Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению.

Программа «Школа 2100». 2 класс.

 

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема урока: знакомство с творчеством  Дж.Р.Р.Толкина.

Цель: 

-знакомство с творчеством английского писателя Дж.Р.Р.Толкина.

-формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.                                                                        

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

 1.Дети получат представление о творчестве Дж. Р.Р. Толкина.

 2.Дети научатся  читать текст вслух осознанно, выразительно, используя необходимую интонацию и соответствующий тон речи.  

Метапредметные:

Личностные:

-устанавливать связи между целью учебной деятельности и познавательным и учебным  мотивом.

-проявлять внимание к одноклассникам, доброжелательность, готовность к сотрудничеству.

Регулятивные:

-определять цель выполнения задания.

- корректировать свою работу в случае необходимости.

- проявлять способность к волевому усилию, преодолевать импульсивность и непроизвольность.

-оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения заданных критериев.

Познавательные:

-работать с повествовательным текстом.

-отделять в тексте  необходимую информацию.

-читать текст осмысленно, свободно, целыми словами,  ориентироваться в тексте.

-находить доказательства своего мнения в тексте.

Коммуникативные:

- использовать текст книги для доказательства своей точки зрения.

-участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- работать в паре для достижения общей цели.

Используемая технология: развитие критического мышления.

Используемые приёмы: «Верные – неверные утверждения»

Оборудование:

-карточки «Верю – не верю» с вопросами по количеству учащихся в классе.

- тексты для выполнения задания.

-большая общая таблица «Верю – не верю» с такими же, как у детей вопросами, но отсутствует графа «до чтения».

-иллюстрации с разными сказочными существами: гномы, тролли, карлики.

- портрет писателя Дж. Р. Р. Толкина.

- выставка книг Дж. Р. Р. Толкина разных лет издания.

-учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В .Бунеева «Литературное чтение» «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс часть 1.- М.,: «Баласс» 2013.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Тип урока:  урок – открытие нового знания.

Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность   ученика

Формируемые УУД.

Организация класса.

1-2 мин.

Ну-ка всё проверь, дружок,                                   Ты готов начать урок?                                         Всё ль на месте? всё в порядке?      Книжки, ручки и тетрадки.                     Раз, два - выше  голова.                              Три, четыре – руки шире.                             Пять, шесть  - тихо сесть.                                       Семь, восемь  - лень отбросим!

Учащиеся  проверяют готовность к уроку.

Регулятивные.

умение  подготовиться к деятельности, организовывать свою деятельность.

Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

5-7мин.

Постановка учебной задачи, выявление причины затруднения.

5-7 мин.

1 мин.

1. Беседа по материалу прошлых уроков.

– Интересно ли вам было читать о Муми-троллях?

– Что особенно понравилось вам в этих маленьких сказочных существах? Какие эпизоды сказки запомнились?

2.Подготовка к  восприятию новой информации.

-А как вы думаете, Муми – тролли единственные сказочные существа, придуманные писателями, или есть ещё? А каких сказочных знаете вы? Расскажите.

3. Знакомство с существами из сказок разных народов. Работа с авторским текстом на с. 101–102.

-Что вы узнали о сказочных существах? Кто их придумал? Известны ли фамилии людей, которые придумали гномов и троллей? Посмотрите, как изображают гномов и троллей разные художники.

-А кто знает, кто такие хоббиты? Кто придумал хоббитов?

Сообщение учителя.

-Хоббитов придумал английский писатель и учёный Дж.Р.Р.Толкин.  Посмотрите на его портрет. Когда его дети попросили рассказать им «Совсем новую сказку», он придумал страну «Средиземье» и её героев. По привычке к аккуратности, он записывает её... Благодаря его студентке сказка издаётся. Дети, подростки и взрослые читают «Хоббита» (The Hobbit: There and back again) взахлёб, забрасывают издательство требованиями о продолжении.) Посмотрите, какие издания этой книги были в нашей стране.

А знаете ли вы, как хоббиты выглядят?

Прежде, чем продолжить разговор о хоббитах -небольшая

Физкультминутка.

 

1.Дети делятся своими впечатлениями, пересказы вают отрывки из сказки.

Свободные рассказы детей.

Чтение авторского текста на стр. 101, 1-3 абзацы. Ответы на вопросы, рассматривание изображений. Обмен впечатлениями.

Дети слушают, рассматривают издания книг. Свободные высказывания детей.

Рассматривают иллюстрацию в книге. Высказывают свои предположения

Дети выполняют упражнения.

 Познавательные УУД.              1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  отрывки из текстов. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Коммуникативные: участвовать в диалоге в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Коммуникативные, познавательные УУД.

-участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Стадиявызова.

5 мин.

Приём «Верю – не верю»

Перед вами лежат листочки с утверждениями о хоббитах. Если вы согласны с утверждением, то поставьте в первую графу знак «+», если не согласны, то «_».

Какие возникли вопросы? Интересно ли будет прочитать текст о хоббитах и узнать о них более подробно?

Учащиеся работают индивидуально. Читают утверждения и ставят знаки.

Высказывания детей.

Познавательные УУД. Развитие способности к прогнозированию.

Личностные:

устанавливать связи между целью учебной деятельности и познавательным и учебным  мотивом.

Стадия осмысления. Индивидуальная работа.

10мин

Стадия осмысления. Работа в парах. 5 мин..

Прочитайте, что о них рассказывает Афанасий. Во время чтения найдите предложения, в которых содержатся сообщения, подтверждающие или, наоборот опровергающие ваши предположения. Отметьте их карандашом.

А теперь поработайте парами. Сверьте результаты своей работы, обсудите, подходят ли найденные вами предложения к  нашим  утверждениям

Чтение авторского  текста о хоббитах на стр. 102-103. Дети читают текст самостоятельно, отмечая карандашом нужные места. Затем объединяются в пары и сверяют результаты работы.

Все виды УУД.

-оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения заданных критериев.

-проявлять внимание к одноклассникам, доброжелательность, готовность к сотрудничеству. - работать в паре для достижения общей цели.

Рефлексия.

 7 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание методов построения знаний. 2 мин.

А сейчас у нас появиться возможность проверить ещё раз свои предположения. Которые были сделаны в начале нашей работы. Положите перед собой листки с утверждениями. Будем ещё раз читать утверждения и доказывать их правильность или наоборот, опровергать, опираясь на текст.

В учебнике на стр. 103 есть карта Средиземья. Нашего нового сказочного человечка зовут Бильбо Беггинс и на карте обозначено место, где живёт наш хоббит. Найдите это место. А как вы думаете, кто может ещё жить в этой стране?

О том, как живёт наш герой в этой стране, мы узнаем завтра.

-Кому удалось правильно ответить на все вопросы?

-Что помогло нам ответить на вопросы?

-Каким способом деятельности мы овладевали?

Выборочное чтение нужных предложений. Дети прочитывают утверждение и доказывают своё мнение. Ставят в последней графе нужный знак.

Познавательные, коммуникативные, личностные УУД

-находить доказательства своего мнения в тексте. - корректировать свою работу в случае необходимости.

- проявлять способность к волевому усилию, преодолевать импульсивность и непроизвольность.

Домашнее задание.1 мин.

Для всех: научиться читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

По желанию: придумать своего сказочного героя и составить о нём рассказ. Нарисовать героя.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка Урок- презентация Литературного чтения " Знакомство с буквой Б.

СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ Любой машине для исправной работы требуется горючее, и человеческий организм здесь не исключение. Наше главное горючее кислород -разносится кровью ко всем органам и тканям по ма...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....