Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Взаимоотношения человека и природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_les_i_chelovek.doc | 532.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский
муниципального района Красноярский Самарской области
(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)
Методическая разработка урока по литературному чтению
(внеклассное чтение) в 3 классе
по теме «Лес и человек»
Провела:
Плешкова Любовь Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
муниципального района Красноярский
Самарской области
Дата проведения: 3 марта 2016 года
Место проведения: ГБОУ СОШ п.г.т.Волжский
Уровень: МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т.Волжский
Паспорт урока литературного чтения (внеклассное чтение) в 3 классе
Тема урока: | Лес и человек. |
Образовательная цель | Формирование духовно-нравственной культуры личности, развитие коммуникативных способностей третьеклассников через анализ прочитанных произведений о взаимоотношениях человека и природы. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР -1: объясняет ценность и значимость леса для человека, определяет нравственный смысл прочитанных произведений; ЛР -2: проявляет интерес к изучаемой теме; ПУД-1: формулирует тему урока; ПУД-2: формулирует цель предстоящей деятельности; ПУД-3: под руководством учителя планирует предстоящую деятельность на уроке; ПУД-4: самостоятельно сравнивает и анализирует содержание представленных текстов; ПУД -5: осуществляет поиск информации в указанных источниках; ПУД-6: составляет обобщающую таблицу по теме; ПУД -7: применяет полученные знания при оформлении страниц проектной работы «Лесная газета» КУД-1: выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками ; КУД-2: распределяет обязанности в группе ; РУД: осуществляет самоконтроль деятельности. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Люби живое» | Ученик научиться: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; Ученик получит возможность научиться: пользоваться справочной литературой, самостоятельно добывать необходимые знания, работать по плану, переводить зрительную информацию в словесную, выступать перед знакомой аудиторией сверстников, с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд. |
Программное содержание | Рассказы, стихи, пословицы, загадки о лесе и его обитателях. |
Мировоззренческая идея | Человек – хозяин природы. Он должен любить и охранять её. |
Ценностно-смысловые ориентиры | Человек. Природа. Земля. |
План изучения учебного материала | 1.Что в лесу растёт? 2.Кто в лесу живёт? 3.Как лес влияет на состояние человека в разные времена года? 4.Как лес человеку жить помогает? |
Основные понятия | Автор, жанр, рассказ, пословица, загадка. |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний. |
Форма урока | Групповая |
Образовательная технология | Интерактивное обучение |
Оснащение урока | Ноутбук; мультимедийный проектор; экран; презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint; энциклопедии, книги о животных, растениях, птицах, насекомых леса; открытки, фотографии с изображением леса и животных; карточки с заданиями; листы белой бумаги, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, линейки. |
Мизансцена урока | 4 группы по 5 человек |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Чтение стихов, рассказов о лесе и его обитателях. Фотографии, открытки, рисунки леса, деревьев, животных. |
Домашнее задание | Каждая группа составляет план своих дальнейших действий по применению «Лесной газеты». |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР урока |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.) | ||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Распределение на группы. Психологический настрой на урок | Выбор лидера группы Определение общих правил работы в группе | |
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.) | ||
Вводное слово: -У писателя Юрия Дмитриева есть замечательная сказка «Что такое лес?» «Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал художник. Лес – это, конечно, деревья». И стал рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и сосны. Очень хорошие получились они у него. И так похожи, что казалось, вот-вот набежит ветерок, и затрепещут листочки, закачаются ветви. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес?» А лесовичок сказал: «Разве лес может быть без …». Задание: -Продолжите предложение. Коллективная дискуссия, из которой рождаются главный вопрос урока: «Почему человек должен оберегать лес?» и основные вопросы изучения темы. Задание 1 группе: Докажите, растительное разнообразие леса. Для этого вам необходимо проанализировать имеющийся у вас в папке материал и создать страничку «Лесной газеты». Задание 2 группе: Докажите, разнообразие животного мира леса. Для этого вам необходимо проанализировать имеющийся у вас в папке материал и создать страничку «Лесной газеты». Задание 3 группе: Докажите, влияние красоты леса в разные времена на состояние человека. Для этого вам необходимо проанализировать имеющийся у вас в папке материал и создать страничку «Лесной газеты». Задание 4 группе: Докажите, необходимость леса для жизни человека. Распределение заданий внутри группы | (Слайд 1) (Слайд 2) (Слайд 3) (Слайд 4) Фронтально. Высказывают своё мнение. Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы. | ЛР -2 ЛР -1 ПУД-1 КУД-1 |
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.) | ||
Работа 1 группы: 1 ученик – аналитик (собирает информацию, делает вывод о деревьях и кустарниках леса) 2 ученик – иллюстратор (подбирает рисунки и фотографии растений леса) 3 ученик - экспериментатор (работает с таблицей «Растения леса») 4 ученик – литератор (подбирает стихи, загадки, пословицы о растениях леса) 5 ученик - испытатель (координирует работу) Работа 2 группы: 1 ученик – аналитик (собирает информацию, делает вывод о животных леса) 2 ученик – иллюстратор (подбирает рисунки и фотографии животных леса) 3 ученик - экспериментатор (работает с таблицей «Животные леса») 4 ученик – литератор (подбирает стихи, загадки, пословицы о животных леса) 5 ученик - испытатель (координирует работу) Работа 3 группы: 1 ученик – аналитик (собирает информацию, делает вывод о сезонных изменениях в лесу ) 2 ученик – иллюстратор (подбирает рисунки и фотографии о сезонных изменениях в лесу ) 3 ученик - экспериментатор (работает с таблицей сезонные изменения в лесу ) 4 ученик – литератор (подбирает стихи, загадки, пословицы о сезонных изменениях в лесу) 5 ученик - испытатель (координирует работу) Работа 4 группы: 1 ученик – аналитик (собирает информацию, делает вывод о том, как лес человеку жить помогает) 2 ученик – иллюстратор (подбирает рисунки и фотографии о дарах леса) 3 ученик - экспериментатор (работает с таблицей дары леса) 4 ученик – литератор (подбирает стихи, загадки, пословицы о дарах леса) 5 ученик - испытатель (координирует работу)
выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы | Структура работы. 1)Читает про себя, готовит ответы на вопросы. 2)Оформляет страницу. 3)Заполняет таблицу. 4)Читает про себя, соотносит материал с рисунками. 5)Оформляет страницу. Самостоятельная работа в группе. (Приложение 1) | ПУД-2, ПУД -5 ПУД -7 ЛР -1, ПУД-4 ПУД-6 ПУД-4 ЛР -1, ПУД-4 ПУД-6 ПУД-4 ПУД-4 ПУД-6 ПУД-4 ЛР -1, ПУД-4 ПУД-6 ПУД-4 ПУД-3, КУД-1 |
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.) | ||
Презентация работы 1 группы: страница «Лесной газеты» «Что в лесу растёт?» 1 ученик: называет, какие бывают леса. 2 ученик: называет, какие растут в лесу деревья. 3 ученик: называет, какие растут в лесу кустарники. 4 ученик: называет, какие бывают этажи леса. 5 ученик: обобщает. (Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.) Презентация работы 2 группы: страница «Лесной газеты» «Кто в лесу живёт?» 1 ученик: называет зверей леса. 2 ученик: называет птиц леса. 3 ученик: называет лесного доктора. 4 ученик: называет насекомых леса. 5 ученик: обобщает. ( Все, все, все на свете нужны…) Презентация работы 3 группы: страница «Лесной газеты» «Сезонные изменения в лесу». 1 ученик: называет зимние изменения в лесу. 2 ученик: называет весенние изменения в лесу. 3 ученик: называет летние изменения в лесу. 4 ученик: называет осенние изменения в лесу. 5 ученик: обобщает. ( Как прекрасен лес в любое время года!) Презентация работы 4 группы: страница «Лесной газеты» «Как лес человеку жить помогает?» 1 ученик: называет плоды леса. 2 ученик: называет, как лес согревает. 3 ученик: называет лекарственные растения леса. 4 ученик: называет, как лес влияет на настроение человека. 5 ученик: обобщает. (Лес - наш помощник и защитник.)
Примерные вопросы для обсуждения - Как вы считаете, без чего не может быть леса и почему? - Кто помог вам сделать такой вывод? Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение. - Может ли человек прожить без леса? Докажите.
- Без леса нет жизни. Надо всегда помнить о лесе, внимательно и бережно относиться к нему. Не забывать «Правило друзей леса»: Много леса – не губи. Мало леса – береги. Нет леса – посади. | У доски вся группа. Показывают страницу «Лесной газеты», рассказывают о её содержании (по 2 предложения каждый ученик). Фронтально. Высказывают своё мнение. | РУД ЛР -1 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.) | ||
Коллективное обсуждение: Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы. | Листы оценки и самооценки | РУД |
Приложение 1. Задания для работы в группах.
Первая группа. Что в лесу растёт?
1.Оформите страничку лесной газеты. Пользуйтесь материалом, который есть у вас на столе.
2.Заполните таблицу «Растения леса».
деревья | кустарники | травы | грибы |
3.Приготовьте рассказ по своей теме по плану:
1) Какие бывают леса?
2) Что за деревья растут?
3) Что за кустарники растут?
4) Какие бывают этажи леса?
Вторая группа. Кто в лесу живёт?
1.Оформите страничку лесной газеты. Пользуйтесь материалом, который есть у вас на столе.
2. Заполните таблицу «Обитатели леса».
звери | птицы | насекомые |
3.Приготовьте рассказ по своей теме по плану:
1) Что за звери живут?
2) Что за птицы живут?
3) Кого называют лесным доктором?
4) Что за насекомые живут?
Третья группа. Как лес влияет на состояние человека в разные времена года?
1.Оформите страничку лесной газеты. Пользуйтесь материалом, который есть у вас на столе.
2.Заполните таблицу « Сезонные изменения в лесу».
зима | весна | лето | осень |
3.Приготовьте рассказ по своей теме по плану:
1) Каким бывает лес зимой?
2) Каким бывает лес весной?
3) Каким бывает лес летом?
4) Каким бывает лес осенью?
Четвёртая группа. Как лес человеку жить помогает?
1. Оформите страничку лесной газеты. Пользуйтесь материалом,
который есть у вас на столе.
2.Заполните таблицу «Дары леса».
лес кормит | лес согревает | лес лечит |
3.Приготовьте рассказ по своей теме по плану:
1) Как лес корми?
2) Как лес согревает?
3) Как лес лечит?
4) Как лес настроение поднимает?)
Что в лесу растёт?
Возле леса жить – голода не видать.
Грибов ищут – по лесу рыщут.
Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы
Смотри , как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт.
деревья | кустарники | травы | грибы |
Берёза Осина Дуб Клён Сосна Ель | Орешник Малина Шиповник Смородина Калина | Ландыш Чистотел Кислица Медуница Вороний глаз Колокольчик Широколистный | Белый гриб Подберёзовик Опята Сыроежки Лисички Маслята Мухомор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...