Главные вкладки

    Малые жанры устного народного творчества
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Колина Инна Валерьевна

    Урок литературного чтения по программе "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл malye_zhanry_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx24.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 10. Малые жанры устного народного творчества. Загадки.

    Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.

    Оборудование: карточки с загадками; кроссворды на доске.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    П. Проверка домашнего задания

    Чтение потешеки прибауток нас. 20-21.

    III.        Актуализация знаний. Постановка цели урока

    • Объясните слова «потешки» и «диалог». (Потешки - потешать -развлекать, смешить. Диалог -разговор между двумя лицами, обмен репликами.)
    • Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
    • Как бы вы сказали, что такое загадка? (Это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.)

    Загадки - это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

    -        Цель нашего урока - ознакомиться с загадками и посло
    вицами из русского фольклора.

    IV.        Изучение нового материала

    1.        Чтение загадок на с. 24-25.

    (Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).

    1. Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?
    2. Разбейте загадки по темам:
    • животные;
    • сад и огород;
    • книга, письмо.

    -        Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
    столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем

    уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:

    Загадки к кроссворду:

    1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
    2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.
    1. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.
    1. Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
    2. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
    3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
    4. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
    5. Всякому мальчику по чуланчику.
    1. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.

    1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
    2. Кто зимой на окнах узоры рисует?
    3. Скатерть бела всю землю одела.
    4. Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
    5. Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.
    6. Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
    7. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
    8. Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба развалится.
    9. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

    Ответы: 1. Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.

    Ключевые слова: Поговорка. Пословица.

    V.        Физкультминутка

    VI.        Продолжение изучения нового материала

    Чтение пословиц и поговорок в учебнике на с. 26-27.

    • Когда так говорят? Приведите примеры из жизни.
    • Так что же такое пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

    Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех - сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

    Поговорка - это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» -замерзать, «заморить червячка» - перекусить, «за двумя зайцами погнался» - делаешь много дел сразу.

    VII.        Закрепление изученного материала

    • Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)
    • Какие пословицы вам известны?

    VIII.        Итог урока

    • Что нового вы сегодня узнали?
    • Что такое пословица?
    • Что такое поговорка?
    • Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)

    Домашнее задание

    1. Ответить на вопросы на с. 25.
    2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.

    Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, придумать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, считалки и колыбельные еще незнакомые нам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

    Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

    Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

    Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

    Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

    Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

    Малые жанры устного народного творчества

    К уроку литературного чтения...

    Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс

    Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...