Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. |
Психологический настрой учащихся. - Пусть урок принесет нам всем радость общения. А помогать вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
|
Подготовка к работе. Настрой на дальнейшую работу.
|
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2.Актуализация знаний
|
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
- Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Вспомним то, что проходили на уроках. Вам нужно ответить на вопросы, которые лежат перед вами на партах. Ответы вписываем карандашом. - Чья пара заканчивает, показывает знак. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) – А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал.
|
Слушают, рассматривают ленту времени (на доске), выполняют задание в парах.
Проверка задания. Заполнение хронологической карты.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.Постановка учебной задачи.
|
- Нам сегодня предстоит басню прочитать. В какое форме изложенье – будем узнавать. Что за смысл таиться в ней – Надо нам понять, А потом попробуем басню разыграть. |
|
|
4.Работа по теме урока
Работа с учебником
Работа со словарем
|
- Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его творчеству.
(СЛАЙД1) ![]()
- Сведение об авторе подготовила наша ученица.
(СЛАЙД 2) ![]()
- Прочитайте слова, записанные на доске. С какими животными ассоциируются эти слова? Плутовка серая Рыжая крикливая Хитрая Вороватая
(выставляются рисунки с изображением этих животных) (Приложение 3,4)
- Предложите название басни.
- Откройте учебник на стр. 19 и прочитайте название басни. (СЛАЙД 3). ![]()
- А сейчас прочитаем басню. Сразу отмечаем непонятные слова. - Понравилась вам басня? - Что было непонятно? - Давайте найдем те слова, которые непонятные вам.
Словарная работа. - Как вы поняли смысл следующих слов. На доске открыть слова. (СЛАЙД 4) ![]()
- В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в библиотеке, работая со словарём.
– Ребята, вы согласны с данными объяснениями, или что-то можете добавить? (СЛАЙД 5) ![]()
-Не забывайте заполнить хронологическую карту.
|
Слушание
(Приложение 2)
Ответы - лиса - ворона
- Лисица и Ворона - Ворона и Лисица
«Ворона и лисица»
Басню читает ученик Слушание
По ходу чтения отмечают слова с непонятными значениями.
Дети работают со словарем.
Ответы детей
(дополнения подготовившихся учащихся) - Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. .
- Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
- Не впрок – не на пользу
- Пленил – очаровал, увлёк.
- Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
- Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
- Плутовка – обманщица, хитрая.
- Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
- Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
- Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Заполнение хронологической карты.
|
Познавательные: формируем навык анализа произведения Коммуникативные: формируем умение слушать и отвечать на слышать, правильно поставленный вопрос Личностные: ориентация в нравственном содержании произведения Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, правильно читать роль Регулятивные : формируем способность к самоконтролю, правильной самооценке;
Познавательные: Формируем навык не пропускать незнакомые слова, узнавать их значение. Коммуникативные: Умение сотрудничать со взрослым, принимать его помощь . |
5.Физкультминутка | Мы читали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали – Раз, два, три! Ножками потопали – Раз, два, три! Сели, встали, встали сели, И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять читать начнем.
| Проводится физкультминутка |
|
6.Чтение басни учащимися с целью ознакомления с текстом.
| - Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.
| Чтение басни |
|
7.Работа над басней (анализ басни)
| Работа с учебником. - А теперь ответьте на вопросы. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна и гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
- Как вы думаете, почему на роль льстеца выбрана лисица?
- Найдите, как Крылов изобразил в басне лисицу и прочитайте.
- Какие ласковые слова она говорит вороне? Как же их надо прочитать? Попробуйте.
- Рассмотри иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым на стр.20
(СЛАЙД 6) ![]()
Это – рисунок карандашом. - Высоко ли сидит ворона? А можно с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у нее «носок»? Понимаете, ребята, почему художник выбрал такую точку зрения?
- Кого вам лисица напоминает?
- Найдите и прочитайте, как автор передает радость вороны от льстивых слов лисицы.
-Не забывайте заполнить хронологическую карту.
- А сейчас ребята подготовили инсценировку басни.
Обобщение. - Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора?
- В чем сходство и различие этих басен?
- Самостоятельно, работая в парах, ответьте, на этот вопрос, следуя плану.
ПЛАН 1. Сюжет. (Одинаковый или разный) 2. Форма изложения. (в прозе или в стихотворной форме) 3. Герои. 4. Их действия. 5. Мораль. (У Крылова – вначале, это слова автора, а у Эзопа в конце – это слова принадлежат лисице.) Проверка работ. |
- Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть – это ложь
- В сказках она чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная
Чтение отрывка
Голубушка…
Рассматривание рисунка
Ответы детей
- Льстивого человека
- Глупого, невнимательного человека. Который поддается лести.
Чтение отрывка
- Не подаваться на лесть, она приносит вред человеку
Заполнение хронологической карты.
Инсценировка басни в костюмах героев басни.
- Да, басня Эзопа «Ворон и лисица»
Ответы детей.
Работа с табличкой
Заполнение хронологической карты. | Коммуникативные: -умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос Познавательные : находить нужную информацию в разных источниках.
Развиваем умение признавать моральные устои общества, определять отношение автора к поступкам героев.
|
8. Рефлексия.
| - Какая из басен вам понравилась больше и почему? - Какая из этих басен была написана раньше? - Почему же и Крылов обратился к этому сюжету? Прочитайте пословицы, записанные на экране. (СЛАЙД 7) ![]()
- Какая из них подходит к басне «Ворона и Лисица». Докажите свою точку зрения. | Ответы детей
- Волновали те же проблемы, что и Эзопа , но он хотел по своему о них рассказать. Людям надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы.
На языке мёд, а под языком лёд.
| Личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками); Коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно, выражать свои мысли. |
9. Оценивание своей работы по хронологической карте. | Оценивание совей работы. – Ребята, а теперь в группе оцените друг друга. Посмотрите в свою карту и скажите всегда ли хорошо работать одному. Подсчитайте, сколько плюсов вы заработали сегодня на уроке. У кого 5 «+» - отлично 4 «+» - хорошо – Со многими оценками я согласна. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
10.Домашнее задание. | Выучить басню наизусть. Спасибо за урок. |
|
|