Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchyonyy_petya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-ом классе по программе «Школа России»

А. Введенский «Учёный Петя»

Камашева Лариса Александровна, учитель начальных классов

Личностные планируемые результаты:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения.

Метапредметные планируемые результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- уметь прогнозировать содержание произведения;

- подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

 - придумывать свои вопросы по содержанию;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- учиться работать в паре.

Предметные планируемые результаты:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно. правильно, выразительно читать целыми словами;

- размышлять о характере и поступках героя;

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла ( о чём думал, что чувствовал автор);

- различать стихотворение, как жанр;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Оборудование: портрет и книги А. Введенского, карточки с заданиями и стихами А. Введенского.

                                          Х о д   у р о к а

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 - Ребята, послушайте случай, который произошёл, как рассказывают, с двумя известными детскими писателями, Даниилом Хармсом и Юрием Владимировым. Однажды Юрий Владимиров дал ехавшему в Москву Даниилу Хармсу две пятирублёвые бумажки. Он попросил купить на одну пятёрку книг, а на другую – рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий Владимиров не обиделся и вскоре сочинил стихотворение. Какое?

 - Послушаем чтение стихотворения Ю. Владимирова наизусть.

III. Работа по теме урока.

    1. Рассказ учителя об Александре Введенском.

 - Александр Иванович Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей. Родился и жил в Петербурге. Получил филологическое образование, прекрасно знал немецкий и французский языки. Это позволило ему стать одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым.

Его произведения печатались во многих детских журналах, в том числе… (продолжить предложение можно предложить детям) в журнале «Чиж» и «Ёж». Очень часто при создании стихов он опирался на русское народное творчество. Убедимся в этом.

 Детям раздаются карточки (1 на парту для работы в паре) со стихотворением А. Введенского и дается время для его прочтения.

                                      Дождик, дождик,

                                      Глянь, глянь!

                                      Дождик, дождик,

                                      Грянь, грянь!

                                      Ждут тебя в саду цветы.

                                      Дождик, дождик,

                                      Где же ты?

Вторая часть стихотворения прочитывается учителем или хорошо читающим учеником.

                                      Ждут поля и ждут березы,

                                      Тополя, дубы и розы,

                                       Незабудки и быки.

                                       Куры, утки, индюки.

                                       И мы тоже дождик ждём,

                                       Будем бегать под дождём!

 - Какой жанр устного народного творчества напоминает это стихотворение? Верно, стихотворение похоже на народную песенку-закличку.

                                         Физкультминутка.

2. Работа со стихотворение А. Введенского «Учёный Петя».

 - На с. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?

                         

- Каким вы себе представляете Петю?

- Прочитаем произведение и посмотрим, так ли это? Но сначала поработаем над выразительностью и правильностью речи. Прочитайте радостно:

Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете, 
Все он знает, 
Понимает,
Все другим он объясняет.

- А теперь прочитайте тот же текст обиженно.

- Гордо. Устало. Удивленно. Строго.

- Молодцы! А теперь прочитаем это произведение до конца.

Первичное восприятие текста. (Читает учитель или хорошо читающие ученики.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно создает?

- Назовите действующих лиц стихотворения.

- Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.

- Что ответил Петя?

- Так ли это, как вы считаете?

 -Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега.

 - Найдите и прочитайте второй и третий вопросы, который дети задали Пете.

 - Согласны ли Вы с объяснением Пети? Почему?

- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.

- Что ответил Петя?

- Как на самом деле происходит смена дня и ночи? В стихотворении нарушены причинно-следственные связи.

- А как живут рыбы под водой?

- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик ( у рыб он называется гнездо).Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогощает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.

- Какой вопрос в конце произведения ставит автор?

- Как бы вы на него ответили?

- Действительно ли Петя Ученый? Почему?

- Как можно назвать Петю? (фантазер, выдумщик)

 - На какой жанр устного народного творчества похожи объяснения Пети? Верно – на небылицы.

- На какое стихотворение, которое мы с вами читали ранее похоже произведение “Ученый Петя”? Чем?( “Вы знаете…” Даниила Хармса.)

- Как надо прочитать название стихотворения? С восхищением, с усмешкой, с грустью?

- Найдите в тексте обращения. Как их надо прочитать?

- С какими интонациями нужно читать слова детей? А слова Пети?

IV. Закрепление изученного.

 - Соотнесите фамилии авторов и названия произведений, проведя стрелки. Поработайте в паре. Подчеркните то название, автора которого Вы не можете определить. (Учащимся раздаются карточки)

Д. Хармс, С. Маршак                          «Чудаки»

А. Введенский                                     «Вы знаете?»

Ю. Владимиров                                   «Весёлые чижи»

Д. Хармс                                               «Кот в сапогах»

                                                               «Учёный Петя»

 - Почему в правом столбике присутствует название «Кот в сапогах»?

 - Если Вы внимательно слушали мой рассказ о А. Введенском, то догадались о том,  что сказка французского сказочника Шарля Перро «Кот в сапогах» была пересказана на русский язык  именно А. Введенским.

 - Выясним: что объединяет  этих авторов? Да, они дружили и работали в журнале «Чиж» и «Ёж».

V. Рефлексия.

 - Что Вы узнали на уроке?

 - За что бы Вы сегодня себя похвалили? Что особенно хорошо у Вас получилось?

VI. Домашнее задание.

 - Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Введенского «Учёный Петя».

 - Подготовьте свой познавательный вопрос, свой ответ-небылицу и правильный ответ. Оформите с иллюстрацией на листе формата А-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"

Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...