Главные вкладки

    Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Зайцева Ольга Михайловна
    Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
    (система Л.Занкова) 
    К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфинотерапия
     
    Цель: Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?
     
    Задачи 
     
    1. Обучающие: 
     развивать умение анализировать текст, понимать поступки  героев;
    продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
     познакомить с краткой биографией писателя
    2. развивающие :
    развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
    наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
    развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.
    развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
    развитие рефлексии и адекватной самооценки;
     
    3. воспитательные: 
    воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
    воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.
     
     
     
          оборудование:    - презентация с иллюстрациями к произведению;
                                   одно фото акулы, разрезанное   на  5 фигур;
                                    паруса для корабликов алого цвета и серого цвета 
                                     в расчете на каждого ребенка двух цветов.
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_-literaturnoe_chtenie-2_klass_poslat.rar1.45 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ №1

    П.Селижарово Тверской области

    Зайцева Ольга Михайловна

    Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»

    (система Л.Занкова)

    Цель: Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

    Задачи

    1. Обучающие:

     развивать умение анализировать текст, понимать поступки                         героев;

    продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

     познакомить с краткой биографией писателя

    1. развивающие :
    • развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
    • наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
    • развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.
    • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
    • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

    1. воспитательные:
    • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
    • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.

          оборудование:    - презентация с иллюстрациями к произведению;

                                   одно фото акулы, разрезанное   на  5 фигур;

                                    паруса для корабликов алого цвета и серого цвета

                                     в расчете на каждого ребенка двух цветов.

    Ход урока:

    Жужжащее чтение-5 минут.

    1.Самоопределение к деятельности:

    -Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием.

                                                        Слайд1

    артиллерист – а) военнослужащий

                         б) спортсмен

                            полотно -  в) слабое освещение

          г) льняная ткань

     фитиль – д) горючий шнур для орудия

                     е) тропическое растение

                             ропот -  ж) негромкая речь    

                 з) классическая музыка

                             хобот -   и) удлиненный нос

                                                      к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

    Работа в парах.

    / На партах  разрезанная картинка  акулы (5 частей  под буквами правильных ответов словаря:  а, г, д, ж, к  и 5 частей бумаги без рисунка/.  

    аааа                               

      -Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а  фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить для воссоздания рисунка ).

    Слайд 2  «Акула»

    Что вы знаете об акулах?  

    Акулы – это кто?

     Хищные рыбы. (ответы детей)

    В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул.

    Учёные установили ,что появились они раньше динозавров.

        Как и любой хищник, акула добывает себе пищу, убивая животных. Поэтому ее организм приспособлен, в первую очередь, к эффективному достижению именно этой цели. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Это не удивительно - ввиду особенностей строения организма акулы вынуждены постоянно находиться в движении, от первого до последнего мгновения своей жизни. А движение требует затрат энергии, которая восполняется  пищей.

                                                        Слайды 3-7

    Посмотрим на акул.

    2.Написание синквейна  

                                                        Слайд-8

    Акула

    Кровожадная, большая

    Плавает, нападает, кусает

    У неё острые зубы.

    Хищник.

    Давайте мы это слово прочитаем с разной интонацией

                                                            Слайд 9

    Акула ! Акула?  Акула.

    Как вы думаете всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

    Цель:

    Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?  (прикрепить на доску)

    Ответ на этот вопрос  мы найдём ,если исследуем произведение Л.Н Толстого ,которое он так и назвал «Акула» 

                                    Слайд 10 ( обложка от книги.)

    А какое литературное произведение с названием « Акула»  по-своему содержанию нас ждет: научный  или художественный текст?

    Нужно прочитать .

    3. Работа над новым материалом:

      -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка

    Африка .Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.

    Итак , вместе с героями  рассказа мы отправляемся вперёд .

      (читаю рассказ, выдерживаю паузу)

    «Акула плыла прямо на мальчиков»

    Прогнозирование по содержанию:

     Предположите, что может быть дальше?

    Чтение до конца

    Так ли вы думали услышать окончание рассказа.

    -Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты.  Сразу же обратимся к тексту,  зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

                        С.37 1-ый абзац – акула, чудовище

                                 2 –ой абзац - бледный, не шевелясь

                                 3 –ий абзац - пронзительный визг

                                 4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

                                            лицо руками

    тихий ропот напряжённого ожидания сменился радостным криком.

    Найдите в тексте моменты напряжённой тишины

    (артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь смотрел на детей)

    (все замерли от страха)

       -Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?

    -А как же получилось прочитать, услышать все напряжение?

     (У автора особые слова, выражения)

    Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни-наступает момент когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины». Мы нашли их в рассказе ,а теперь давайте отдохнём.

     

    4.Физминутка : дельфино- терапия (слайд11)

    Сняли  напряжение давайте поговорим

    Кого можно назвать главным героем рассказа?

    (артиллериста-он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход)

    Найдите и прочитайте переживания старого артиллериста

    -сначала что его сын стал отставать

    -акула

    -самое напряженное когда он целился и стрелял т.к.у него не было права на ошибку

    Каким человеком он предстаёт перед нами

    Мужественный ,смелый ,настоящий солдат.

    - Как на судне оказались маленькие мальчики?

     (ответы детей)

    -Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

     ( по тексту)

    -Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

    - смелость

    -А вы прочитали имя автора?

    -Л.Н.Толстой

    5. Новое сообщение. (ученик)    Слайд 12

      -Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

         А еще до армии будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру.

    А как бы можно было озаглавить рассказ по- другому?

    Но это право автора.

    6. Рефлексия.(слайд13- море)

     -Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны – белый  парус. Выберите и приклейте к своему паруснику. (магнитная доска) Посоветуйтесь  друг с другом.

     -Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на ваших парусниках .

    7. Домашнее задание (дифференцированное)

     На листах три варианта домашнего задания.

     Прочитайте и выберите один вариант, который тебе  по силам.

    1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

    2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист ? Творческий пересказ от старого артиллериста

         3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).

    а

    к

    е

    в

    б

    и

    д

    ж

    г

    з


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

    Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

    Разрабртка урока литературного чтения в 3 классе по теме: Рассказ о родной стороне.

       Как построить урок, чтобы он был глубоким, воспитывающим, оставляющим след в детском сердце? Как воспитать любовь к Родине, природе, бережному отношению к ней? Представляю разработ...

    Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

    Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

    Конспект урока литературного чтения во 2 класса по теме "Рассказы Л.Н.Толстого"

    Задачи: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого, умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Развивать речь, внимание, воображение. 3. Воспитывать в детях до...

    Конспект урока чтения во 2 классе по теме "Рассказ "Снеговик" по Г.Скребицкому".

    Урок построен на широком использовании наглядно-иллюстративного материала в форме фигурок и презентации, а также графического материала, в форме опорного словаря, так как глухие учащиеся 2 класса имею...

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Рассказ Е.И. Носова «Где просыпается солнце»

    Открытый урокпо литературному  чтениюв 3 классе на тему:                Рассказ Е. И. Носова  «Где просыпается солн...

    Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

    Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...