Главные вкладки

    Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
    методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

    Киз  Светлана  Леонидовна

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

    «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе.

    Не секрет, что уроки литературного чтения являются для учителя в плане подготовки и проведения одним из наиболее трудных, а для учеников знакомство с новыми произведениями часто проходит формально, по составленному учителем плану. Между тем младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых до последних минут урока могут быть заинтересованы и вовлечены в учебное творчество. Использование  метода проектов на уроке литературного чтения способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Система заданий на уроке нацелена на совершенствование читательских умений и навыков, обнаружение прикладного, игрового, шуточного характера малых фольклорных жанров, понимание того, что они были частью обрядовой практики. Интуитивное понимание ритмичности текстов малого фольклора. Обнаружение того, что тексты складные, то есть рифмованные, что их особенностью является наличие повтора. Произнесение самостоятельно сочинённого текста, не является простой задачей: младшему школьнику сложно запомнить все подробности и сложно их безошибочно неоднократно воспроизводить; задание служит прекрасной артикуляционной зарядкой для первоклассника, способствует развитию памяти.

     Литературное чтение в первом классе,  по программе «Перспективная начальная  школа» очень хорошо   раскрывает тему «Малые жанры устного народного творчества».

    Целью данного урока является вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, и умение на практике применять полученные знания. Учебный процесс, технология проектного обучения используется для того, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечён в активную образовательную деятельность в зоне его ближайшего развития. Закрепить общее представление о фольклоре. К данному уроку была проведена предварительная подготовительная работа, в ходе которой детьми были собраны различные материалы по данной теме.  Каждая семья богата своим фольклором. Это зависит от семейных традиций, веры и национальности. Устное народное творчество  включает в себя большое количество жанров. Эти жанры сопровождают человека всю жизнь, с момента рождения  и до  смерти. Данная тема  интересна и многогранна. На уроке представлены загадки, заклички, частушки и стихи собственного сочинения. В классе собрана коллекция стихов, песен, скороговорок, потешек, частушек, которые учащиеся собрали вместе со своими родителями. Анализируя данный материал, приходишь к выводу, сколько ещё интересного, поучительного знают наши бабушки и мамы, и не устаёшь удивляться богатству и красочности народного языка.

    Включаясь в творческий процесс, ребёнок как нельзя лучше  может прочувствовать каждый жанр, что позволяет сформировать правильное представление о каждом жанре в

    отдельности. Вопросы, связанные с анализом считалок, позволяют детям самим выявить наиболее существенные особенности этого малого жанра, их предназначение. Жанр загадки позволяет обнаружить такой важный художественный приём, как олицетворение, пробудить наблюдательность у детей (побудить их обратить внимание на яркие и характерные черты или функциональные особенности тех предметов, которые зашифровываются). Работа со скороговорками предполагает решение следующих задач: совершенствование навыков чтения (все скороговорки являют собой определённые специально организованные трудности произнесения); осознание причин тех трудностей, которые создаются при быстром произнесении текста. Жанр заклички подразумевает то, что младшие школьники с помощью учителя сумеют обнаружить обрядовую специфику жанра (природу уговаривают и спрашивают). Чтобы расширить представление учащихся о малых фольклорных жанрах на уроке были представлены частушки, пословицы. Итог урока подведён в виде защиты творческого задания, где учащиеся могли применить полученные знания на практике.

    Данный урок – это итоговый урок по теме «Малые жанры устного народного творчества». Эта тема изучается в 3 четверти, было проведено  12 уроков. Этот урок базируется на знаниях, полученных на предыдущих уроках и  материалах собранных учащимися в своих семьях.

    Основной задачей итогового урока является проверить уровень знаний полученных на прошлых занятиях, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

    Структура урока помогла ученикам реализовать себя как творческую личность, активно участвовать в учебном процессе, уверенно выражать своё мнение и выслушивать мнение других.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kiz-s.l.zip2.47 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»

    Учитель начальных классов Киз Светлана Леонидовна

                                                                                                                                                                                    Алтайский край

    Славгородский район

    Муниципальное

    общеобразовательное учреждение

    Славгородская средняя

    общеобразовательная школа

    улица К.Маркса 285

    телефон – (838568) 7-16-37

    Тема: «Малые жанры устного народного творчества»

    (использование проектной технологии обучения)

    Учитель начальных классов

    Киз Светлана Леонидовна

                                                             

    с. Славгородское 2010 г.

    Содержание.

    1.Пояснительная записка.

    2.План-конспект урока.

    3.Приложение.

     

    Пояснительная записка.

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

    «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе.

    Не секрет, что уроки литературного чтения являются для учителя в плане подготовки и проведения одним из наиболее трудных, а для учеников знакомство с новыми произведениями часто проходит формально, по составленному учителем плану. Между тем младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками урока литературного чтения, с первых до последних минут урока могут быть заинтересованы и вовлечены в учебное творчество. Использование  метода проектов на уроке литературного чтения способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Система заданий на уроке нацелена на совершенствование читательских умений и навыков, обнаружение прикладного, игрового, шуточного характера малых фольклорных жанров, понимание того, что они были частью обрядовой практики. Интуитивное понимание ритмичности текстов малого фольклора. Обнаружение того, что тексты складные, то есть рифмованные, что их особенностью является наличие повтора. Произнесение самостоятельно сочинённого текста, не является простой задачей: младшему школьнику сложно запомнить все подробности и сложно их безошибочно неоднократно воспроизводить; задание служит прекрасной артикуляционной зарядкой для первоклассника, способствует развитию памяти.

     Литературное чтение в первом классе,  по программе «Перспективная начальная  школа» очень хорошо   раскрывает тему «Малые жанры устного народного творчества».

    Целью данного урока является вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, и умение на практике применять полученные знания. Учебный процесс, технология проектного обучения используется для того, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечён в активную образовательную деятельность в зоне его ближайшего развития. Закрепить общее представление о фольклоре. К данному уроку была проведена предварительная подготовительная работа, в ходе которой детьми были собраны различные материалы по данной теме.  Каждая семья богата своим фольклором. Это зависит от семейных традиций, веры и национальности. Устное народное творчество  включает в себя большое количество жанров. Эти жанры сопровождают человека всю жизнь, с момента рождения  и до  смерти. Данная тема  интересна и многогранна. На уроке представлены загадки, заклички, частушки и стихи собственного сочинения. В классе собрана коллекция стихов, песен, скороговорок, потешек, частушек, которые учащиеся собрали вместе со своими родителями. Анализируя данный материал, приходишь к выводу, сколько ещё интересного, поучительного знают наши бабушки и мамы, и не устаёшь удивляться богатству и красочности народного языка.

    Включаясь в творческий процесс, ребёнок как нельзя лучше  может прочувствовать каждый жанр, что позволяет сформировать правильное представление о каждом жанре в

    отдельности. Вопросы, связанные с анализом считалок, позволяют детям самим выявить наиболее существенные особенности этого малого жанра, их предназначение. Жанр загадки позволяет обнаружить такой важный художественный приём, как олицетворение, пробудить наблюдательность у детей (побудить их обратить внимание на яркие и характерные черты или функциональные особенности тех предметов, которые зашифровываются). Работа со скороговорками предполагает решение следующих задач: совершенствование навыков чтения (все скороговорки являют собой определённые специально организованные трудности произнесения); осознание причин тех трудностей, которые создаются при быстром произнесении текста. Жанр заклички подразумевает то, что младшие школьники с помощью учителя сумеют обнаружить обрядовую специфику жанра (природу уговаривают и спрашивают). Чтобы расширить представление учащихся о малых фольклорных жанрах на уроке были представлены частушки, пословицы. Итог урока подведён в виде защиты творческого задания, где учащиеся могли применить полученные знания на практике.

    Данный урок – это итоговый урок по теме «Малые жанры устного народного творчества». Эта тема изучается в 3 четверти, было проведено  12 уроков. Этот урок базируется на знаниях, полученных на предыдущих уроках и  материалах собранных учащимися в своих семьях.

    Основной задачей итогового урока является проверить уровень знаний полученных на прошлых занятиях, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

    Структура урока помогла ученикам реализовать себя как творческую личность, активно участвовать в учебном процессе, уверенно выражать своё мнение и выслушивать мнение других.

    План – конспект «Малые жанры устного народного творчества»

    Цели:

    1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка; обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

    2. Воспитательные –  воспитывать и поддерживать интерес  к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.

    3.Развивающие  - развитие самостоятельности мышления,  речевых  навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

    Оформление: слайдовая презентация

    Ход урока

    Этапы

    Действия учителя

    Действия учеников

    1.Организационный момент.











    2. Постановка темы и цели урока.
































    3.Подготовительная работа.


































    4. Актуализация знаний.

































    4.1Речевая разминка.































    4.2 Физминутка.































































































































































    5. Творческое задание.
























    6.Итог урока.









    Приветствие учащихся.

    Настрой на работу.


    На уроке, на уроке, на уроке чтения,

    Мы работаем всегда все без исключения.

    Научились мы читать, учить стихотворения,

    Сочиняем мы стихи, все без затруднения!


    Сегодня ребята у нас итоговый урок по теме, которую мы определим вместе с вами.

    Каждый из вас хотя бы один раз был на представлении, будь это цирк или театр.

    Перед представлением зритель знакомиться  с афишей. Кто помнит, что изображено на афише?

    Перед вами афиша, изучив её,  вы сможете назвать тему нашего урока. (Слайд №2)


    Где живут сказочные герои?

    Когда взрослые поют песенки детям?

    Как называются эти песенки?

    Любят дети играть в разные игры?

    Все, что вы сейчас назвали можно назвать малыми жанрами устного народного творчества.

    На протяжении нескольких уроков мы знакомились с малыми жанрами устного народного творчества, сегодня мы вспомним эти жанры.  (слайды №3, №4)


    Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

    Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

    «Зтооло бодвюаыт зи езмил, а низаня зи гиник.» (слайд №5)

    Что означают эти слова?


    Всегда ли были книги?



    Как же люди общались и передавали свои знания?

    Сейчас я предлагаю вам побывать в роли вестника, который должен передать, очень важную информацию не упустив ни одного слова. Поиграем в игру «Важное известие». Послушайте и повторите каждое слово. Кто не ошибётся ни разу, получит звание «Вестник класса».

    Как на тоненький ледок

    Выпал беленький снежок,

    Выпал беленький снежок,

    Ехал Ванюшка дружок.



    Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои  мысли и знания.  Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.  Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами  всё передавалось из уст в уста.

    Так что мы называем устным народным творчеством?


    Подумайте и скажите, о каком жанре идёт речь?

    Нелегко сказать быстро, язык заплетается.

    Этот жанр особенный, он появился  очень давно. Маленький ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки. Скороговорки развивают органы речи. Когда  мы используем скороговорки?

    Скажем мы скороговорки громко, громко, громко, громко! Кто быстрей и правильней.

    «Медведь с котелком, полез за медком, полез с котелком, медведь за медком ». (Скороговорка собственного сочинения) (слайд№7)

    Какие вы ещё знаете скороговорки?


    Древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе. (Слайд№8)

    В древности считалось, что человек, который умел отгадывать загадки, обладал умом, знаниями и сообразительностью.

    Загадок существует огромное количество, но сегодня я  предлагаю вам загадать загадки собственного сочинения. А сейчас красиво сели, на меня все посмотрели, дружно слушаем загадки, громко говорим отгадки!

    О чём наши загадки?

    Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но всё что нужно делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки.,

    Потягушки, потягушечки,

    Наши ножки топотушечки.

    Наши ручки хватунюшечки,

    Потягушки, потягушечки. (слайд№9)


    Способ уговаривать природу. (Слайд №10)

    Мы заклички, скажем дружно, для погоды это нужно!

    Радуга-дуга,

    Принеси нам  дождя!

    Что просили люди у природы?




    А теперь давайте вспомним, какие заклички мы сочиняли.














    Молодцы ребята!





    Древний способ тайного счета и способ бросать жребий. (Слайд№12)

    Я вам буду называть зашифрованные слова, похожие на числа, а вы назовёте эти числа.

    Азы, базы, тризы, пята.


    Самый любимый и самый распространённый жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, или в сопровождении балалайки, а чаще гармони. Под неё нередко пляшут. (Слайд №13)

















    С каким настроением, вы исполняли частушки?


    Следующий жанр я представляю вам с помощью стихотворения, только последнее слово этого стихотворения назовите хором.

    Сейчас вы все ученики,

    Но помните наверно.

    Когда вы были малыши, вам пели колыбельную! (слайд№14, № 15)

    Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно младенцы. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

    Сегодня мы пропоём колыбельные песни, те которые пели вам ваши мамы, когда вы были совсем меленькими.  Браун Наталья Ивановна, мама Эвальда, пела колыбельные песни. Давайте одну из них  сейчас споём.

    Каким голосом мы пели песню?

    Слова в песне ласковые, певучие, нет резких, взрывных звуков. Говорится о тишине и покое. Дети подрастали, и на смену колыбельной песни приходит следующий жанр.

    Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, ему говорят: что ты мне сказки рассказываешь.

    Иллюстрацию, какой сказки вы видите? (слайд№17)

    Какая это сказка?

    Какая особенность у докучных сказок?

    Главная особенность докучных сказок, наличие повтора.

    Легко ли запомнить докучную сказку? Почему?


    Посмотрите и скажите, к каким сказкам относятся эти иллюстрации? (слайд №18)

    Как называются такие сказки?

    Какие вы ещё знаете сказки-цепочки?



    Помимо тех сказок, которые мы назвали, существует огромное количество сказок, которые мы будем читать на уроках литературного чтения.

    А сейчас  я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку»

    Девушка, потерявшая хрустальный башмачок.

    Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.

    Предмет на конце, которого хранилась смерть Кощея бессмертного.

    Итоги нашего урока, мы подведём с помощью творческого задания. Работать будем в группах.

    1 группа.  К какому жанру относится это четверостишье? Нарисуйте иллюстрацию.

    Летит орлица,
    По синему небу.
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала.    (Туча)

    2 группа.  К какому жанру можно отнести эту иллюстрацию? Придумайте своё стихотворение. (Слайд №19)

    3 группа.  Дополните четверостишье рифмой.

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико,

    Чтобы глазоньки блестели,


    Ребята, можем мы назвать те жанры, о которых мы говорили, детским фольклором и почему?


    На протяжении всего урока мы играли, шутили, разве это  возможно без знания  фольклора.

    Люди неосознанно используют фольклор в своей речи, потому что, те колыбельные, которые мы слушали на ночь от мам и бабушек, обязательно споём  их своим детям, наши дети своим детям и так будет продолжаться всегда.   Устное народное творчество это не только те жанры, о которых мы сегодня говорили. Мы продолжим знакомство с фольклорными жанрами в других классах.

    Закончим наш урок стихотворением.



    Прозвенел звонок веселый,

    Подошёл урок к концу.

    Повторили всё, что знали

    Мы сегодня МОЛОДЦЫ! (слайд №20)






    Ученик читает стихотворение.








    Учащиеся самостоятельно определяют  тему и цели урока.

    На афише изображено то, что входит в программу представления.

    На афише изображены сказочные герои, взрослые поют песенки детям, дети играют.

    Сегодня на уроке мы вспомним загадки, скороговорки, считалки, дразнилки, заклички.

    Также  вспомним докучные сказки.

    Сказочные герои живут в сказках.

    Когда дети ложатся спать.

    Я думаю, колыбельные песенки.

    Да, любят, мы знаем много игр.
















    Дети читают пословицу хором за учителем, а потом объясняют значение.

    «Золото добывают из земли, а знания из книги». (Слайд№6)



    Если много читать, то будешь больше знать.


    Нет, не всегда, давным-давно не было книг, и люди не умели ни читать, ни писать.


    Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть,  и не забыв ни одного слова передать  это послание.



    ( задание способствует развитию памяти учащихся)


    Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.





















    Устное народное творчество, это то, что передавалось из уст в уста, от старших младшим.



    Учащиеся отвечают.

    Этот жанр, скороговорки.








    На уроке чтения, когда проводим речевую разминку.




    Дети читают хором и по одному.




    Добры бобры,  идут в боры.



    Этот жанр называется загадки.




    Самая большая лампочка. (Луна)  (автор  Маньков Данил)

    Самая большая зелёная ягода. (Арбуз)  (автор Гомозова Саша)

    Серебряные иголки, с неба падают, природу радуют. (Дождь)  (автор Забельникова Вика)

    Наши загадки о природе.







    Дети выполняют движения вместе с учителем.





    Этот жанр называется заклички.



    Дети повторяют за учителем.


    Люди просили дождя, потому что долго стояла жаркая погода,  и мог погибнуть урожай.

    Мы сочиняли заклички про времена года.

    Дети читают заклички собственного сочинения.

    Зима зимушка зима,

    Уходи ты со двора.

    К нам весна придет,

    Много солнца принесёт! (автор Селивёрстова Вероника)

    Солнце ярче пригревай,

    Лето ты не отпускай! (автор Строзенко Виктория)

    Тучка солнышко открой,

    Будет урожай горой! (автор Маньков Данил) (слайд№11)



    Считалки.






    (ответы детей)

    Раз, два, три, пять.


    Этот жанр частушки.





    (В исполнении детей, звучат частушки, собственного сочинения.)

    1.В Славгородской школе мы,

    Учимся старательно.

    И своих учителей,

    Слушаем внимательно.

    2.Все ребята в 1»А»,

    Очень уж спортивные.

    Занимаем мы всегда,

    Лишь места престижные.

    3.За экологию села,

    Мы стоим горою.

    Местный житель иногда,

    Ой, не прав порою.

    4.Дом для птиц построим мы,

    Птиц спасаем от зимы.

    На благое дело,

    Мы шагаем смело.

    (ответы детей)

    Настроение весёлое.










    Учащиеся отвечают хором,

    колыбельную.















    Дети вместе с учителем поют колыбельную песню.



    Мы пели песню, тихим, протяжным голосом. (Слайд № 16)












    Сказка «Про сороку и рака»


    Это докучная сказка.

    В этих сказках повторяются слова.



    Запомнить докучную сказку легко, потому что слова в ней повторяются.


    «Репка», «Колобок»



    Это сказки – цепочки.


    Сказка  «Теремок», там все поочереди заселялись в теремок, пока медведь не сломал его.





    (ответы детей)



    Эту девушку звали Золушка.


    Эта сказка называется «Колобок»

    Это игла, сказка называется «Марья Маревна».






    Дети работают в группах.



    (ответы детей)





    Все мы любим веселушки, Под названием частушки.

    Их поёт и стар и мал,

    Не смотря на свой вокал.






    И мы никогда не болели. (Ответ детей)


    Я думаю, можем, потому что сказки, колыбельные песенки, игры, считалки, скороговорки придуманы для детей.





























    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

    Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

    Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

    Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

    Малые жанры устного народного творчества

    Урок литературного чтения по программе "Школа России"...

    Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

    Малые жанры устного народного творчества

    К уроку литературного чтения...

    Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс

    Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...