Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»  

 

Цель:

- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавливать части текста; обучать прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; обучение пониманию лексического значения слов; обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного

-  развитие речи, внимания, мышления, творческих способностей учащихся;

 -воспитывать в детях чувство сострадания, учить бережно относиться к  к окружающей среде ,способствовать формированию полноценной личности учащегося.

 

Оборудование: предметные картины «Животные»,портрет Е.И.Чарушина, выставка книг о природе, энциклопедии, аудиозаписи ,магнитофон, учебник «Капельки солнца».

 

Актуализация прежних знаний

1.Проверка домашнего задания. Рассказ Ю.Коваль «Дик и черника»

а)Беседа по содержанию произведения:

- Кто является главными героями произведения?

 -Где жили главные герои рассказа?

 -Что узнали о собаке?

        - Что любил делать мальчик?

        - Как мальчик научил собаку есть бруснику?

        - Почему мальчик не стал учить собаку есть смородину?

б) Чтение текста отдельными учениками

в)Чтение произведения по началу и по концу .

г) Работа над оглавлением каждой части

        -Как озаглавили каждую часть?

д) Обсуждение более понравившихся эпизодов произведения.

         -Что понравилось в произведении? Почему ?

е)Выделение главной мысли произведения

2.Физминутка .Игра на внимание «Пол,нос,потолок»

3.Чтение слов, напечатанных на доске

медведь                  собака          

белочка                    ежиха

волчата                    бурундук

зайчонок                  лисица

-Что общего у героя произведения Ю.Коваль и данными словами?

-Назовите однокоренные слова к данным словам ;

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что вы можете рассказать дополнительно о каком-либо из животных?

4.Сообщения детей о животных(энциклопедические знания)

 5. Работа над фразеологизмами

-Как вы понимаете смысл данных выражений(это фразеологические обороты)

- Собачий холод/очень холодно/

-Как белка в колесе /быть в беспрестанных хлопотах, заботах, много суетиться/

- Волка ноги кормят /чтобы прокормиться, надо не сидеть на месте, надо искать, добывать/

 

Изучение нового материала

1.Постановка цели урока

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Что узнаете нового?

2.Рассказ учителя о творчестве Е.И.Чарушина

В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала.  Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животныхНа всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.

Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

3.Знакомство с произведениями писателя Е.И.Чарушина

С произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились.

4.Работа до чтения произведения.

-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?

-Какое будет  по характеру произведение?

5.Чтение рассказа по частям. Чтение «цепочкой».Чтение отдельными учениками.

6.Обсуждение произведения по прочтению произведения

Какие слова подтверждают,что Томка енок?

-Почему человек не может увидеть такие сны,какие видят собаки?

Итак ,мальчик догадался, что щенку что-то снится.

-Как он догадался ,что ему снится заяц?

-Почему Никита решил ,что Томка убегает именно от козы?

-Почему Никита решил разбудить спящего Томку?

7.Озаглавливание частей.

8.Беседа об отношении детей к произведению

-Кто автор рассказа?

-Понравилось ли вам произведение? Что именно понравилось?

-Что необычного в произведении?

9.Физминутка .Релаксация. Дети ,слушая музыку, представляют, что могли бы рассказать животные, если бы они заговорили.

10.Обсуждение темы «Я и щенок»

-Представьте такую картину. Вы превратились в щенка. Щенок маленький, беленький, красивый. Вас все любят ,с вами хотят играть. И вот вас взяли домой один мальчик, или одна девочка. Проходят день за днем, собачка стала подрастать, хлопот с ней прибавилось. Да и не такая она уже и красивая. Надоел щенок хозяину, выбросили его на улицу. И вот по ночной улице города, бредет неизвестно куда маленький четвероногий. Куда идти он не знает, город ему незнаком.А в это время вы шли с родителями домой. Тут ваши глаза встретились с глазами того самого щенка.

-Что вы могли бы прочитать в этих глазах?

Действительно, нельзя бросать друзей. «Мы всегда в ответе за тех,кого приручили»,сказал французский писатель А.Сент-Экзупири.

11. Чтение стихотворения С.Михалкова «Щенок»

12.Выявление черт характера учащихся. Этюд «Я-верный пес»

-На какие группы делятся все виды собак?

-Итак,мы представили,что мы на некоторое время превратились в собак.Мы участвуем на выставке  собак .Сейчас вас будут награждать как самых лучших.К какой породе собак вы бы хотели себя отнести (специальная,комнатная,охотничья,пастушья) ?Почему?

 

Итог урока

-Что узнали нового?

-Что понравилось на уроке?

-Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки РТ

Муниципальное автономное образовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок

в рамках регионального и городского семинара учителей начальных классов

по литературному чтению в 1 классе б

по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Составила и провела

учитель 1  кв.категории Зинурова З.А.

Цель:

- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавливать части текста; обучать прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; обучение пониманию лексического значения слов; обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного

-  развитие речи, внимания, мышления, творческих способностей учащихся;

 -воспитывать в детях чувство сострадания, учить бережно относиться к  к окружающей среде ,способствовать формированию полноценной личности учащегося.

Оборудование: предметные картины «Животные»,портрет Е.И.Чарушина, выставка книг о природе, энциклопедии, аудиозаписи ,магнитофон, учебник «Капельки солнца».

Актуализация прежних знаний

1.Проверка домашнего задания. Рассказ Ю.Коваль «Дик и черника»

а)Беседа по содержанию произведения:

- Кто является главными героями произведения?

 -Где жили главные герои рассказа?

 -Что узнали о собаке?

        - Что любил делать мальчик?

        - Как мальчик научил собаку есть бруснику?

        - Почему мальчик не стал учить собаку есть смородину?

б) Чтение текста отдельными учениками

в)Чтение произведения по началу и по концу .

г) Работа над оглавлением каждой части

        -Как озаглавили каждую часть?

д) Обсуждение более понравившихся эпизодов произведения.

         -Что понравилось в произведении? Почему ?

е)Выделение главной мысли произведения

2.Физминутка .Игра на внимание «Пол,нос,потолок»

3.Чтение слов, напечатанных на доске

медведь                  собака          

белочка                    ежиха

волчата                    бурундук

зайчонок                  лисица

-Что общего у героя произведения Ю.Коваль и данными словами?

-Назовите однокоренные слова к данным словам ;

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что вы можете рассказать дополнительно о каком-либо из животных?

4.Сообщения детей о животных(энциклопедические знания)

 5. Работа над фразеологизмами

-Как вы понимаете смысл данных выражений(это фразеологические обороты)

- Собачий холод/очень холодно/

-Как белка в колесе /быть в беспрестанных хлопотах, заботах, много суетиться/

- Волка ноги кормят /чтобы прокормиться, надо не сидеть на месте, надо искать, добывать/

Изучение нового материала

1.Постановка цели урока

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Что узнаете нового?

2.Рассказ учителя о творчестве Е.И.Чарушина

В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала.  Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животныхНа всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.

Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

3.Знакомство с произведениями писателя Е.И.Чарушина

С произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились.

  1. Страшный рассказ
  1. Почему Тюпу прозвали Тюпой.
    -Сегодня мы познакомимся ее с одним произведением писателя.Это рассказ «Томкины сны»

4.Работа до чтения произведения.

-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?

-Какое будет  по характеру произведение?

5.Чтение рассказа по частям. Чтение «цепочкой».Чтение отдельными учениками.

6.Обсуждение произведения по прочтению произведения

Какие слова подтверждают,что Томка енок?

-Почему человек не может увидеть такие сны,какие видят собаки?

Итак ,мальчик догадался, что щенку что-то снится.

-Как он догадался ,что ему снится заяц?

-Почему Никита решил ,что Томка убегает именно от козы?

-Почему Никита решил разбудить спящего Томку?

7.Озаглавливание частей.

8.Беседа об отношении детей к произведению

-Кто автор рассказа?

-Понравилось ли вам произведение? Что именно понравилось?

-Что необычного в произведении?

9.Физминутка .Релаксация. Дети ,слушая музыку, представляют, что могли бы рассказать животные, если бы они заговорили.

10.Обсуждение темы «Я и щенок»

-Представьте такую картину. Вы превратились в щенка. Щенок маленький, беленький, красивый. Вас все любят ,с вами хотят играть. И вот вас взяли домой один мальчик, или одна девочка. Проходят день за днем, собачка стала подрастать, хлопот с ней прибавилось. Да и не такая она уже и красивая. Надоел щенок хозяину, выбросили его на улицу. И вот по ночной улице города, бредет неизвестно куда маленький четвероногий. Куда идти он не знает, город ему незнаком.А в это время вы шли с родителями домой. Тут ваши глаза встретились с глазами того самого щенка.

-Что вы могли бы прочитать в этих глазах?

Действительно, нельзя бросать друзей. «Мы всегда в ответе за тех,кого приручили»,сказал французский писатель А.Сент-Экзупири.

11. Чтение стихотворения С.Михалкова «Щенок»

12.Выявление черт характера учащихся. Этюд «Я-верный пес»

-На какие группы делятся все виды собак?

-Итак,мы представили,что мы на некоторое время превратились в собак.Мы участвуем на выставке  собак .Сейчас вас будут награждать как самых лучших.К какой породе собак вы бы хотели себя отнести (специальная,комнатная,охотничья,пастушья) ?Почему?

Итог урока

-Что узнали нового?

-Что понравилось на уроке?

-Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...

Интегрированный урок (литературное чтение + классный час) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема: Люблю природу русскую. Весна.

Конспект урока для учителя начальных классов. Познакомит учащихся с новым разделом; научит анализировать произведения, поможет воспринимать выраженные в них чувства, настроение; развивает речь, образн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказ Л.Пантелеева "Честное слово". УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Пантелеева «Честное слово»; формирование умений: анализировать текст и понимать особенности жанра рассказа; выразительное и правильное (ос...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказы о детях. А.П. Платонов “Еще мама” УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:знать о жизни и тво...