Урок литературного чтения по теме "Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Урок литературного чтения в четвертом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_i._krylova_s._mikhalkova_l._tolstogo.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Открытый урок русского языка

4 класс, 2012 - 2013 учебный год

 программа: «Перспективная начальная школа»

Учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Тема  урока:   Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого

Цели урока:

  • Обучающая - создать условия для исследования одной из особенностей басни - может быть написана и в прозе, не только И. Крыловым, но и другими авторами.
  • Развивающая - содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в  процессе  сравнения, анализа; развивать проблемно-поисковую деятельность в процессе коллективного поиска решения проблемы; способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Воспитывающая - через мораль басен воспитывать чувства товарищества и отзывчивости, доброе отношение друг к другу; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам; воспитывать сотрудничество, товарищеские  отношения  друг другу, при работе в парах.

Технология: На данном уроке использовалась технология проблемного обучения и воспитания.

Аннотация: Урок литературного чтения по теме «Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого» является заключительным при изучении творчества И. Крылова. На данном уроке учащимся предлагается еще раз вспомнить основные признаки басни. Затем предлагается в групповой работе исследовать произведения других авторов и выяснить относятся ли они к басни. В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что басни писал не только И. Крылов. Кроме того, басни могут быть написаны как в стихотворной форме, так и в прозе.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Этап актуализации знаний.

Речевая разминка. На доске.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  • Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица)
  • Прочитайте с ускорением.
  • А сейчас быстро, замедляя темп.
  • Прочитайте скороговоркой.
  • Прочитайте выразительно.
  • Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке чтения? (О баснях)
  • Какие характерные признаки есть у басни? Чем она отличается от рассказа,  сказки,  стихотворения?  (Каждая басня содержит в себе мораль, поучительный вывод)
  • Кто чаще всего является главными героями басни? (Главные герои -животные)
  • А кого на самом деле автор показывает в образах животных? (В образах животных показаны люди)
  • А кто знает, для чего пишутся басни? Для чего они нужны? (Басни необходимо читать для того, чтобы стать мудрее, добрее. В баев всегда есть советы как себя вести, как избавится от недостатков.)
  • Что обязательно присутствует в басне? (Мораль, поучение)
  • Скажите, о каких баснях мы говорили? Назовите их.
  • Кто автор этих басен? (И. Крылов)

Проверка домашнего задания.

-        Дома вы готовили басню наизусть.  Пожалуйста,  кто желает рассказать? (2-3человека)

Словарная работа.

- Ребята,  выясним значение сложных и непонятных слов,  которые встретятся на уроке.

- Посмотрите все слова нужно читать  справа налево.  Давайте попробуем их прочитать.

На доске.

ЯНДАПАЗ - ловушка для птиц, клетка с быстро закрывающейся дверцей 

КОЛИС - легко затягивающаяся петля, сделанная из конского волоса

ЯСЛАРБАЗ ВЕЛХ В - помещение, для скота

ЬМЕЗАН ЛАПУ - упал на землю

ГОН ХИНДАЗ ЗЕБ ЛАПС - спал очень крепко

III.       Этап  создания проблемной  ситуации.

  • Ребята, мы с вами продолжаем исследовать науку литературу. Обратите внимание на доску.  Кто знает,  зачем на доске записаны эти фамилии? Кто это?
  • Почему они в одной группе? (это фамилии писателей)
  • А еще почему? (затрудняются ответить)

IV.        Этап формулирования проблемы.

  • Какая проблема возникла перед нами? (Мы не знаем, почему эти писатели объединены в одну группу)
  • Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? (Что объединяет между собой И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова)

V.        Этап целеполагания.

  • Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с произведениями И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова и выяснить почему они объединены.)

VI.        Этап поиска решения проблемы.

  • Как вы могли бы ответить на вопрос - что объединяет между собой этих писателей? (Возможно, что произведения этих писателей чем-то похожи)
  • С чего мы начнем решение нашей проблемы? Что необходимо сделать, исследовать, чтобы решить возникшую перед нами проблему?

-        Ваши варианты решения проблемы. Что бы вы сделали сначала, что
затем для решения проблемы?

  • Выяснить, что объединяет между собой этих писателей?
  • Изучить произведения этих писателей.
  • Выявить, чем похожи произведения этих писателей.
  • Определите оптимальный вариант решения проблемы. (2, 3, 1)

- Сегодня на уроке в ходе своих исследований мы должны разрешить нашу проблему.

  • Работать вы сегодня будете в группах. Не забывайте об этапах работы в группе. Помните, тот, кто будет представлять результаты исследований, должен говорить от всей группы. Вы же работаете вместе.
  • Каждая группа будет исследовать литературный текст одного писателя. На столе у вас листы с произведениями. Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы:
  • Кто автор?
  • К какому жанру относится?
  • Доказать почему именно к этому жанру?

-        Мы наметили план действий для решения проблемы. Вы можете приступать к работе. Работаем дружно, ведь вы одна команда.

Исследовательская деятельность учащихся.

  1. группа - И.Крылов Чиж и голубь
  2. группа - Л.Толстой Два   товарища
  3. группа - С.Михалков Чужая  беда

Дети работаю в группах. Учитель оказывает необходимую помощь.

VII.  Этап представления результатов и формулирования выводов.

Дети представляют свои результаты исследования и обосновывают свое мнение.

1 группа: зачитывают произведение вслух, выражают свое мнение. Все группы внимательно слушают.

  • Автор произведения  - И. Крылов
  • Мы считаем,   что это  басня, т. к написана  в стихотворной форме, есть мораль,   схожа   со  сказкой,   герои - животные,   высмеиваются негативные  черты характера   человека.

Начинается обсуждение со всем классом, возможен спор.

  • О каком событии идет речь?
  • Каким вы представляете себе чижа? (добрый, маленький)
  • А каким - голубя? (равнодушным к чужой беде, бесчувственным)
  • Как голубь отнесся к несчастью чижа?
  • Какая главная мысль этой басни?
  • В чем заключается мораль басни? Прочитайте, как она звучит. (Вперед чужой беде не смейся Голубок)
  • Чему учит басня? (Если кто-то попал в беду, нужно помочь ему, а не смеяться над ним)
  • Что писал И.Крылов? (Басни)
  • Ребята, вы согласны с выводом 1 группы, что произведение «Чиж и Голубь» - относится к басни? (показывают сигнал)

На доске, напротив фамилии И.Крылова пишется слово БАСНЯ.

  1. группа зачитывает произведение С.Михалкова "Чужая беда".

Представляют свои результаты исследования.

  • Автор произведения  -  С. Михалков
  • Мы  считаем,   что  это...

Начинается обсуждение со всем классом, возможен спор.

  • О чем говорится в это произведении?
  • В чем заключается главная мысль?
  • Есть ли в этом произведении мораль? Прочитайте её.
  • Какой вывод сделаем? К какому жанру отнесем это произведение? (К басни)
  • Что вы можете сказать о С. Михалкове? (Михалков тоже писал басни)
  • Ребята, вы согласны с выводом 2 группы, что произведение беда - относится к басни? (показывают сигнал)

На доске, напротив фамилии С.Михалков пишется слово БАСНЯ.

  1. группа зачитывает произведение Л.Толстого "Два товарища".

Представляют свои результаты исследования.

  • Автор произведения  -    Л.Толстой
  • Мы считаем,   что  это.. .

Идет обсуждение с доказательством, к какому жанру оно относится.

  • Что произошло с мальчиками?
  • Как поступили товарищи?
  • Можно ли этих мальчиков назвать товарищами?
  • Какова же главная мысль этого произведения? Найдите и прочитайте ее в тексте. (Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают не помогают друзьям в трудную минуту.)
  • Можем ли мы утверждать, что это мораль, поучительный вывод? (Да)
  • Какой вывод мы сделаем о жанре этого произведения? (Это басня)
  • Что интересного заметили? (Текст записан в прозе)
  • Какой сделаем вывод? Открытие? (Басня может быть написана в прозе)
  • Чему учит эта басня? Какие недостатки высмеивает?
  • Что вы можете сказать о Л.Толстове? (Толстой тоже писал басни)
  • Ребята, вы согласны с выводом 3 группы, что произведение «Два товарища» - относится к басни? (показывают сигнал)

На доске, напротив фамилии Л.Толстой пишется слово БАСНЯ.

- Вы уже поняли, что басня может быть написана в прозе. А какое открытие вы для себя сделали после прочтения текстов 2 и 3 группы; (Раньше не читали басен Л. Толстого и С. Михалкова)

(На доске напротив фамилии Л.Толстого пишется слово БАСНИ).

- Да, гениально придумали мудрецы в древности, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они придумали басню так, чтобы люди поневоле относили её к себе и при этом думали: это басня сложена про меня. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

VIII.   Итог урока.   Самоанализ  урока.   Рефлексия настроения. 1

  • Кто может сказать, над какой проблемой мы сегодня работали? Какую проблему мы сегодня должны были разрешить? (Почему фамилии этих авторов записаны в одну группу?)
  • Какой результат в ходе исследования мы получили? Как  ответим мы на  этот вопрос? (Они все баснописцы)
  • Поднимите руки, кто доволен своей работай?
  • Поднимите руки, кто не доволен работой? Почему?

IX.   Домашнее задание.

С.142 - 144, выразит. читать.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

Приложение.

Тексты для групповой работы учащихся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

И.А. Крылов

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.   Делать  было  ему   нечего   -   он  упал   наземь   и   притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, то слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л.Н. Толстой

ЧУЖАЯ БЕДА

От шума за окном проснувшись на заре,

Испуганный Степан спросонья догадался,

Что это наглый волк к соседу в хлев забрался

И режет у него скотину на дворе.

"Я думал, что тебя, Петрович, дома нет, -

С укором поутру встречал его сосед. -

Что ж ты с ружьем на улицу не вышел?

Волк ночью у меня теленка уволок!" -

"А я намаялся и спал без задних ног! -

Зевнул в ответ Степан. - Я ничего не

слышал..."

Урок тому сей басней дан,

Кто глух и слеп к соседским бедам.

Но может ведь иной Степан

Сам стать Степановым соседом.

С.В.Михалков

Анализ открытого урока литературного чтения

3 класс, 2008 – 2009 учебный год

 программа «Школа России»

Учитель Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Вашему вниманию предлагается урок литературного чтения по теме «Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого». Урок проводится в 3 Д классе МОУ «Средней общеобразовательной школы №1» по программе «Школа России».

Данный урок является заключительным при изучении творчества И. Крылова, направлен на обобщение особенностей творчества писателя. Кроме того, учащимся был предложено проанализировать басни других писателей.

Учитывая содержание урока мною были поставлены следующие цели:

  • Обучающая - создать условия для исследования одной из особенностей басни - может быть написана и в прозе, не только И. Крыловым, но и другими авторами.
  • Развивающая - содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в  процессе  сравнения, анализа; развивать проблемно-поисковую деятельность в процессе коллективного поиска решения проблемы; способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Воспитывающая - через мораль басен воспитывать чувства товарищества и отзывчивости, доброе отношение друг к другу; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам; воспитывать сотрудничество, товарищеские  отношения  друг другу, при работе в парах.

Данные цели определили тип урока – обобщение изученного материала. Форма проведения – урок исследования.

Реализация данных целей осуществлялась через организацию учебного исследования литературного жанра – басни трех авторов.

На этапе работы с текстом до чтения ребятам была дана возможность в группах сформулировать тему и поставить перед собой цель на урок. Учащимся предлагается еще раз вспомнить основные признаки басни. Затем в групповой работе исследовать произведения других авторов и выяснить относятся ли они к басням. Учащимся был предоставлен материал, проанализировав который они должны были выделить особенности и манеру письма представленного писателя. Необходимо было определить идейное содержание произведения, а также в ходе обсуждения выяснить является ли текст басней, есть ли мораль.

В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что басни писал не только И. Крылов. Кроме того, басни могут быть написаны как в стихотворной форме, так и в прозе.

В результате детального анализа на этапе работы с басней во время чтения ученики проанализировали содержание каждой басни, выявили основные признаки, сформулировали ее мораль.

Весь учебный материал был направлен на формирование грамотного и осознанного читателя, а также формирование читательской компетенции, что обязательно предполагает соблюдение определенной структуры учебного занятия, в том числе на уроке литературного чтения.

При подведении итогов урока учащиеся сделали вывод о том, что басни писали многие писатели, что в любой басни всегда присутствует мораль, нравоучение.

Следует отметить, что необходимо включать уроки направленные на анализ, сравнение произведений одного жанра, но разных авторов. Такая работа способствует формированию внимательного отношения к тексту, вдумчивому анализу его содержания.

Урок целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Презентация к уроку литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Данный материал предназначен для использования на уроке литературного чтения при изучении басен Кылова...

Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...

Урок литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Конспект урока по литературному чтению "Басни И.А.Крылова", 4 класс...

Урок литературного чтения "Басни И.А.Крылова"

Конспект урока по литературному чтению "Басни И.А.Крылова", 4 класс...