Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Валентина Сергеевна Неверова

Технологическая карта урока по Литературному чтению.

 

 

Класс: 3

Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Литературному чтению.

Класс: 3

Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся c лирическим произведением С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Задачи:

-формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике С.А. Есенина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:

-узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

-познакомятся с пейзажной лирикой С.А. Есенина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: словесные, практические, аналитический, сравнительный.

Оборудование: репродукции картин А. Пластова « Первый снег» и И. Грабаря «Зимний пейзаж», портрет С. А. Есенина, таблица «Словарь настроений», слайд – шоу по теме «Зима».

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I этап. Мотивация к деятельности. (4мин)

Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания

- Отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима.

Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух.

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: восприятие поставленной задачи

II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: « Первый снег» А. Пластова и « Зимний пейзаж» И. Грабаря.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину И. Грабаря? ( Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода и мороза.)

-Что изобразил художник на своей картине? (Зимний лес. )

- Какие деревья в этом лесу?

- Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен? ( Сосновый бор, сосняк.)

- Сосны покрыты иголками- хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то что можем услышать? ( Шорох, еле слышный звон.)

- Какие ещё деревья нарисовал художник? ( Берёзы, осины.)

- Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (Пушистые, сказочные, мохнатые.)

- Зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, холодной, величавой, неуютной и даже злой.

Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуализации знаний.

Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке.

Регулятивные : умение высказывать своё предположение.

Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин)

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий

- Чем вам нравится зима? А чем не нравится? Какие стихотворения о зиме вы помните? Кто является автором этих стихов?

- Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока?

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Есенина « Поёт зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно. (Демонстрация портрета С.А. Есенина)

Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.

Формулируют

тему урока,познавательную цель:

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

IV этап. Построение

проекта выхода из

затруднения. (4 мин)

Цель: постановки целей коррекционной

деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Сергей Александрович Есенин – прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, около города Рязани, на берегу реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.

- Послушайте стихотворение и постарайтесь представить те картины, которые описывает поэт.

Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть. Чтение может сопровождаться негромкой музыкой, соответствующей настроению произведения. Можно использовать музыку П. И. Чайковского из цикла « Времена года».

- Понравилось ли стихотворение?

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

- Какие картины представили, слушая произведение?

- Прочитайте стихотворение про себя и отметьте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятно.

Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища

V этап. Реализация

построенного проекта. (4мин)

Цель: осмысленная

коррекция учащимися

своих ошибок в

самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Повторное чтение. Словарно – лексическая работа.

Дети называют слова и выражения с незнакомым для них лексическим значением, объясняют их значение коллективно. Учитель сопровождает объяснение чтением толкования слов из словаря Ожегова.

Затруднение у учащихся могут вызвать следующие слова:

Аукает – кричит.

Баюкает- укачивает, напевая.

Стозвоном сосняка - сто звонов

Озябли – испытали чувство холода, страдают от холода.

Пташки – маленькие птички.

Стучит по ставням свешенным-

Ставня – дощатая или железная створка для прикрытия окна.

Объясняют значение слов

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.

Физминутка для глаз(1мин)

Посмотрите за движением падающих снежинок (экран)

VI. Этап первичного

закрепления с проговариванием во

внешней речи.(4мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

- Прочитайте первую часть стихотворения.

- Как автор описывает зиму? Что она делает? ( Аукает, баюкает лес.)

- О ком так можно сказать? Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение.)

- Какое настроение возникает у вас при чтении строк про облака? ( Грустное, печальное.)

- С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение? ( С тоской глубокою, в страну далёкую, седые облака.)

- Прочитайте вторую часть стихотворения.

- О чём автор пишет в этой части? ( О метелице.)

- Он называет её ласково «метелица». Но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.) Из каких слов это видно? ( Ковром шелковым стелется, но больно холодна.)

- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. - Как он её теперь называет? ( Вьюга.) Какая она? ( Злая, сердитая.)

- Какие слова помогают нам это понять? (С рёвом бешенным, стучит, злится всё сильней.)

- О ком Есенин ещё пишет в стихотворении? ( О воробышках.)

- Как вы думаете, почему он пишет именно о них? ( Они маленькие, беззащитные, очень бедствуют от холода и голода зимой.)

- Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам?( Голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна, жмутся поплотней.)

- С кем сравнивает Сергей Александрович птичек? Зачитайте. Почему? ( Они одиноки также как и дети у которых нет мамы, беззащитны, голодны, их некому пожалеть и утешить.) Как называется такой приём в литературе?

- О чём мечтают воробышки? ( О том что скоро придёт весна, станет тепло, весело.)

- Прочитайте, о какой весне они мечтают. Как называет поэт весну? На кого она похожа? ( На юную красивую девушку)

- Найдите рифмующиеся слова. Какая это рифма?

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Что изобразил художник? Какими он изобразил птичек? Какие краски он выбрал?

- Представьте, что вы художники. Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? Какие подберёте краски? Почему?

Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.

Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Двигательная физминутка (2мин)

Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег.

Под музыку делают импровизированные движения.

VII этап.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин)

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа над основными компонентами интонации.

Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? С каким чувством? Посмотрите на « Словарь настроений» он вам поможет выбрать нужный ответ.

Все ли части стихотворения надо читать с одинаковой интонацией? Почему? ( О вьюге, зиме - тревожно, о воробышках- с чувством жалости, нежности, сочувствия и о весне - радостно.)

- В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему? (Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек.)

- Где можно увеличить темп чтения ? Для чего?( Когда мы читаем о вьюге, чтобы показать, как она бушует и злится.)

- Где необходимо делать паузы при чтении ?(В конце каждой строки и там где стоят знаки препинания.)

- Возьмите карандаши, давайте составим «партитуру чтения».

Дети под руководством учителя расставляют паузы.

Поёт зима – аукает, \

Мохнатый лес баюкает \

Стозвоном сосняка. \\

Кругом с тоской глубокою\

Плывут в страну далёкую \

Седые облака. \\

( Аналогично разбирается весь текст стихотворения)

- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении?

Ученики читают по строчке, расставляя логические ударения и объясняя свою точку зрения. Учитель корректирует по необходимости работу учащихся с помощью наводящих вопросов.

- Теперь прочтём стихотворение медленно, соблюдая паузы, логические ударения хором.

Правильность

выполнения

заданий

проверяется.

Сравнивают настроение двух частей.

Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин)

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подготовьтесь читать его выразительно.

Далее проводится «Конкурс чтецов». Чтение каждого ученика обсуждается коллективно и оценивается. Очень важно, чтобы каждый ребёнок получил удовлетворение от своего прочтения. Замечания учителя и пожелания одноклассников должны быть выражены в предельно корректной форме.

Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение

Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.

Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий.

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин)

Цель: учить

анализировать

собственную

деятельность на уроке,

оценивать своё

эмоциональное

состояние.

-Что сегодня вы узнали нового?

-Какие трудности возникли на уроке?

-А теперь вам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Домашним заданием может быть выразительное чтение стихотворения наизусть, либо просто выразительное чтение.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Есенин "Поет зима аукает..."", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....