Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Трофимова Светлана Викторовна

Цели:

 

- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

 

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

 

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

 

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;

 

- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;

 

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspet_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Аткарска.




Конспект открытого урока

по математике

в 1 классе.


 Тема:


«Величина. Длина. Сантиметр.»


(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

     










                                                     Выполнила: Учитель

                                                                             начальных классов

                                                                             Трофимова С.В.

                                                             

                     

Цели:

- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;

- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Оборудование:

                                                                                                                                                      - полоски красного, синего (2 * 15 см.) и зелёного (2 * 18 см.) цвета,                        - звукозапись о старинных единицах измерения,                                                            - мультфильм «38 попугаев»,                                                                                              - мультимедия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Релаксационная игра «Дерево».

Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах.

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим. Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившийся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно  и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и  спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь.

Девиз урока:

Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику ,

Не следует лениться!

  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок со сравнения. Ведь ещё великий Аристотель говорил : « Сравнение –это акт мышления.»

- На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения.

- Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим?

7 * 9       5 * 2

6 * 4       7 * 7    

- Молодцы!

- Почему 7    9? (В натуральном ряду стоит перед числом 9)

- На сколько число 7     9? (На 2)

- Какие фигуры мы с вами видим?

- Что можем о них сказать?

- Как узнали? (Посчитали.)

- Как видите сравнение предметов сводиться к сравнению чисел.

- А теперь скажите, какой        больше?

- Как вы догадались? Как это проверить?  (Наложить один квадрат на другой.)

- Зачем мы так подробно опять повторили то, что уже знаем и умеем.

- Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Скажите, а какой цвет больше: красный или розовый ?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него?

(Дети могут утвердительно ответить, что сравнить нельзя, но не смогут доказать)

-Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнивать, а какие нет, и почему.

  1. Изучение нового материала.

- Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы?

( По форме, по размеру, по цвету…)

- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков                     . Такие свойства называются величинами.

- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.

ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.

- Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.

- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.

- А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)

- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются. На ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура, длина.)

- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. Какая из них самая длинная? (Зелёная.) Мне почему – то кажется, что красная длиннее. Как это доказать?

(Уч – ся накладывают полоски друг на друга.)

- Кто покажет, как правильно это сделать? Какие результаты вы получили?

З    К,  З    С,   К = С.

- Какой вывод мы можем сделать? Является ли длина величиной.?

ВЫВОД: Длина является величиной.

К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.

- На доске нарисованы отрезки АВ и СО. Как узнать, какой из них длиннее? Как это доказать? На глаз верить нельзя, наложить не получиться. Что ещё можно придумать? Может нам поможет наша красная полоска?

АВ – 5к, СО – 6к;  5к    6к    АВ    СО.

-Таким образом, с помощью измерения сравнения длин отрезков свелось к сравнению чисел. Так как же измерить длину предметов?

ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм                    «38 попугаев». Будьте внимательны, потомучто после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.

(Мультфильм «38 попугаев»)

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Изменялась ли длина удав?

- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав -  2раза.

- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.

ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.

- Ребята, сегодня специально к нашему уроку, наши друзья из страны математики прислали нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.

ПИСЬМО.

- Здравствуйте. Дорогие знатоки математики. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного  на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев.»

  Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

- Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.

Работа в группах:

1-я; 2-я группы. Измеряют длину подоконника ладонями и локтями.

3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и метровой линейкой.

5-я; 6-я группы. Измеряют длину парты вершками и пядью.

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.

ПИСЬМО (продолжение)

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника.( стр.14.)

- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.        

- Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина                                                1 сантиметр.

Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.

Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.

 Стр.15 № 21                                                                                                                       -Измерьте линейкой  длину отрезков АО и КМ и запишите результат измерения на доске.

  1. Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке? (О старинных измерениях длины.)

- С какой величиной мы сегодня познакомились? (Длина.)

- Какой инструмент нам помогает измерить длину? (Линейка.)

- С какой мерой измерения длины мы познакомились? (Сантиметр.)

- Скажите, кому было трудно на уроке? Кто испытывал трудности?

- Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.

- Ребята, посмотрите, пока шёл урок., снег на нашем дереве растаял. Не хорошо дереву зимой без снега. Давайте укроем его вашими снежинками. У вас на партах снежинки 2-х цветов. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите голубую снежинку. А если испытывали затруднения возьмите тёмную снежинку.

(Дети подходят и прикрепляют к дереву снежинки)

- Молодцы! Не дали дереву замёрзнуть. Я довольна вашей работой на уроке.   Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.

Приложение №1

Группа №1.

Длина подоконника                  ладоней.

Группа №2.

Длина подоконника                 локтей.

Группа №3.

Ширина класса                шагов.

Группа №4.

Ширина класса                       метров.

Группа №5.

Длина парты                  пядей.

Группа №6.

Длина парты               вершков.