Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Новикова Юлия Валерьевна

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_moy_urok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.

Задачи:

1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни.

2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор.

3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

От кого зависит успех нашего урока?

от слаженной работы всех

коммуникативные

2

Актуализация знаний

Определи литературный жанр и впиши в строчки кроссворда

  1. Из того ли то города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец (БЫЛИНА)

  1. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (ЗАГАДКА)
  2. Труд человека кормит, а лень портит.  (ПОСЛОВИЦА)
  3. Чудная картина как ты мне родна

Белая равнина, полная луна,

Свет небес высоких и блестящий снег

И саней далеких одинокий бег (А. А. Фет) (СТИХОТВОРЕНИЕ)

  1. Буквы разные писать
    Тонким перышком в тетрадь
    Учат в школе учат в школе учат в школе
     (ПЕСНЯ)

Ключевое слово БАСНЯ

ответы на вопросы

заполнение кроссворда

познавательные

коммуникативные

3

Постановка учебной задачи

Давайте определим цели урока (вывешиваю на доску)

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ И ЕГО АВТОРОМ

УЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ

ЧИТАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ

РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Формулируют цели урока

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

4

Открытие нового знания

Стр. 53 читаем про басню

Сообщение сведений о И.А. Крылове  (на доске портрет баснописца)

Работа с иллюстрацией стр. 183

  • Кого видите на иллюстрации?
  • -Что в клюве у Вороны?
  • -Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису?
  • -Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны?
  • На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.

- Послушайте басню «Ворона и лисица»

Ворону и Лисицу Кусочек сыра

Лиса хочет отобрать сыр

Слушают басню

познавательные

5

Первичное усвоение новых знаний

О чём эта басня?

Ей это удалось?

Какова Лиса в изображении Крылова?

Как она действует?

Как будем читать эти строки? (Медленно, вкрадчиво).

Как надо читать разговор Лисы и Вороны?

Для чего Лиса это делает? 

-Хитрая, умная, плутовка

-На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону

-Войти в доверие, вскружить голову Вороне

регулятивные

6

Словарная работа

Соедини слово с его лексическим значением

ЛЕСТЬ  неискренняя похвала, притворное одобрение

ГНУСНЫЙ  отвратительный, омерзительный

НЕ ВПРОК  не на пользу

ВЗГРОМОЗДЯСЬ  взобраться и устроиться на чём-либо с трудом

ПЛЕНИЛ  очаровал, покорил

ПЛУТОВКА  хитрая и ловкая обманщица, мошенница

ЗОБ  у птиц часть пищеварительной системы, в которой накапливается еда

познавательные

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

коммуникативные

7

Работа в парах Первичная проверка понимания

Перечитайте басню в парах по очереди.

- Есть ли в басне мораль, и в какой части текста она приводится?

  • Что послал Бог Вороне?
  • Какой по размеру был сыр?       небольшой
  • Этот сыр дорог для вороны? Почему? Вороне не часто приходится лакомиться сыром.
  • Какой можем сделать вывод?   Сыр для вороны очень дорог

Как ворона залезла на дерево?    «На ель Ворона взгромоздясь…»

  • В какое время суток происходило действие?    Утро
  • Докажите!   «Позавтракать совсем уж было собралась…»
  • Что произошло, когда она взгромоздилась?   «Позадумалась…»
  • Может Ворона о чём-то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек)
  • Как вы понимаете слова «на ту беду» ( Лиса - хитрый зверь. Автор как бы предупреждает).
  • Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).
  • Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).
  • Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).
  • В начале автор рассказывает о том, что Лиса просто бежала по лесу, но вот она почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

( «На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша»)

  • Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).
  • «Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).
  • «Глаз не сводит»? (Внимательно следит)
  • «Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).
  • «Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).
  • Для чего всё она это делает? ( Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).
  • На самом ли деле Ворона так хороша? (нет)
  • Для чего Лиса говорит неправду? (Хочет, чтобы Ворона поверила ей, а после заполучить сыр).
  • Как Лиса располагает к себе Ворону, какими словами она льстит ей?

(« Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!»)

  • В какой форме употреблены существительные? (в ласкательной форме)
  • Как можно было бы сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья, нос).
  • Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).

Что Лиса говорит о голосе Вороны? ( « И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»)

  • Голос «ангельский»? (Приятный)
  • На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).
  • «Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).
  • «Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).
  • «Спёрло»? (Перехватило дыхание).
  • Какой цели добивалась Лиса?  (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).
  • Добилась Лиса своей цели? (Да).
  • Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).
  • Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость).
  • А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).
  • Чему учит эта басня? (Не верить льстивым речам). Чтение морали.
  • Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

выполнение задания в парах

Ответы на вопросы

коммуникативные

8

Включение нового знания в систему знаний

Работа над выразительным чтением басни.

  • Каким голосом говорить за Лису? За автора?

Выразительное чтение басни детьми

1) про себя        

2) чтение всей басни вслух

Выразительное чтение басни

(Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

Регулятивные

познавательные

9

Информация о домашнем задании

Выучить басню

записывают задание

10

Рефлексия

- Как вы считаете, достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Оцените свою работу

-Закончите предложения:

Мне было интересно…..

Мне было трудно …..

Мне было легко …..

Ответы детей

регулятивные

коммуникативные

11

Подведение итогов урока

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100

Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в  интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....

Урок по литературному чтению "Добро в твоём сердце". 3 класс

Урок литературного чтения проводится в виде устного журнала, который раскрывает взаимоотношения людей и животных. Урок с использованием современного оборудования.Расчитан на 2 часа....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс

В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением....

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...