Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Попова  Марина Сергеевна

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговым

мероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе.


Зырянова Марина Сергеевна,

 учитель начальных классов

МАОУ «Начальная школа –

детский сад №15» г. Кунгура,

Пермский край.

Тема:  Защита проекта. Создадим книг сами.

            «Малые жанры устного народного творчества».

Цели урока:

  1. Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.

  1. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.

  1. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.

  1. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

  1. Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Оборудование:  cолнышко,  карточки  с названиями  команд «Гой еси», «Ярило», «Дереза»,  пальчиковые куклы – баба и дед, ширма, книги – самоделки, подготовленные детьми;  заготовки для обложки;  

Карточки с темой урока «Малые жанры устного народного творчества»  и названием проекта «Создадим книги сами»

                           

Ход урока.

1.Вступление. Беседа о УНТ.  (Использование презентации - Cлайд 1)

- Отгадайте-ка, загадку, милые ребятки.

- Хоть не шляпа, а с полями,

  Не цветок, а с корешком,

  Разговаривает с нами

  Терпеливым языком.

- Что же это такое?   Правильно!

-  Как вы думаете, были ли давно на Руси книги?

(Книг не было, люди писали на бересте, на камнях, но людей было много дремучих – неграмотных,  поэтому  в  старину сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, игры   передавались  из уст в уста, то есть один человек рассказывал другому, мать - дочери, отец - сыну, дед - внукам. Из села в село, из города в город ходили народные сказители, певцы и рассказывали людям сказки, пели песни.

2.Беседа об  УНТ

 (игра в «Театр»  - пальчиковые куклы – баба и дед рассказывают ребятам, как появилось УНТ)

          - Что такое устное народное творчество? (фольклор)

- Назовите произведения фольклора. (потешки, колыбельные, пословицы, скороговорки, прибаутки, сказки, былины).

- Как думаете, был ли фольклор у других народов?

- Для чего народу он был нужен? (чтобы убаюкать в люльке младенца, рассказать сказку детям, вызывать закличками  дождь или, наоборот, солнышко, петь песни, водить хороводы, играть в игры.

- Так и появилось на Руси устное народное творчество.

- Лишь спустя  много сотен лет люди стали записывать народные сказки, былины, благодаря этому мы можем познакомиться с народным творчеством.

Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и Толковый словарь  живого русского языка.

Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Современная бабушка споёт им песню времён Дмитрия Донского или ещё более древних, языческих времён. Многие современные школьники – и не только сельские, но и такие как вы, - совсем не подозревая того, повторяют заклички  солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого и Петра Великого. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Ведущий:

 - Поэтому объектом нашего проекта мы выбрали малые жанры  

   фольклора: пословицы, скороговорки, небылицы, прибаутки, старинные слова…

Баба и дед:

- Очень хорошо!

- Сегодня 21 марта. Этот день считается в природе началом весны. С этого момента день равен ночи, называется он день весеннего равноденствия. Дни теперь будут пребывать. Наши предки считали этот день праздником. Все люди веселились и радовались весеннему солнышку.

- А сейчас мы посмотрим на вас, ребятки, хотим вместе с вами поиграть, загадки разгадать.

3.Как появился наш проект «Создадим книги сами»

 Тема урока: Малые жанры устного народного творчества.

Проект «Создадим книги сами»

-  Давайте вспомним, с чего все начиналось, какова была  цель  нашего проекта.

Проблема проекта: Cлайд 2

В народном устном творчестве, ребята,

Бывают непонятные слова.

Все любим мы отгадывать загадки,

Читать скороговорки, прибаутки.

Ну, а проблема,  лишь,  у нас одна.

«Решить ее!» -  создать самим проект

И книгу написать при этом.

Цель проекта:  Слайд 3-4

И наша цель, и общая работа

Помогут глубже нам познать

 Культуру своего народа.

Задачи проекта: Слайд  5, 6, 7

Все вместе мы, работая над этим,

Научимся общению, взаимовыручке,

Самостоятельно решать проблемы,

Анализировать произведения

И творчеством чтения овладевать.

Методы и способы проекта: Слайды 8 

И мне нетрудно, дети, вас понять,

Что вам уж очень нравится играть.

Вам в этом нужно только помогать:

Быть слушателями, художниками,

Быть учителями и авторами

Вы хотите стать.

И вот начался творческий процесс  - Слайд 9 

И с вами много мы загадок отгадали.

Конечно, нам немножко помогали  - Слайд 10

Скороговорки «От топота копыт

Пыль по полю летит» и

«Карл у Клары украл кораллы».

Мы в веселые потешки поиграли

И много новых слов узнали.

Батог по-русски палка,

Баса – красота,

Баяли, значит, говорили,

Бутеть – что значит богатеть.

В итоге мы ватажились –  Слайд 11

Общались и дружили,

И показали, кто во что горазд

И в светлой нашей горнице

Дремучим никто в итоге

 Быть не пожелал.

И каждый все внимательно

Прослушал, в проект вложил

Свое старание и душу.

Результат проекта: Слайд 12

В итоге все у нас, ребята, получилось,

И книги: и скороговорки, прибаутки

И малый наш словарь старинных слов.

          4. Представление проектов детской книги.

- Молодцы, добры молодцы и красны девицы!

-  Вы работали в группах, в парах и все вместе, поэтому представлять свое детище мы будем командами и посмотрим, чему вы научились.

1) 1 семейка «Дереза» представляют словарь старинных слов и скороговорки  (проговаривают быстро одну скороговорку, которую держат в руках)

Работа со  словарями.

          Физминутка – народная игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Проходите, господа,

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".

Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню.

Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам".

Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое.

Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих , которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой".

Игра в этом случае продолжается.

2) 2 семейка «Ярило»  представляют прибаутки.

Танец «Лето» исполняет Дарья Горшкова

3) 3 команда «Гой еси» представляют загадки.

- Проведем с вами игру. Мы будем читать вам загадки, кто первый угадал, поднимает руку и ждет, когда мы дочитаем.

    5.Подведение итогов работы.

- Понравились ли вам  наши книги? Захотелось ли вам добавить  в них новое: считалки, сказки , потешки?

- Можем ли дать нашу книгу вашим товарищам из параллельных  

  классов почитать?

- А можем мы провести занятие для дошколят?

- Авторы работают над книгами долго, и мы с вами продолжим  

  работу над нашим сборником.                                                                         - Какие главы мы могли бы добавить в нашу книгу? (считалки, пословицы, русские народные сказки и др.)

- Что нового и интересного вы  узнали, работая над проектом?

(мы сами можем создавать книги, как появился фольклор)

- А сейчас передайте  свое настроение  солнышку и подарите ему частичку себя.  Выберите цветочки   желтого и оранжевого цвета.

Желтый  - хорошо

Оранжевый  - отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"

Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....

Проверка знаний литературных жанров устного народного творчества

Задание на проверку знаний и умений учащихся 2 класса определять жанры устного народного творчества...