Главные вкладки

    урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Серикова Елена Владимировна

    Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

    Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель  начальных классов

    первой категогии

    Серикова Елена Владимировна

    МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

    Саратовской  области

    Аткарского  района.

    Тема урока: Малые жанры фольклора

    ( потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

    Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством  , для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

    Планируемые результаты УУД: 

    личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

    Метапредметные :регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей ; планируют свои действия;

    познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора , выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

    коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

     предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

    Сценарий урока

    1. Организационный момент. Введение в тему.

    На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

    - Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

    - Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

    С какими предметами вы встречались в сказках? ( котомка, кузовок)

      Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

    Эти сказки авторское , Почему их так называют? А как называют сказки , у которых нет автора ?

    - Отгадайте загадки.

      Возле леса на опушке

     Трое их живет в избушке

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки , три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки?

    Нет ни речки , ни пруда_

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

     В ямке от копытца.

    Тут зубами щелк да щелк,

     Появился серый волк.

    Шкуру белую надел,

     Нежным голосом запел.

    - Как много в мире добрых , веселых и запоминающихся устных народных произведений .

    Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

    Вот почему все эти сказки , былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

    2. Постановка темы и целей урока.

    - В старые времена  на Руси был такой обычай . Когда поздней осенью был собран весь урожай , а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

    За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит , кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут , то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

    Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества .Скоморохи ,ваш выход!

    Пожалуйста, гости дорогие!

    Вас ждут песни и считалки!

    Интересные загадки!

    Пословицы

    3 . Работа по теме урока.

    Игра « Потешки»

    Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

     

    Петушок , петушок

    Золотой гребешок.

    Маслена головушка,

    Шёлкова бородушка.

    Что ты рано встаёшь,

    Голосисто поёшь,

    Деткам спать не даёшь?

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Лиса по лесу ходила,

    Громким голосом вопила,

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапотки плела:

    Мужу двое, себе трое,

    И детишкам по лаптишкам.

    Учитель читает потешки , которые даны в хрестоматии.

    - Какие потешки вы знаите? Расскажите.

    - А теперь «угоститесь» мудрым словом.

    Игра « Пословицы» .

    Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

    время-потеха( Делу время потехи час)

    труда -пруда( Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

    дело-мастера ( Дело мастера боится)

    пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

    друга- береги ( Нет друга -ищи, нашел -береги)

    Работа по группам.

    Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

    Дифференцированное задание.

     

    а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

    б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

    в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

    Физкультминутка.

    ( Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

    Игра « Скоморохи»

    Учитель читает скороговорки в хрестоматии , дети соотносят тексты с иллюстрациями.

    Заучивание скороговорок.

    - В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения .

    Скороговорка — это старинная забава, которая помогает развивать речь.

    Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

    -прочитать , чётко проговаривая все звуки;

    -прочитать медленно;

    прочитать « ночь», утро « вполголоса», день « громко»

    -прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.

     

    Игра « Загадки»

    Ой -люли, та-ра-ра-ра!

    Заходи-ка, детвора!

    Да подумай, посмекай,

    Все загадки отгадай,

    - Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

    Чтоб пыл веселья не угас,

    Чтоб время шло быстрее,

    Друзья , я приглашаю вас

    К загадкам поскорее!

    - Что такое загадка?  Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется , а описывается . И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

     

    ( Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

    Кафтан на нём зеленый ,

    А сердце как кумач.

    На вкус, как сахар, сладок,

    А сам похож на мяч. ( арбуз)

    - Какие признаки, свойственные  арбузу, указаны в загадке. ( цвет, вкус, форма)

    ( Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

    Голубая протыня весь свет одевает.( небо)

    ( Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

    Летит, а не птица, воет, а не зверь .( Ветер)

    ( Загадки, в описании которых используются метафоры)

     

    Под одной крышей четыре братца живут. ( стол)

    Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

    - Откуда взялись загадки?

    Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на  стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери  лесные- все понимают человеческий язык. И  для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

    4. РЕФЛЕКСИЯ.

    - С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? ( песни, считалки.)

    Конкурс знатоков ( работа по группам)

    -При  помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

    Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

    5. Итог урока.

    - Живет на земле человек. Он маленький , земля огромная .Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле , без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

    Чем дальше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    В. Шафран


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

    Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

    Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

    Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

    Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

    Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

    открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

    открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

    Предмет: Литературное чтение.Класс: 1-3Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельнос...

    Малые жанры фольклора литературное чтение 3 класс

    Презентация по литературному чтению для 3 класса...