Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кислова Наталья Владимировна

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структура урока способствует реализации  деятельностного метода, технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14  Обоянского района  Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. oboyan254 @mail.ru.

Открытый урок

по литературному чтению в 3 классе

по теме:

 « Басни   И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

и  Эзопа «Ворон и Лисица».

                                                                                                Провела учитель начальных классов

                                                                                                I квалификационной категории

                                                                                                Кислова Наталья Владимировна.

2013 г.

                            Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.

Тема: « Басни   И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и  Эзопа «Ворон и Лисица».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

Задачи: предметные: содействовать расширению    представлений  и знаний учащихся о творчестве   баснописцев  Эзопа и И.А. Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать, обогащать и активизировать словарный запас, развивать интерес к творчеству И.А. Крылова и других баснописцев.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

коммуникативные: формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений, развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе.

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интерес к предмету.

Необходимое оборудование и материалы 

Мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация,  толковые  словари русского языка С.И. Ожегова,  В.И. Даля, Д. Н. Ушакова. Учебники Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина  «Литературное чтение». Учебник. 3 класс, в 2 частях: М.: Просвещение,2013 г., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова « Литературное чтение 3 кл. в 2-х ч.»-  М.: Вентана – Граф, 2013 г. Начальная школа 21 век, сборники басен И.А. Крылова, пословицы, иллюстрации к басням, изображение  И.А. Крылова с героями басен. Проектные работы обучающихся. Выставка книг. Раздаточный материал для групповой работы, тексты басен Эзопа.

                                                                     Конспект урока

I. Оргмомент.

 Вот уже звенит звонок

 Начинается урок.

 Вы, ребята, не ленитесь

 К новым знаниям стремитесь.

Что ж, работать нам пора

Вы со мной согласны?    ДА!  

Учитель: - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, пожелаем друг другу удачи. Не забывайте, тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней! ( Дети в группе, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки).                                                                                                            

II. Мотивация (самоопределение) обучающихся к деятельности.

  1. Речевая разминка.                                                                                               Слайд 4

а) Проворонила ворона воронёнка.

- Произнесение скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)

Учитель: Что интересного заметили в этой скороговорке?

Дети: - Это однокоренные слова.

б)(чистоговорка)

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.

III. Постановка проблемы. Актуализация и пробное учебное действие.

1. Слушание песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона».                                                  

Учитель: - Ребята, знакома ли вам эта песенка?                                                                 Слайд 5

                   -А как вы думаете, какое отношение она имеет к нашему уроку чтения?

Дети: ( высказывают свои предположения).

- Возможно, мы должны разобраться, что же нам хотят рассказать, а для этого мы себе поставим  проблему (цель) - определить жанр произведения, над которым будем работать.

- Узнать произведение (автора).

- Работать над анализом произведения.

  • (Сегодня на уроке  мы познакомимся с новым произведением раздела «Великие русские писатели» – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души  самыми прекрасными

чувствами.)                                                                                                                    Слайд  5     

 2. Слушание басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в грамзаписи. (Портрет писателя)

Учитель: - знаете ли вы ещё басни, где главные герои Лисица и Ворона? (работа с оглавлением сборника басен).

  • О лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел», «Лисица и Сурок»,  «Волк и Лисица», «Лев и Лисица», «Лиса-строитель», «Лев, Серна и Лиса», «Крестьянин и Лисица»).
  • О вороне («Ворона и лисица», «Воронёнок», «Ворона и Курица»).

3. Защита проектов.

а) Сообщение о баснописце. (Краткие сведения из биографии).Выставка книг.             Слайд 6

                                                                         

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал более 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет.  Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. (Чтение басни на немецком языке.)                                                                                    

(Учитель дополняет информацию).

б) Из истории создания памятника И.А. Крылову.                                                                 Слайд 7

Людям очень полюбились басни дедушки Крылова и в благодарность во многих городах России Крылову установлены памятники. Такие памятники есть в Москве, в Твери, в Белгороде. В Санкт-Петербурге в Летнем саду тоже установлен памятник И.А. Крылову. Деньги на памятник собирали простые люди в течение 2-х лет. Был устроен конкурс скульпторов, в котором победил скульптор Пётр Карлович  Клодт. Памятник был открыт в мае 1855 года.    

Крылов изображен сидящим в кресле, в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни. Пьедестал памятника с 4-х сторон покрыт бронзовыми фигурами различных животных- героев басен Крылова, их 36.

IV. Физминутка для глаз «Дождик».                                                                                     Слайд 8

V.  Совместное открытие (применение) знаний.

1.  «Открытие» басни Эзопа « Ворон и Лисица».  (Эзоп – знаменитый древнегреческий  баснописец, живший за много веков до Крылова.  Многие басни Эзопа стали известны русским читателям  благодаря переводам Крылова).                                                                     Слайд 9-10       

Учитель: - Кто еще писал басни до Крылова? ( Эзоп, Жан де Лафонтен, Л.Н. Толстой.)

                 - Что вы запомнили о них? (Л.Н. Толстой жил позже Крылова, басни он писал в прозе).

 Дети:  Жан де Лафонтен - французский поэт ХV века. Он писал стихи, сказки, баллады, поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен - звери).                     Слайд 11     

Что объединяет этих людей? – баснописцы.

- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики. А самый знаменитый из них – Крылов.

- Давайте попробуем выяснить, почему же?

2.  Первичное чтение басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».(Жужжащее чтение)    Слайд 12

3.  Обоснованность жанра «басня». Работа с толковыми словарями.

Дети: Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по Ушакову)-Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением.                                                                                                                             Слайд 13

Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

  • В некоторых баснях Крылов показывает пороки людей, и это уже не юмор, а сатира – резкое осуждение.
  • Аллегория- прием, при котором изображают животных, а имеют в виду людей.

Учитель: - Сравните эти определения. - Что общего? - Чем отличаются?

- Составим из этих значений свое определение басни. (Ответы детей).

Дети: Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ (басня не только поучает, но и высмеивает) в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.

На ярком примере научить какому-то важному жизненному правилу.

Учитель: Сам Крылов говорил об этом так: «Люблю, где случай  есть, пороки пощипать».

VI. Сравнительный анализ басен.                                                                                       Слайд 14

- Давайте послушаем басни и узнаем, какая история приключилась с Вороной (Вороном).

- О чем же эти басни? – о знакомых нам животных или еще о чем?

  1. Повторное чтение басен.                                
  2. Словарная работа                                                                                                           Слайд 15-16                                                                                                                                                                                        

Гнусна-                                                                                                            

Ангельский-

Зоб-

Плутовка-

Лесть – угодливое восхваление

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Все не впрок – не на пользу

  1. Работа в группах.

- Замените слова и словосочетания, подходящими по смыслу, опираясь на текст басни.(Какие слова принадлежат Вороне,  а какие Лисице?) •        Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;

•        Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

•        Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;                      

•        Каркнула очень громко - во всё горло;

•        Исчезла, скрылась - была такова;

•        Трудно стало дышать - дыханье спёрло;

•        Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

4. Анализ басен. 

- Что общего у этих басен?

- Чем они различаются? Почему басня Крылова длиннее?

- Что вы можете сказать о главных героях? 

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

  • (Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними, важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)

С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

 -  Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

- Какая беда приключилась с вороной? Почему? Можно ли определить время событий?

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).  

  • Давайте рассмотрим, как выглядит на самом деле ворона и как о ней говорит Лисица. (Словарь С.И. Ожегова (определение вороны.)          

- Вставь пропущенную букву.             В.рона.

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!                                          -  Эзоп

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! Какой носок!)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

 - Почему автор называет ворону вещуньей? (предсказательница, это ее прозвище)

- Действительно ли, ворона так красиво поёт? Докажите.

-Удалось ли вещунье позавтракать? Почему? Какой фразеологизм можно употребить относительно вороны?

- В какое время суток происходят события?

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей.  Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще ( не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости). Она тщеславна.

У лисы плутовки 33 уловки.

 -Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов для описания действий Вороны?

Взгромоздилась                                                           - Эзоп?

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула

  • -Какая предстаёт перед нами Ворона? ( Неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая)

- Что означают слова «на ту беду…»

     

  • Рассматривание картинки лисы.              Л.сица

- Действия, совершаемые лисицей:

На цыпочках подходит

Вертит хвостом

Глаз не сводит

Говорит сладко, чуть дыша

- Какая лисица? ( Хитрая, умная, лживая) 

- Как называет её Крылов?  (ПЛУТОВКА)                                     (Эзоп)

- Какие из этих качеств характеризуют ворону, а какие лисицу?                         Слайд 17-18

                                                                                                                                                                                                                                                                  Работа с пословицами.

  • - Найдите в книгах пословицы, в которых упоминается ворона. Объясните их смысл.

- Кому из героев вы отдаете предпочтение? Обоснуйте свой ответ.

5.  Работа с учебником.

- Как вы думаете, каково отношение Крылова к героям?    

VI. Выразительное чтение басни. Чтение по ролям.

1. Чтение по ролям.

- Постарайтесь прочитать басню так, чтобы слушатели увидели большую неуклюжую ворону, а рядом с ней хитрую, умную, лживую плутовку лисицу.

2. Инсценирование басни с фигурками оригами.

VII. Физминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

VIII. Работа над моралью.                                                                                        Слайд 19

-Как вы считаете, в чем заключается смысл басни? Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами). (« и в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

 - Так кого же осуждает Крылов? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть).

- Какими хотел видеть своих читателей Крылов? Какие пороки людей осуждаются?

- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

•  Какой вывод можно  сделать  из этой истории? (Льстить очень плохо, лесть вредна, она портит человека).

•  Что мы сейчас вывели? (мораль)

•  Как еще можно сказать? (поучение, нравоучение) – синонимы.

-  Прочитайте, как об этом говорит сам автор.

- Какие строки из басни стали крылатыми? (Употребляются как пословицы)

  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
  • Ворона каркнула во все воронье горло.

VIII. Работа с пословицами.                                                                                                 Слайд 20

В группах. Собери пословицы. Определи, какая из них кому принадлежит. А какая выражает самое главное.

  • (Басни И.А. Крылова очень созвучны с народным творчеством).

1.На языке медок, а в сердце ледок.

2.Верь своим очам, а не чужим речам.

3. У лести нет чести.

IX. Работа с иллюстрацией Е. Рачева. Выставка работ.

  • Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне художника Евгения Рачёва.        Слайд 21

        - Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.

        - То есть, если в начале басни автор называет деяния Лисицы гнусными и вредными, то после же смеётся  над Вороною, нежели над Лисицею. Как же так?

  • Выходит, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод.)

        - Давайте обратимся за помощью к выдающемуся русскому психологу, исследователю литературы Л.С. Выготскому, который писал: «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет роль литературной маски. Баснописец никогда не говорит от своего имени, а всегда от имени назидательного и поучающего старика».

        - Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни.

  • Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы. Здесь кроется ещё одна загадка басни: каждый читатель выводит свою мораль, формирует свой нравственный вывод, основываясь на собственном жизненном опыте. 

X. Рефлексия.

  • Перевернутые цепочки. (Восстановите последовательность событий).       Слайд 22-23

-А сейчас мы проверим, насколько внимательны и старательны вы были на уроке?

  • Самооценка деятельности и урока обучающимися.

XI. Дома:  -  Задание от Лисицы:                                                                                       Слайд 24   

       выразительное чтение басни

       чтение по ролям

       инсценировка басни

XII. Итог урока.

Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. (Народность басен). И.А. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку.

(- Как вы думаете, случайно ли Крылов вводит в действие басен  комические  эпизоды?

- Как вы думаете, для кого были написаны  басни?)

(Сюжет басен, действия, которые в них происходят, имеют больше отношение к взрослым, чем к детям.)

- Понятны ли вам эти басни?

- А что делает их понятными для детей?

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.                                                                                              Слайд 25 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся  2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"

Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....