Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шатайло Алина Александровна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с поэтической басней.

Задачи :

Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

Развивать внимание, литературную речь, умение понимать общий смысл басни;

Воспитывать интерес к литературному чтению, наблюдательность, коммуникабельность, любовь ко всему живому.

Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс Н.А.Чуракова, портрет баснописца И.А.Крылова, аудиозапить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по литературному чтению

Класс: 3Б

Школа №2

Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с поэтической басней.

Задачи :

Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

Развивать внимание, литературную речь, умение понимать общий смысл басни;

Воспитывать интерес к литературному чтению, наблюдательность, коммуникабельность, любовь ко всему живому.

Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс Н.А.Чуракова, портрет баснописца И.А.Крылова, аудиозапить.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемы УУД

1.Организационный момент

Приветствие

2.Этап проверки домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами читали стихотворении Новеллы Матвеевой « Девочка и пластилин», на дом вам задавалось выразительное чтение.

Выразительно читают 2-3 человека.

Этап к подготовки к восприятию произведения

- Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки, пороки  и, смеясь, с ними расстаться?

- Теперь вы можете точно сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что такое басня?

- Кто пишет басни?

- В чем сила басни?

- Сказка – ложь, подчас и басня - то ж.

Но учат обе обернуться на себя,

Исправить вовремя грешки,

Чтоб стыдно не было перед людьми.

А чтоб конкретно в этом убедиться,

Не худо б нам к живым примерам обратиться.        

- Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках вы бы сочинили басню?

- И.А Крыловым было написано около 200 басен.

И сегодня мы с вам поработаем над басней «Ворона  и лисица»

Басня

- Мы будем говорить о басне.

- Басня - это небольшое по объему лиро-эпическое произведение, в котором емкой аллегорической форме высмеиваются пороки людей, смысл басни заключается в морали.

- Баснописец.

- Сила басни заключается в ее морали, раскрытии внутреннего смысла.

- Слушают учителя.

- Лень, жадность, глупость, хвастовство, невежество, трусость

- Слушают рассказ учителя.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- Представлять информацию в виде схемы

Этап самостоятельного восприятия

Прослушаем аудиозапись басни.

Слушают

Этап выявления особенностей восприятия

Понравилась вам басня?

Какое настроение у вас она вызвала?

Какая же история приключилась с вороной?

Лиса ей льстила и она уронила сыр.

Этап постановки учебной задачи

Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

Этап повторного восприятия

Прочитайте еще раз басню и выделите слова которые встретились вам впервые.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
          Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Этап анализа текста

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Опишите внешний вид лисы. Какая она?

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит?

 Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

 Опишите, какова Ворона по внешнему виду .

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

А что говорила о голосе Вороны Лиса?

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? 

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль.

- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей?

Какие слова показывают отношение автора к вороне?

Оно сочувственное или насмешливое?

Это обман

в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая

Нет

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!

Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»

И, верно, ангельский быть должен голосок!

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»

Чтобы понравиться ей.  Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр.

От своей глупости.

Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам

Познавательные УУД

Развиваем умения:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- Представлять информацию в виде схемы;

- Выявлять сущность, особенности объектов;

- На основе анализа объектов делать выводы;Обобщать и классифицировать по признакам;

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Развиваем умения:

- выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап обобщения

 Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- В чем сила басен И.А. Крылова?

Прочитайте басню по ролям .

- Сила басни заключается в ее морали, раскрытии внутреннего смысла.

Регулятивные УУД

Развиваем умение:

- высказывать своё предположение на

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Этап обобщения домашнего задания

Выучить басню .

Учитель:___________

Оценка:_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».

Цели:Образовательные:·         продолжить знакомство с художественным жанром–басней;·         обобщить знания дете...

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»».

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»»...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Задачи урока:-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...