Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Попова  Марина Сергеевна

    Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговым

    мероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx27.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок литературного чтения во 2 классе.


    Зырянова Марина Сергеевна,

     учитель начальных классов

    МАОУ «Начальная школа –

    детский сад №15» г. Кунгура,

    Пермский край.

    Тема:  Защита проекта. Создадим книг сами.

                «Малые жанры устного народного творчества».

    Цели урока:

    1. Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.

    1. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.

    1. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.

    1. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

    1. Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

    Оборудование:  cолнышко,  карточки  с названиями  команд «Гой еси», «Ярило», «Дереза»,  пальчиковые куклы – баба и дед, ширма, книги – самоделки, подготовленные детьми;  заготовки для обложки;  

    Карточки с темой урока «Малые жанры устного народного творчества»  и названием проекта «Создадим книги сами»

                               

    Ход урока.

    1.Вступление. Беседа о УНТ.  (Использование презентации - Cлайд 1)

    - Отгадайте-ка, загадку, милые ребятки.

    - Хоть не шляпа, а с полями,

      Не цветок, а с корешком,

      Разговаривает с нами

      Терпеливым языком.

    - Что же это такое?   Правильно!

    -  Как вы думаете, были ли давно на Руси книги?

    (Книг не было, люди писали на бересте, на камнях, но людей было много дремучих – неграмотных,  поэтому  в  старину сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, игры   передавались  из уст в уста, то есть один человек рассказывал другому, мать - дочери, отец - сыну, дед - внукам. Из села в село, из города в город ходили народные сказители, певцы и рассказывали людям сказки, пели песни.

    2.Беседа об  УНТ

     (игра в «Театр»  - пальчиковые куклы – баба и дед рассказывают ребятам, как появилось УНТ)

              - Что такое устное народное творчество? (фольклор)

    - Назовите произведения фольклора. (потешки, колыбельные, пословицы, скороговорки, прибаутки, сказки, былины).

    - Как думаете, был ли фольклор у других народов?

    - Для чего народу он был нужен? (чтобы убаюкать в люльке младенца, рассказать сказку детям, вызывать закличками  дождь или, наоборот, солнышко, петь песни, водить хороводы, играть в игры.

    - Так и появилось на Руси устное народное творчество.

    - Лишь спустя  много сотен лет люди стали записывать народные сказки, былины, благодаря этому мы можем познакомиться с народным творчеством.

    Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и Толковый словарь  живого русского языка.

    Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Современная бабушка споёт им песню времён Дмитрия Донского или ещё более древних, языческих времён. Многие современные школьники – и не только сельские, но и такие как вы, - совсем не подозревая того, повторяют заклички  солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого и Петра Великого. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

    Ведущий:

     - Поэтому объектом нашего проекта мы выбрали малые жанры  

       фольклора: пословицы, скороговорки, небылицы, прибаутки, старинные слова…

    Баба и дед:

    - Очень хорошо!

    - Сегодня 21 марта. Этот день считается в природе началом весны. С этого момента день равен ночи, называется он день весеннего равноденствия. Дни теперь будут пребывать. Наши предки считали этот день праздником. Все люди веселились и радовались весеннему солнышку.

    - А сейчас мы посмотрим на вас, ребятки, хотим вместе с вами поиграть, загадки разгадать.

    3.Как появился наш проект «Создадим книги сами»

     Тема урока: Малые жанры устного народного творчества.

    Проект «Создадим книги сами»

    -  Давайте вспомним, с чего все начиналось, какова была  цель  нашего проекта.

    Проблема проекта: Cлайд 2

    В народном устном творчестве, ребята,

    Бывают непонятные слова.

    Все любим мы отгадывать загадки,

    Читать скороговорки, прибаутки.

    Ну, а проблема,  лишь,  у нас одна.

    «Решить ее!» -  создать самим проект

    И книгу написать при этом.

    Цель проекта:  Слайд 3-4

    И наша цель, и общая работа

    Помогут глубже нам познать

     Культуру своего народа.

    Задачи проекта: Слайд  5, 6, 7

    Все вместе мы, работая над этим,

    Научимся общению, взаимовыручке,

    Самостоятельно решать проблемы,

    Анализировать произведения

    И творчеством чтения овладевать.

    Методы и способы проекта: Слайды 8 

    И мне нетрудно, дети, вас понять,

    Что вам уж очень нравится играть.

    Вам в этом нужно только помогать:

    Быть слушателями, художниками,

    Быть учителями и авторами

    Вы хотите стать.

    И вот начался творческий процесс  - Слайд 9 

    И с вами много мы загадок отгадали.

    Конечно, нам немножко помогали  - Слайд 10

    Скороговорки «От топота копыт

    Пыль по полю летит» и

    «Карл у Клары украл кораллы».

    Мы в веселые потешки поиграли

    И много новых слов узнали.

    Батог по-русски палка,

    Баса – красота,

    Баяли, значит, говорили,

    Бутеть – что значит богатеть.

    В итоге мы ватажились –  Слайд 11

    Общались и дружили,

    И показали, кто во что горазд

    И в светлой нашей горнице

    Дремучим никто в итоге

     Быть не пожелал.

    И каждый все внимательно

    Прослушал, в проект вложил

    Свое старание и душу.

    Результат проекта: Слайд 12

    В итоге все у нас, ребята, получилось,

    И книги: и скороговорки, прибаутки

    И малый наш словарь старинных слов.

              4. Представление проектов детской книги.

    - Молодцы, добры молодцы и красны девицы!

    -  Вы работали в группах, в парах и все вместе, поэтому представлять свое детище мы будем командами и посмотрим, чему вы научились.

    1) 1 семейка «Дереза» представляют словарь старинных слов и скороговорки  (проговаривают быстро одну скороговорку, которую держат в руках)

    Работа со  словарями.

              Физминутка – народная игра «Золотые ворота»

    Золотые ворота

    Проходите, господа,

    Первой мать пройдет,

    Всех детей проведет.

    Первый раз прощается,

    Второй раз запрещается,

    А на третий раз

    Не пропустим вас.

    Трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".

    Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню.

    Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам".

    Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое.

    Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих , которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой".

    Игра в этом случае продолжается.

    2) 2 семейка «Ярило»  представляют прибаутки.

    Танец «Лето» исполняет Дарья Горшкова

    3) 3 команда «Гой еси» представляют загадки.

    - Проведем с вами игру. Мы будем читать вам загадки, кто первый угадал, поднимает руку и ждет, когда мы дочитаем.

        5.Подведение итогов работы.

    - Понравились ли вам  наши книги? Захотелось ли вам добавить  в них новое: считалки, сказки , потешки?

    - Можем ли дать нашу книгу вашим товарищам из параллельных  

      классов почитать?

    - А можем мы провести занятие для дошколят?

    - Авторы работают над книгами долго, и мы с вами продолжим  

      работу над нашим сборником.                                                                         - Какие главы мы могли бы добавить в нашу книгу? (считалки, пословицы, русские народные сказки и др.)

    - Что нового и интересного вы  узнали, работая над проектом?

    (мы сами можем создавать книги, как появился фольклор)

    - А сейчас передайте  свое настроение  солнышку и подарите ему частичку себя.  Выберите цветочки   желтого и оранжевого цвета.

    Желтый  - хорошо

    Оранжевый  - отлично


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

    Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

    Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

    Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"

    Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....

    Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

    Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

    Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....