Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Конспект урока для 3 класса. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_organizacionnyy_moment.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».  Обобщающий урок.

Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:   «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам;  взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

Задачи:

  1. обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.

  1. развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение

  1. воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

  1. следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.

Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.

Ход урока

I Организационный  момент.  Проверка слуха.

  [- Ребята, вы меня хорошо слышите?]

  [- Какой сейчас урок?]

  [- Который сейчас урок?]

  [- Что мы будем делать на уроке?]

II Фонетическая зарядка.

   - ица – пословица

   С хорошей песней и дело спорится

                                      быстро

   Дело спорится – работа выполняется                                      хорошо

                                            аккуратно

III Фронтальный опрос.

    - Ребята, вы любите сказки?

    - Почему вы любите слушать и читать сказки?

          ( В сказках разные чудеса.)

    - Назовите сказки, которые вы знаете.

    - На какие группы делятся все сказки?

          (народные и литературные)

    - Назовите народные сказки.

    [- Кто придумал народные сказки?]

            (народ)

    - Назовите литературные сказки.

    [- Кто придумал литературные сказки?]

            (литературные сказки придумал писатель)

     - Что же такое сказка?

                (Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем- то

                  необыкновенном, волшебном.)  

IV Работа над содержанием сказки.

   а) [- Какую сказку мы читали?]

          (Мороз Иванович)

  - Какая это сказка: народная или литературная?

                ( литературная, потому что ее написал Владимир Федорович Одоевский)

      [- Назовите  главных героев сказки.]

                (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)

- Где жил Мороз Иванович?

      (В колодце)

- Почему он жил в колодце?

    (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)

- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

     (В слове «Рукодельница» два корня –рук-  и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А  

       «Ленивица» от слова лень.)

- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.

- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

           (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

- Кто встретился ей в колодце?

           (Пирожок и яблочки)

- О чем они ее попросили?

          (Пирожок попросил достать его из печки.  Яблочки на яблоне попросили потрясти.)

- Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

         (За него она должна была три дня прослужить)

- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

         (Руки ее окостенели и пальчики побелели)

- А что нужно было Ленивице в колодце?

      (Заработать горсть пятачков )

б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и

    появится главный герой сказки.  Догадайтесь, кто это?

 Ученик:

 Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.      

       (Мороз Иванович)

- Ребята он понравился вам в сказке?

[- Каким он был?]

      (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой  

      бородой)

- А вот еще один герой сказки.

Рукодельница:

Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.

      (Рукодельница)

-  Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.

Сценка (по ролям).

Рукодельница: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович:

Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила.  Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива - тебе же хуже. А теперь мне пора спать.

- В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.    

      (Рукодельница принялась взбивать снег.....

       Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.

       Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)

- Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?

Ученица:

Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“Нянюшка дай булочки”

“Нянечка завяжи башмачки”

- Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

- Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.

Сценка.

Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?

Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.

Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.

- Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.

                      (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”

                       “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)

- Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?

- А Ленивица какая?

     (На доске карточки: трудолюбивая,  скромная,  ленивая,  неуважительная,  грубая,

       добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)

На доске появляется таблица:


                            Рукодельница                         Ленивица


                              трудолюбивая                        ленивая
                             скромная                                  неуважительная
                             заботливая                               грубая
                             добрая                                       злая

                              умная                                          жадная

в) Работа над пословицами.

     На доске пословица:

              С хорошей песней и дело спорится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот видите, труд

  приносит людям радость.

- Прочитайте пословицу про лень:

              Лентяй и сидеть устает.

- Как вы понимаете ее?

- За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?

    (За труд)

- Что дал он ей в награду?

   (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)

- А как он отблагодарил Ленивицу?

 (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)

- А почему он ее так наградил?

      (не любила трудиться)

- Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному?

V Итог урока

- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?

- Почему?

- Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где    волшебство?

- Наша сказка подошла к концу.

  Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

                                          Доброта с годами не стареет.
                                         Доброта от холода согреет.
                                         Если доброта, как солнце светит,
                                         Радуются взрослые и дети.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...