Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Ломонос Ольга Сергеевна

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок

     Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

    Тип урока: освоение нового материала

    Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

    Планируемые результаты

    Предметные:

    научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

    из текста

    Метапредметные:

    познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

    регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

    коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

    Личностные:

    пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

    Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности

    I. Организация начала урока

    – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

     – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
    и чётко отвечать на вопросы.

    Психологически настраивает учащихся класса на урок

    Показывают готовность
    к уроку. Приветствуют учителя

    Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

    II. Проверка

    домашнего задания

    Вот новый день и новый час,

    Урок литературного чтения  новый.

    Но старый друг у нас в гостях –

    Мудрейший человек и мастер слова.

    – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

    - Как он относится к людям?

    Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

    - Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

    - Ребята,  с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

    - А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем,  проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

    - Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.

    «Акула», «Прыжок»

    Выполняют тестовые задания

    Самопроверка

    Владеют логическими действиями.

    Анализируют содержание  рассказов.

    Осуществляют самопроверку.

    III. Постановка учебной задачи / Разминка

    - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

    - А сейчас прочитайте стихотворение про себя

    Бедная собака – бросили её
    Старая собака – где её жильё?
    Злой хозяин, вредный,
    Выгнал за порог!
    Перед неё, бедной,
    Нет уже дорог.

    Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

    – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

    – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

    Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

    – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

           Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

     - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

    - Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

    Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

    -  Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

    - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

    – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

    – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

    – Что означает слово «быль»?

    – Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

    Читают стихотворение

    Читают стихотворение про себя

    Чтение стихотворения хором

    Беседа

     

    Прослушивание

    Читают название.

    Рассуждают о содержании произведения.

    – Это быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.

    Владеют логическими действиями.

    Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

    Высказывают свое мнение.

    III. Изучение нового мате-

    риала. 1. Первичное восприятие

    текста.  

    2. Словарная

    работа

    – Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

    Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

    – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

    Прослушивание записи рассказа

    – Понравился рассказ?

    – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

    – Смысл каких слов вам был непонятен?

    Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

    Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

    Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

    Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

    Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

    Издохла – умерла.

    Засовы – большие дверные задвижки.

    – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

    – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

    – Какой эпизод показался вам самым напряженным?

    – Назовите главных героев были.  

    – Где происходит действие?

    – Было ли вам кого-нибудь жалко?

    Физкультминутка

    Все ребята дружно встали         (Выпрямиться)

    И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

    На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

    А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

    Как пружинки мы присели       (Присесть.)

                 И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

    Внимательно слушают.

    Делятся своими впечатлениями.

    Определяют совместно

    с учителем толкование слов.

    – О любви и привязанности животных друг к другу.

    – Печаль, грусть, тревогу.

    – Лев и собачка.

    – В зверинце.

    Выполняют физкультминутку

    Принимают

    и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

    Владеют навыками работы со справочной литературой.

    Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

     IV. Продолжение работы над темой.

    Анализ произведения

    Работа в парах

    (составить диалог героев)

    - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

    - Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

     Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

     - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
        –
    (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

     – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
       
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

    - Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

    Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

    Выполняют задания, отвечают на вопросы.

    – Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

    – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

    Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

    Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

    Составляют диалог животных при первой встречи

    Работа с иллюстративным материалом

    – Как лев относился к собачке?

    – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

    Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
       
    – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

     Как выглядят животные?
       
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

    - А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
        – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

    – Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

    – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

    – В дружбу.

     Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

    – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

    – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

    – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

    - Отчего лев умер?
      
      – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

     Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
        – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

    Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

    – Собачка заболела

    и умерла.

    – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

    – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

    в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

    Высказывают свое мнение.

     Работа в группах

    1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

    а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
    Лев и собачка прекрасный дуэт.
    Дружат они без ссор и без драк,
    Любит лев собачку так”

    б) Лев и собачка хорошие друзья,
    Им расстаться никак, никак нельзя.
    А через год собачка умерла,
    Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
    И от тоски он погубил себя.

    2, 5 группа портрет героя – льва

    3, 6 группа портрет героя – собачки

    – Какой конец в этой истории? (Печальный.)

    – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

    – Кого вам сейчас жалко? Почему?

    – Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

    Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

    Отвечают на вопрос.

    Полно и точно выражают свои мысли

    V. Домашнее

    задание

    - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

    Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

    Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Осуществляют поиск средств достижения цели

    VI. Итог урока.

    Рефлексия

    -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

    - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

    - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

    Какова была цель писателя?

     (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

    Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

    - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

    Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

    Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

     Закончите фразы.

    Сегодня на уроке:

    •  Я узнал…

    •  Я научился…

    •  Мне понравилось…

       •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

    Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

    Делают выводы и обобщения.

    Осуществляют самоанализ учебной деятельности

    Формулируют ответы на вопросы.

    Владеют навыками самоанализа


    ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

    Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

    (Акула)

    1. Как мальчики оказались в открытом море?

    А. Они упали в воду с корабля.

    Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

    2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

    А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

    Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

    3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

    А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

    Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

    (Прыжок)

         4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

      А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

      Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

         5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

             А. Он был безразличен.

             Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

         6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

             А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

             Б. Он заплакал.

    ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

    Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

    (Акула)

    1. Как мальчики оказались в открытом море?

    А. Они упали в воду с корабля.

    Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

    2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

    А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

    Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

    3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

    А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

    Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

    (Прыжок)

         4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

      А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

      Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

         5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

             А. Он был безразличен.

             Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

         6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

             А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

             Б. Он заплакал.

    ТЕСТ уч - ся 3 класса  __________________________________

    Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

    (Акула)

    1. Как мальчики оказались в открытом море?

    А. Они упали в воду с корабля.

    Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

    2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

    А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

    Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

    3. Когда отца охватил страх?

    А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

    Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

    4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

    А. Его сковал страх за детей, за сына.

    Б. Ему было все равно, что происходило в море.

    5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

    А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

    Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

    (Прыжок)

    6.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

    А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

    Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

    7. Когда мальчик опомнился?

        А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.

        Б.  Когда открыл глаза.

    8. Как отреагировал капитан на поступок сына?

        А. Он был безразличен.

        Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

    9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

        А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

        Б. Он заплакал.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС)

    В данном материале содержится подробное описание урока по литературному чтению (ФГОС) Описывается деятельность учителя и деятельность ученика, методы и ууд....

    технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

    Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

    технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

    Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

    технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

    Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

    Технологическая карта урока по литературному чтению (Кычырары) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"

    Делюсь своим опытом работы. Представляю разработку урока по литературному чтению (Кычырары, с использованием ИКТ. Урок составлен по требованию ФГОС....