открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Антонова Кермен Павловна

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chtenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия.

МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»

План-конспект урока по литературному чтению

Тема: «Малые жанры фольклора»

(урок-обобщение)

Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                                                                    Антонова К.П.

С. Троицкое, 2015 г.

Цель: повторить умение определять и различать малые фольклорные жанры (загадки, считалки, докучные сказки, заклички и скороговорки)

Задачи:

- формировать УУД;

- актуализировать знания по пройденным разделам;

- развивать связную речь, внимание, логическое мышление;

- совершенствовать навык чтения;

- на примере поэтических произведений показать, как один малый жанр может включать в себя другой;

- воспитывать толерантность, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: умение определять и формулировать с помощью учителя цель урока, высказывать свои предположения в ходе учебной деятельности.

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать, сравнивать и делать выводы. (Познавательные УУД)

Предметные: знать малые жанры фольклора (загадки, считалки, докучные сказки, заклички и скороговорки)), уметь отличать малые жанры друг от друга.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  1. Н. А. Чуракова «Литературное чтение» учебник, 1 класс, издательство «Академкнига/Учебник», 2011.
  2. Н.А. Чуракова «Литературное чтение» рабочая тетрадь, 1 класс, издательство «Академкнига/Учебник», 2011.

Технические средства: компьютерная презентация.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Услышан звонок,

Пора поскорее

Начать наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. (слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Ребята мы прошли с вами увлекательное путешествие в пещерах «Эхо». Но на пути в волшебный лес вдруг закрылась дверь и мы не можем пройти дальше, для этого нам нужен ключ, посмотрите на двери записка, ее написал наш друг гном

(слайд 2)

«Ключ забрала:

Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху...(Баба Яга)»

3. Работа по теме урока.

- А вы догадались, где может быть ключ?

- Правильно, давайте посмотрим на нашу карту и вспомним, кого же мы там повстречали?

- Как мы можем назвать все, одним словом?

-Какие волшебные предметы нам помогут в пути?

- Для чего они нам?

(слайд 3)

-Давайте вместе произнесем наш девиз, он поможет нам в путешествии.

(слайд 4)

1. И первым мы с вами встречаем, угадайте кого, он любит солнышко и даже похож на него.

- Правильно, его даже так и называют подсолнушек, чем полезен нам подсолнух?

- Наш подсолнух очень любит заклички, что же это такое?

- Расскажите ему несколько закличек.

(слайд 5)

- Подсолнушек доволен, и отдает на 1 часть ключа, остальные его части где-то на огородах у его обитателей.

2. Вы слышите, кто-то на полянке переговаривается между собой.

«Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички»

- На полянке ромашки они никак не могут посчитаться, а вы можете им помочь?

- В чем секрет наших считалок? Что важно в считалках?

Но прежде чем уйти ромашки просят для них станцевать. (слайд 6)

физминутка

3. Ай, ай, ай она жжется, что же это?

- Крапива любит скороговорки и кусает всякого, кто не умеет быстро их говорить. Что такое скороговорки, от какого слова они образованы?

(слайд 8)

Работа в группах: А сейчас вы будете работать в группах (4 человека), я вам раздам слова, вы должны составить из них правильно скороговорку и прочитать ее.

4. На зелёненькой траве 
Летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели
Лёгкие пушинки.
Знают девочки и мальчики:
Облетели…

-Ребята скажите, а что любят одуванчики?

- Про что бывают загадки? А кто знает загадки?

-Одуванчики просят вас отгадать их загадки, только тогда они отдадут часть ключа.

(слайд 8)

5. Двигаемся дальше и видим заросли репейника, а на полянке мирно спит Баба- Яга, как вы думаете, почему она спит?

- Она попала в собственные сети, слишком долго слушала докучные сказки вот поэтому и уснула.

- Скажите, какие докучные сказки вы знаете? Почему они называются докучные? (слайд 9)

Вот мы и собрали наш ключ, а для того чтобы вернуться назад Репейник подарил нам ковер-самолет? Но чтобы на нем улететь мы должны узнать его размер, а сможем ли, мы все на него поместится.

(слайд 10)

 Итог урока:

-Ребята вы все молодцы, давайте с вами вспомним:

 Секреты считалок?

Секреты загадок?

Секреты скороговорок?

Секреты закличек?

Докучных сказок?

- А как назвать одним слово это все?

(слайд 11)

-Мы с вами завершили наше путешествие и движемся к тайнам Волшебного леса. За вашу активную работу я вам даю в награду раскраски.  (слайд 12)

Слушание стихотворного текста.

актуализация знаний по пройденным разделам

чтение записки

угадывают загадку

дети отвечают: «На огородах Бабы-Яги»

-Растения

- шапка-невидимка и сапоги-скороходы

-Сапоги-скороходы доставят нас быстро на место, а шапка-невидимка

На месте не стоим мы никогда.

К вершинам знаний разум наш стремится.

Во всем хотим успеха мы добиться.

-Подсолнух

Ответы детей

-Обращение к природе, природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку; закличка состоит из двух частей: первая часть содержит ласковое обращение с повторами, вторая часть – просьбу.

Дети читают заклички.

(заклички и на родном языке)

Получают 1 часть ключа

- Ромашки

Читают считалки.

(считалки на родном языке)

- Важен ритм, самое главное ведется счет.

(получают 2 часть ключа)

- Крапива

-скоро говорить, значит быстро.

Дети читают скороговорки.

Работают в группах

(получают 3 часть ключа)

- Одуванчики

- Загадки

Ответы детей

Отгадывают загадки (можно усложнить отгадки на родном языке)

(получают 4 часть ключа)

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Разгадывают загадку про ковер-самолет

Ответы детей

- Устное народное творчество или фольклор

Регулятивные.

Эмоционально положительный настрой.

Предметные. Идентификация разделов учебника и малых жанров фольклора.

Коммуникативные. Взаимодействие  с учителем на протяжении всего урока (в связи с диалогическим построением урока)

Регулятивные. Умение следовать точной инструкции.

Предметные. Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, закличка, загадка, докучная сказка).

Личностные. Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Метапредметные.

Познавательные. Поиск  и выделение необходимой информации.

Регулятивные. Умение следовать точной инструкции учителя.

Коммуникативные.

Видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Открытый урок "Всюду музыка живет"1 класс.3 четверть-итоговый урок.

Урок-путешествие, игра. Работа групповая и индивидуальная.Цели :  обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных  учащимися  на уроках в третьей  четверти.Задачи:...

Открытый урок английского языка во 2 классе .Тема урока: “We can speak English well.”

План-конспект    урока  английского языка во 2 классе...

открытый урок по литературному чтению 3 класс "Малые жанры УНТ"

Цель: обогатить представление детей о малых формах УНТ, учить выделять в них главное содержание, употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание....