» с которым мы с вами сегодня познакомимся.
Словарная работа
- Ребята, сейчас я буду читать вам рассказ, а вы возьмите в руки карандашик и отмечайте те слова, которые вам непонятны. Когда мы закончим чтение, мы разберем непонятные вам слова.
Вот, например, слово «былинка» означает трава, которая растет на краю тропинки.
Первичное чтение учителем.
- Ребята, а сейчас откроем свои учебники на странице …. Я буду читать вам рассказ, а вы внимательно меня слушайте и следите по книге. (чтение)
Воспроизводящая беседа
- Ребята, я прочитала вам произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» А теперь ответьте на вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ?
2. О чем говорится в рассказе?
3. Кто является главными героями?
Чтение первой части с сопутствующим анализом
- А сейчас мы снова начнем читать, но читать будете уже вы. Внимательно слушайте друг друга, потому что я могу прервать чтение и читать будет кто-то другой. (Чтение)
- Молодцы! Вы внимательно слушали, а теперь ответьте на мои вопросы:
1. Как звали старушку?
2. Где она жила? Найдите по тексту.
3. Давно ли убежал ее сын?
4. Куда он убегал и зачем?
5. Как Анисья звала своего сына?
6. А что отвечал ей сын?
7. Почему дома он горевал?
8. Что он спрашивал у матери? Найдите эти слова в тексте.
9. А что отвечала ему мать?
10. Кто сможет описать, куда вела эта тропинка
11. Кто проложил эту тропинку?
12. Ходил ли кто-нибудь по этой тропе?
- Молодцы! Ребята, давайте немного подумаем и озаглавим эту часть. (примеры детей). А я бы озаглавила ее так: «Любитель бабочек». А теперь представьте, если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали к этой части?.. А у меня получился вот такой рисунок. Как вы думаете, подходит ли он к этой части? (ответы детей)
Чтение второй части с сопутствующим анализом.
- А сейчас мы прочитаем вторую часть и читать начнет … Молодцы!
1. Опишите былинку.
2. Кто сел на нее?
3. Опишите эту бабочку. Найдите по тексту.
4. Что Тимоша предложил бабочке?
5. Ответила ли она ему?
6. Почему мальчик решил, что бабочка не добрая?
7. Почему он все-таки побежал за ней?
8. Опишите полет бабочки. Найдите в тексте.
9. Чей голос он услышал?
10. Что говорила ему мама?
11. А что Тимоша ответил?
12. Куда делась бабочка?
13. Что увидел Тимоша на краю тропинки?
14. О чем он подумал?
15. А что с ним случилось?
16. Почему бабочка смогла увлечь Тимошу в горы?
17. Какое желание Тимоши оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?
18. Как это характеризует героя?
- Молодцы! А как бы вы озаглавили эту часть? Хорошие примеры, а я придумала такое название: «В погоне за бабочкой». А какой рисунок вы бы нарисовали? А я подготовила такой.
Чтение третьей части с сопутствующим анализом.
- А сейчас мы прочитаем третью часть и читать начнет … Очень хорошо!
1. Где оказался Тимоша? Найдите по тексту.
2. Почему он не мог уйти оттуда?
3. Были ли здесь бабочки?
4. Было ли у него желание их поймать?
5. Кого он позвал?
6. Что он начал делать?
7. Чего он хотел добиться этим?
8. Сколько лет прошло?
9. Много ли выдолбил Тимоша в горе?
10. Поймал ли он хоть одну бабочку за это время?
11. Считала ли мама время?
12. Куда по ее мнению ушел Тимоша?
13. Что ей чудилось в ночном небе?
14. Что она говорила сыну?
15. О чем говорят ее тихие слова, обращенные к сыну? Как вы их понимаете?
16. А что в это время делал ее сын?
- Молодцы, ребята! А как мы назовем эту часть? Давайте назовем ее «Дорога к матери». А что вы бы нарисовали к этой части?
Чтение четвертой части с сопутствующим анализом.
- Ребята, а сейчас прочитаем последнюю четвертую часть…
1. Откуда Тимоша услышал звук?
2. Что это был за звук?
3. Что он узнал?
4. Верно, ли было то, что ведро было его матери?
5. Почему она брала только четверть ведра?
6. Узнала ли она голос сына?
7. Что он сделал?
8. Увидел ли он мать?
9. Кого увидела перед собой мама?
10. Что она сказала ему?
11. А что он ей ответил?
12. Чего в этот момент желала мать?
13. Что она почувствовала, когда обняла сына?
14. Что она увидела?
15. Понял ли Тимоша истинную цену материнской любви?
16. Какое чувство стало главным для мальчика?
- Отлично, а как мы назовем эту часть? Я бы назвала ее «Материнская любовь» или «Сила материнской любви». А теперь я представлю вам рисунок, который нарисовала к этой части.
Обобщающая беседа
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Почему он называется «Разноцветная бабочка»? Какую роль бабочка сыграла в этом произведении?
- А как вы думаете это сказка или рассказ? Что здесь вымысел? А что реально? Как вы думаете, о чем хотел сказать нам писатель? Какова главная мысль произведения?
Итог.
- Ребята, вашим домашним заданием будет чтение и пересказ этого произведения.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС
ТЕМА: Андрей Андреевич Платонов «Разноцветная бабочка»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»
ЗАДАЧИ:
Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;
Развивающая: развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;
Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.
ТИП УРОКА: Изучение новых знаний.
ВИД УРОКА: Новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- по источнику полученных знаний: словесный, наглядный.
- по способу организации познавательной деятельности:
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Тема урока: Андрей Платонович Платонов. «Разноцветная бабочка».
Цель урока: Знакомство с произведением Платонова «Разноцветная бабочка».
Задачи урока:
1. Формировать навык выразительного чтения текста.
2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.
3. Развивать память, внимание, мышление.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, выставка книг для детей А.Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.
Этапы и структура урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.
Упражнения для развития техники чтения и формирование навыков выразительного чтения
1. Работа по карточкам на расширение поля зрения.
СТР
ТРА
ОКТ
ОРО
КТЯ
ЧЕР
ТСН
ХЛА
ЦВЕ
РСК
ВЧЕ
СТН
СЛО
ВЧА
ОБР
РБА
СПР
ЖДА
БРО
АРШ
ШЕЛ
ХНА
ЗРВ
ДХВ
РСТ
Учащиеся, глядя в центр на слог -сло должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.
2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).
шофер
шарф
фабрика
фонарь
фотография
телеграф
софа
светофор
футбол
финиш
ферма
флот
телефон
конфета
фиалка
фляга
Федя
фары
флаг
асфальт
факир
фартук
фен
Филипп
3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух)
Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.
Ач-ач-ач, испекли мы калач.
Оч-оч-оч, наступила ночь.
4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп)
Мой руки чище и чаще.
5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух)
Был сапожник? Был!
Шил сапожки? Шил.
Для кого сапожки?
Для любимой кошки.
3.
Чтение учителем
Слово учителя.
– Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда – это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.
А. П. Платонов (1899-1951)
Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью.
В годы войны он был военкомом газеты “Красная звезда”. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.
Демонстрация книг и сборников Платонова.
– Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
– Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)
4.
Чтение учащимися.
Подготовка к чтению
1. Упражнения для языка: ( “Покатай шарик во рту”, “Как мячик выпускает воздух?”, “Воспроизвести цокот копыт” ).
2. Читай по слогам, целыми словами:
не-про-гло-чен-на-я – непроглоченная,
от-зы-ва-ю-щих-ся – отзывающихся.
3. Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.
- Хижина – небольшой сельский домик, избушка.
- Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.
- Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.
- Ветхая – дряхлая.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.
5.
Работа с текстом
а) Выразительное чтение заранее подготовленными учащимися.
– О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение.)
– Что больше всего запомнилось в легенде?
– Как вы понимаете слова Анисьи: “Пусть будут и бабочки и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!”
А. Платонов пытается найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чем состоит основа жизни, ее смысл. Сформулируйте главную мысль легенды.(Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.)
Урок 2
6.
Работа над интонацией и выразительным чтением.
7.
Работа с текстом
О чем заставляет задуматься рассказ?
О том, как сложна, разнообразна и нелегка жизнь, если нет в ней любви. Сказочная история про мальчика Тимошу, который убежал в горы вслед за разноцветной бабочкой, имеет глубокий философский смысл о силе материнской любви, о нелегком пути сына, пришедшего к пониманию истинной любви, без которой невозможна жизнь на земле.
Концовка рассказа глубока и эмоциональна. Возможно, именно с нее и следует начинать анализ рассказа.
Какая же концовка у рассказа?
Трагическая или счастливая?
Учащиеся читают заключительную часть рассказа, когда мать, старая Анисья, дождалась своего ослепшего сына, ставшего стариком, и прижимает его к своей груди, «чтобы все ее дыханье жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью». Любовь-жизнь-смерть - вот основные понятия идейно-философского смысла рассказа, среди которых главным является, конечно, любовь. Она и только она дает живительную силу человеку, делает невероятное вероятным, невозможное - возможным. Любовь - начало жизни, возрождение души человека.
В ответе на проблемный вопрос учащиеся могут по-разному оценить концовку рассказа. Это трагедия, так как мать потеряла сына, а возвратился он уже ослепшим стариком. Это радость, потому что мать дождалась сына, она вдохнула в него жизнь.
Она была счастлива от встречи с сыном. "При всех ответах на данный вопрос учителю необходимо утвердить оптимистическое звучание концовки рассказа
словами: «Жизнь ее любовью перешла к сыну». Это главная мысль.
Продолжая анализ рассказа, учитель обращает внимание детей на его название: почему рассказ называется «разноцветная бабочка»?
Какую роль играет образ бабочки в развитии сюжета? (Бабочка явилась причиной ухода сына от матери. За ней, как за своей мечтой, ушел Тимоша). Расскажите, как случилось, что Тимоша не вернулся к матери.
Опишите внешний вид бабочки: какой ее увидел Тимоша?
Какие крылья?
Почему мальчик решил, что бабочка была недобрая?
Почему же он все-таки побежал за ней? («Чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся»).
Представьте, что бабочка - это та заветная мечта, которую хочет достичь мальчик. Желание догнать свою красивую, как бабочка, мечту, настолько сильно, что мальчик не в силах вернуться на зов своей матери. Он бежит все выше и выше в горы за ней, за своей мечтой.
Почему в горы? Может, потому, что мечту достичь не просто?
Найдите и прочитайте, как Тимоша бежит за бабочкой, как светится бабочка своими крыльями, как протягивает он руки к ней... Вот-вот достанет ее! Но горы все выше, и тропинка уходит в небо.
Что же увидел Тимоша, добежав до конца тропинки?
Почему он забыл о бабочке?
Какое у него появилось желание?
И как был наказан Тимоша, забыв о земле, забыв о своей первой мечте?
Можно ли сказать, что Тимоша тоже наказан за все новые и новые желания? Желая схватить звезду, он пожелал невозможного и упал в пропасть. Это была неизбежность, судьба!
Только оказавшись на дне пропасти, Тимоша вспомнил о матери. Он должен был пройти через все испытания, чтобы постичь силу материнской любви.
Он стремился к звезде, но упал глубоко под землю. Потому что есть предел человеческим желаниям на земле.
Страх, одиночество, отчаяние испытывает герой, разлученный с матерью. Но сила материнской любви помогает ему преодолеть горы, пропасти и встретиться с матерью.
Что же, наконец, понял Тимоша?
От какого чувства заплакал?
К кому стремилось его сердце?
Что же для сына стало главным в его жизни?
Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?
Прочитайте, как трудно шел через годы, через горы сын к матери.
Какие слова говорят о силе его любви к матери, о желаний быть рядом с ней?
Какие слова вызывают у вас чувство сострадания и желание помочь Тимоше?
Вот мать Тимоши сидит у хижины и смотрит в небо. О чем думает она?
О чем просит небо? («Пусть будут бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мной... Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»...).
Вот она, сила материнской любви - любви ко всему живому - пусть все будет! Именно любовь ко всему, что есть на земле, помогает человеку. Она помогает Тимоше вырваться из каменной пропасти, куда попал он, погнавшись за призрачным счастьем.
В результате анализа рассказа учитель подводит учащихся к основному выводу о силе материнской любви: «В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего за земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она дает силу каждому из нас».
Работа над литературоведческими понятиями. Вопрос о жанре рассказа А. Платонова «Разноцветная бабочка» вызовет определенные трудности. Данный рассказ напоминает, с одной стороны, притчу, с другой стороны - близок к литературной сказке. Все события у героев в рассказе воспринимаются как реальные: ушел в горы, вернулся через многие годы к матери. Нереальным, сказочным является сам путь мальчика, пробившегося из пропасти на дно колодца к матери, временная протяженность событий в сказке.
Учащимся предлагается задуматься над вопросом: Как вы думаете, прочитанный текст - сказка или рассказ?
Найдите в тексте реальные и нереальные события.
Как начинается рассказ?
Да, это рассказ о мальчике Тимоше, который увлекся красотой бабочки и, пораженный красотой звезды, отрекся от того, что было ему дорого. Устремившись к звездам, он забыл о матери, но пройдя сквозь каменную гору, вернулся к ней, к ее любви. Эти события определяют основу жанра рассказа.
7.
Итог урока.
8.
Домашнее задание.
- пересказать рассказа «Разноцветная бабочка» близко к тексту;
- прочитать дополнительные произведения А. Платонова (по выбору) из «Хрестоматии»;
устно составить сочинение о силе материнской любви (в жанре сказки или рассказа).
9.
Рефлексия
Урок:
- привлек меня тем…
- показался интересным…
- взволновал…
- заставил задуматься…
- навел меня на размышления…
Урокам чтения и развития речи принадлежит важная роль в общей системе обучения учащихся. Они должны надолго запомниться ученикам и оставить в их душе чувство радости от встречи с книгой. Читать любят не все. Для многих это становится механической работой. Как же привить любовь к чтению? Учитель должен внушить ученикам, что любая книга- это встреча с самой жизнью, ситуациями, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но, возможно, не задумываемся о них. Важно, чтобы ученик понял, что книга учит: учит думать, говорить, спорить, преподает жизненные уроки. А для этого необходимо научить видеть и читать “между строк”, т.е. догадываться о скрытом смысле написанного. Это, конечно же, очень трудная и кропотливая работа, но она вполне оправдана. Выбирая текст, следует обратить внимание на его коммуникативные, содержательные, эстетические аспекты Систематичность подобных уроков обязательно скажется на качестве обучения, и многие вскоре сами будут делиться с учителем своими впечатлениями от прочитанных самостоятельно книг.
Проведение подобных уроков позволяет охватить достаточно большой информативный пласт, использовать разнообразные формы и методы организации работы на уроке, давать возможность каждому обучающемуся проявить свою индивидуальность. Учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность, проявляют речевую активность, интерес к прочитанному произведению, полученной информации, делятся собственным жизненным опытом. И главное- говорят! Говорят на иностранном языке, порой выражая сложные мысли, используя довольно сложные фразы и речевые конструкции, ведь в процессе чтения они постоянно учат новые слова, т.е. у учащихся развиваются коммуникативные навыки. Участвуя в ситуациях эмоционального переживания, дети избавляются от пассивности, свойственной им замкнутости. Аналитическая работа с текстом показала, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие. Покажу пример такой работы на материале рассказа А. Платонова “ Разноцветная бабочка”. Урок был проведен в 8 классе. Разработанные и предлагаемые вопросы как раз и побуждают к разговору, к высказыванию и учат видеть смыслы, заложенные “между строк”.
- Прочитайте рассказ-легенду А. Платонова “ Разноцветная бабочка”.
- Работа по тексту:
- Чтение 1-го абзаца произведения. Простые вопросы по нему ( чтобы вовлечь в чтение, необходимо сконцентрировать внимание ученика с первых же строк):
- Как называется дом, в котором жила Анисья?
- Чем занимался дедушка Ульян? (от какого слова “пчеловод”?)
- Как дед Ульян помогал Анисье?
- Можно ли назвать рассказ философским произведением?
Философское произведение- то, в котором мы видим скрытые, незаметные при поверхностном чтении смыслы. Мы как бы читаем между строк. Здесь их несколько. Одной из основных тем детских рассказов А. Платонова становится тема взаимоотношения ребенка и матери, которая раскрывает место и значение матери в мире ребенка. Ребенок существует в большом мире, но не существует в нем вне связи с матерью. Это очень важная мысль в творчестве Платонова. Значимость этой особой, внутренней связи матери и ребенка раскрывается Платоновым в легенде «Разноцветная бабочка», герой которой, Тимоша, в стремлении достать и присвоить себе красоту этого мира, воплощенную для него в образе бабочки, забывает о матери, обрекая себя на существование, подобное бабочкам, которых он ловил: «не умирает и не живет». Ведь так и неизвестно, что с ним стало, хотя уже прошло столько лет, что все о нем забыли, только Анисья каждый день выходит и смотрит в сторону, куда убежал ее сын и больше не возвращался.
- В тексте говорится о каком- то человеке, который прокладывал дороги и, вроде бы, делал доброе дело, но почему-то его никто не любил и все забыли о нем. Почему?
Это опять продолжение той- же мысли: важнейшим в жизни человека является сохранение этой родственной связи. Тимоша идет по следам «неизвестного человека», который «был бездетный, никого не любил на земле, земля ему была не мила, и все его забыли», которого ничего не держало в этом мире. Забыв о матери, изгнав ее образ из своего сердца, отделив его от своей сущности, Тимоша становится жестоким человеком, способным идти по головам для достижения своей цели: «Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, и ночь уже темнела над ним. … Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он вынул и бросил, не жалея его. … он боялся, что бабочка улетит от него».
- А дед Ульян? Он уходит из жизни, потому что, по словам Анисьи, “он живет попусту”. Такова авторская позиция Платонова.
- Что в рассказе удивило вас, показалось необычным? Что особенно взволновало?
Образцы ответов:
- В рассказе удивило меня то, что Тимоша долбил могучую скалу камнем. Взволновало то, что Тимоша дошел до матери, и она дала свою жизнь Тимоше, и он стал ребенком, а она умерла.
Галстян Эдгар
- Текст научил меня это то, что если человек очень хочет сделать что-то, он это может сделать. У всех людей есть цель, и если они хотят достичь большего и для этого делают все, что могут, иногда забывая своих дорогих людей. Второе, что меня удивило- это то, что человек для любимого человека может отдать свою жизнь, и то, что материнская любовь выше всего. В этом тексте Анисья дала свою жизнь для своего сына.
Телунц Эрик
- Меня поразило в этом рассказе то, что мать ждет своего сына столько, сколько понадобится, что в конце рассказа мать, отдавая свою жизнь сыну, вздыхает последним счастливым вздохом.
Ватян Левон
- Меня поразило, что мать ждет и верит так долго, ведь многие на ее месте давно бы перестали ждать. Я поражена этой ее верой.
Еприкян Шушан
- Меня поразило то, что тимоша ослеп, но все же продолжал точить камень, чтобы достичь матери, которую когда-то потерял.
Мирзоян Микаэл
Действительно, бывает так, что простая история, услышанная тобой вроде бы случайно, не растворяется в памяти, как это обычно происходит с тысячами подобных историй, а, напротив, начинает расти, приобретая новое содержание. Ты всё чаще возвращаешься к ней, пытаясь её переосмыслить, и наступает день, когда, наконец, понимаешь, что в жизни нет ничего случайного.
- Продолжите начатое мной рассуждение:
Мальчик хочет поймать звезду: «Он забыл о земле, потянулся руками в небо и упал в пропасть». Значат ли эти строки, что человек не должен быть оторван от своей земли, даже если он стремится к чему-то далекому, возвышанному? Ведь ваша систематическая работа на школьном дворе тоже свидетельство того, что слава тому, кто любит свою землю, трудится на ней, а не витает в облаках.
- Почему Анисья смогла прожить полтора века? Почему она так долго живет?
Старая мать Тимоши, бабушка Анисья, живет на этой земле ожиданием сына: «… у меня тут дело есть, я сына ожидаю». И поистине, с той, поры, как ушел Тимоша, это становится делом ее жизни, тем, что не дает ей умереть. У нее есть это дело, в отличие от старика Ульяна, который, по словам Анисьи, «живет впустую». «А может, и ты напрасно сына ожидаешь … Никто и не помнит его», — возражает Ульян Анисье. Но Анисья помнит и чувствует своего сына, чувствует свою надобность ему: «Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его», — утверждает мать. И старый «Ульян ушел домой и умер от старости лет», а Анисья «осталась жить и ожидать своего сына».
- Как Тимоша стал опять маленьким?
Покой она обретает, лишь дождавшись его, но для нее этот покой оказывается вечным: «Мать прижала его к своей груди … Жизнь ее с любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком. Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла».
- Как вы думаете, что надо человеку, чтобы жить? Как на этот вопрос отвечает Андрей Платонов в своей сказке?
- Мне очень понравился этот рассказ. Бабушка Анисья была очень старая, но она никогда не теряла надежду, что ее сын вернется. Даже полтора века спустя. Ее друг дедушка Ульян говорил, что она зря столько ждет, если бы ее сын захотел вернуться, то он уже бы вернулся. Но бабушка Анисья не соглашалась, она была уверенна, что помогает сыну вернуться, когда ждет его. И наконец- то в один прекрасный день ее сын раздолбил все горы, сделал тоннель и вернулся. Но он был очень старый и слепой. Мать не только дождалась сына, но отдала ему свою жизнь.
Рассказ нас учит, что никогда не надо терять надежду, даже самую невероятную. Я поняла, на что способна материнская любовь.
Асатрян Сирануш
Учитель:
Как бы далеко ни ушел ребенок, связь с матерью наделяет его душой, а без души человек – животное; то есть человек, утративший душу, умирает, остается жить и ходить по земле лишь его физическая оболочка. Поэтому полная утрата этой внутренней душевной связи ребенка и матери связи возможна лишь в случае потери обеими сторонами своих человеческих обликов, то есть, по Платонову, совершенно невозможна.
- Последующая работа по тексту ( следующий этап работы):
- Записать основные события, факты, случившиеся в рассказе.
- Выбрать фрагмент текста, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора.
- Мать говорит Тимоше по поводу пойманных бабочек и звезд: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!» Что, какой смысл кроется за этими словами?( подойти к вопросу с позиции биолога)
- Выпишите слова любви, которые мать обращает к сыну.
- Напишите небольшой рассказ о дальнейшей судьбе маленького Тимоши.
Обобщение прочитанного:
-Какое чувство стало главным для Тимоши?
-Что же для сына стало главным в его жизни?
-Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?
— Что вы взяли полезного для себя?
Теперь уже можно перейти к практической грамматике на основе данного текста и к заданиям на конструирование текста.
Задание 1.
Дополните текст, вспоминая содержание рассказа:
На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в ________________одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли _________. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в __________, а теперь она уже давно не работает и живет на ___________ и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил _____________дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была __________бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на ____________.
Задание 2.
Продолжите предложения:
Мое умереть не может, пока ____________.
Ульян ушел и вскоре __________, а Анисья осталась жить и __________.
Анисья слыхала, что тропинку проложил _____________.
Задание 3.
Дополните диалог ответной репликой:
– Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.
И сын отзывался ей издали:
– ………………………………………………………….
Задание 4.
Дополните словами и словосочетаниями из скобок в нужной форме.
Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с (бабочка). Тогда Тимоша поймал (бабочка); он подержал (он) и отпустил, но бабочка тоже не (мочь) летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал (она). Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за (воробей) и бросил в (он) камень. Камень попал в (голова) воробья, воробей упал на (тропинка) и перестал дышать.
Задание 5.
Вставьте правильные окончания:
Вечерн… время, маленьк… камешек, на разноцветн… крыльях, через высок… гору, страшн… вершину, на следующ… год, тих… голос, трепещущ… бабочка, вечерн… заря.
Задание 6.
Заполните пропуски нужными предлогами:
Бабочка поднялась … камня и полетела … тропинкой … гору. Тимоша побежал … ней, чтобы еще раз поглядеть … нее, потому что он не нагляделся.
Он бежал … бабочкой … тропинке … горах, а ночь уже потемнела …. ним. Он не сводил глаз …. бабочки, летящей ….. ним, и лишь по памяти не сбивался …. тропинки и не упал … пропасть. Мертвый воробей колотился у Тимоши …. пазухой; он его вынул и бросил, не жалея его.
Задание 7.
Создайте аудио- или видеоматериал по любому отрывку из рассказа:
Читаем Платонова:
Отрывок 1 ( Межлумян Гаяне)
Отрывок 2 ( Маркосян Мери)
Итак, на примере данной работы по художественному тексту я показала, что включение в учебный процесс литературного текста является неотъемлемой частью работы преподавателей иностранного языка. В связи с тем, что писатели обращаются в своих произведениях к «вечным» темам, у учащихся появляется возможность не только познакомиться с литературным языком и углубляет знания иностранного языка, но и способствует расширению его культурологического кругозора, учит “ читать между строк”, понимать скрытые смыслы, высказываться и находить креативные решения.
Андрей Платонов был человеком неразговорчивым и грустным. Однажды литератор, имя которого забыто, настолько яростно убеждал его, будто сам он пишет не хуже, если не лучше, что ангельское терпение Платонова лопнуло: «Давайте условимся раз и навсегда, — воскликнул он: — вы пишете лучше. Лучше. Но только чернилами. А я пишу кровью».
Андрей Платонов, начавшийся как писатель в 1919 году, возвращался к русскому читателю в два этапа: во время хрущевской «оттепели» и в период перестройки. И в том, и в другом случае фигура его была подсвечена искажающими облик политическими юпитерами. На нашей памяти энтузиасты перестройки именем Платонова побивали советскую власть и делали из него едва ли не диссидента, что абсолютно противоречит положению вещей.
Проза Платонова — это Слово «проросших в мироздание корней». Диссидентом по своему душевному устройству он никак быть не мог. По рождению принадлежащий к самому «революционному классу» — пролетариату, он и сам пережил революционный экстаз. «То, что буржуазия нам враг, — известно много лет. Но что она враг страшнейший, могущественнейший, обладающий безумным упорством в сопротивлении, что она действительный властелин социальной вселенной, а пролетариат только возможный властелин… — это нам стало известно из собственного опыта», — писал Платонов в 1921 году («Всероссийская колымага»).
Как художник, он сумел показать из недр революционную стихию, эту кипящую человеческую магму, из которой вываривалось что-то новое, а как мыслитель сумел придать ей философскую притчевость. «Плоть от плоти», он был тем не менее европейски образованным человеком. Юрий Нагибин (с его отчимом писателем Рыкачевым Платонов близко общался) свидетельствует: «С ним было всегда гипнотически интересно. Он прекрасно знал все, что делается в мире литературы, в мире искусства, в мире точных наук. Неудивительно, что он все знал про паровозы да и про технику вообще, но он был „у себя дома", когда речь заходила о фрейдизме, о разных космогонических теориях или о нашумевшей книге Шпенглера „Закат Европы". Помню его спор с моим отчимом о знаменитом и несчастном Вейнингере, пришедшем к самоубийству теоретическим путем. Я слушал его с открытым ртом… В области литературы у него тоже не было белых пятен. Он чувствовал себя одинаково легко в мире Луция Аннея Сенеки и Федора Достоевского, в мире Вольтера и Пушкина, в мире Ларошфуко и Стендаля, Вергилия и Лоренса Стерна, Грина и Хемингуэя. Его нельзя было обескуражить каким-то именем или теорией, новым учением или модным течением в живописи. Он знал все на свете! И все это, как у большинства настоящих людей, было золотыми плодами самообразования».
В своем великом романе «Чевенгур» (1929) Платонов показал стронувшийся, перевернувшийся после семнадцатого года мир, где все сорвалось с мест и понеслось, где каждый захотел взять чужую, более значительную роль — «Кто был ничем, тот станет всем!»: деревенская повариха называет себя «заведующей коммунальным питанием», конюх — «начальник живой тяги»… Есть у Платонова и «надзиратель мертвого инвентаря», и Иван Мошонков переименовавшийся в Федора Достоевского, и Степан Копенкин, который вместо иконки Божией Матери зашивает в шапку портрет Розы Люксембург… Все начальники, все при должностях, сменили богов, бросили привычные занятия. А что? Буржуи расстреляны, плохих людей больше нет, остались только хорошие — все ждут немедленного коммунизма… «Ты что за гнида такая, — возмущается Копенкин, — сказано тебе от губисполкома закончить к лету социализм!»
«Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно „в баню сходили и окатились новой водой". Это — совершенно точно, это действительность, а не дикий кошмар», — писал Василий Розанов в ноябре 1917 года («Апокалипсис нашего времени»).
Андрей Платонов никак не мог быть диссидентом, он был летописцем новейшей истории — времени «строительства коммунизма в одной отдельно взятой стране». Подчинив себя языку эпохи, он художественно закрепил языковую стихию новой реальности: лексику лозунгов, митингов, декретов, канцелярий — авангардную лексику. Когда авангард (а авангард — это то, что в первый раз) проникает во все сферы жизни и становится нормой — это ад. И Платонов нам это светопреставление убедительно показал.
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Ямской Слободе на окраине Воронежа 20 августа (1 сентября) 1899 года. Его отец, машинист паровоза, был довольно известным в городе лицом, о нем как о талантливом изобретателе-самоучке не раз писали местные газеты. Мать, простая, глубоко верующая женщина, сумела передать сыну христианское мироощущение. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. С 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Литературные наклонности обнаружились у него довольно рано — с 12 лет сочинял стихи. После революции, в 1918 году, поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение. Воодушевленный новыми идеями времени, участвовал в дискуссиях Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь» и др.).
В 1919 году как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.
В 1920 году в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нем, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» — «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею свое».
Андрей Платонов короткое время был кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека — неприличное животное» в 1921 году был исключен как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре сборник стихов «Голубая глубина».
На какое-то время Платонов оставляет литературный труд и полностью отдается практической работе по специальности (пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 годах он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 год в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову, известно, что «под его непосредственным административно-техническим руководством… построено 763 пруда… 315 шахтных колодцев… 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин… построены 3 сельские электрические силовые установки». Это были не насильственные трудовые подвиги, а последовательная материализация взглядов Платонова, которые он изложил еще в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить ее есть. И это средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция превращается в борьбу с природой». Позже как человек технически образованный и одаренный (имеющий десятки патентов на свои изобретения) он увидит экологическую опасность такой «борьбы».
В 1926 году Андрей Платонов на Всероссийском съезде мелиораторов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьей в Москву. К тому времени он был женат на Маше Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 году в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни.
Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», — признавался в письме Платонов. Около трех месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии).
С 1927 года Платонов окончательно поселяется в Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Григорий Захарович Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлек молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х годов стал главным редактором издательства «Молодая гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру).
В это время Андрей Платонов создает новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).
Московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991-м), «Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).
1929 год был назван «годом великого перелома» — шло раскулачивание деревни. Перелом произошел и в литературной судьбе писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой «Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным, который, в отличие от следующих вождей, читал все мало-мальски заметное, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к приговору. Немедленно был рассыпан набор доведенного до верстки романа «Чевенгур».
Платонов искал заступничества у Горького. Алексей Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно… Но, при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что ее напечатают, издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего „духа". Хотели Вы этого или нет, — но Вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».
Осенью этого же года Андрей Платонов, по заданию наркомата земледелия, много ездит по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе коллективизации» на «апокалиптическом» языке. «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершенные в 1930 году, при жизни Платонова опубликованы не были. Вышедшая в 1931 году в журнале «Красная новь» повесть-хроника «Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила» немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии.
Андрей Платонович вынужден был направить письма в центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как не получил ответа и на свое письмо к Горькому, в котором писал: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на что… я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, вроде „Впрока", я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и мое будущее связано с пролетариатом… быть отвергнутым своим классом и быть внутренне все же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым… и отойти в сторону».
Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде в русской провинции, к которому привел «великий перелом». Командировки от наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).
С 1931 по 1935 год Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов. В 1934 году вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован лишь «Такыр».
Следующая книга рассказов (после 1929-го) вышла в тревожном 1937 году — «Река Потудань», куда вошли такие классические произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания неблагонадежных спровоцировало появление первого и единственного при жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь» (1937, № 10). Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в «Литературной газете» 20 декабря 1937 года статьей «Возражение без самозащиты».
Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву, «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах издательства «Советский писатель» на 1938 год. Писатель проехал по маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла. В 1938-м его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и осужден по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его лишь в 1941 году благодаря хлопотам Михаила Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из заключения Тоша вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это горе Платонов не изжил до конца своих дней.
До начала Великой Отечественной войны Андрей Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский». Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись «Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула. Платонов вынужден был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены.
Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «…к нам зашел Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: „Андрей Платонович, что же будет?" Он посмотрел так удивленно: „А что?.. Россия победит". — „Но как?? — воскликнула мама. — Немцы уже в предместьях Москвы!" Платонов пожал плечами: „Как? Я не знаю, как. Пузом!"»
С 1942-го и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945). Вернувшись в мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически, но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя, Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»…
В последние годы жизни, тяжелобольной (прогрессирующий туберкулез) Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1949). Жил Платонов во флигеле Литературного института имени А. М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метет двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работал дворником.
Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века, главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — он не увидел опубликованными. Когда в хрущевские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги (еще не главные), в каждом интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.
5 января 1951 года Андрей Платонов ушел из жизни. Похоронен он на Ваганьковском кладбище рядом с сыном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...
Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"
Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...
Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Перспектива» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане…"
Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления....
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения...