Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
    план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

    Конспект урока для 3 класса. "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon i_organizacionnyy_moment.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».  Обобщающий урок.

    Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:   «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам;  взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

    Задачи:

    1. обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.

    1. развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение

    1. воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

    1. следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.

    Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.

    Ход урока

    I Организационный  момент.  Проверка слуха.

      [- Ребята, вы меня хорошо слышите?]

      [- Какой сейчас урок?]

      [- Который сейчас урок?]

      [- Что мы будем делать на уроке?]

    II Фонетическая зарядка.

       - ица – пословица

       С хорошей песней и дело спорится

                                          быстро

       Дело спорится – работа выполняется                                      хорошо

                                                аккуратно

    III Фронтальный опрос.

        - Ребята, вы любите сказки?

        - Почему вы любите слушать и читать сказки?

              ( В сказках разные чудеса.)

        - Назовите сказки, которые вы знаете.

        - На какие группы делятся все сказки?

              (народные и литературные)

        - Назовите народные сказки.

        [- Кто придумал народные сказки?]

                (народ)

        - Назовите литературные сказки.

        [- Кто придумал литературные сказки?]

                (литературные сказки придумал писатель)

         - Что же такое сказка?

                    (Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем- то

                      необыкновенном, волшебном.)  

    IV Работа над содержанием сказки.

       а) [- Какую сказку мы читали?]

              (Мороз Иванович)

      - Какая это сказка: народная или литературная?

                    ( литературная, потому что ее написал Владимир Федорович Одоевский)

          [- Назовите  главных героев сказки.]

                    (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)

    - Где жил Мороз Иванович?

          (В колодце)

    - Почему он жил в колодце?

        (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)

    - Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

         (В слове «Рукодельница» два корня –рук-  и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А  

           «Ленивица» от слова лень.)

    - Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.

    - Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.

    - Какая беда случилась с Рукодельницей?

               (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

    - Кто встретился ей в колодце?

               (Пирожок и яблочки)

    - О чем они ее попросили?

              (Пирожок попросил достать его из печки.  Яблочки на яблоне попросили потрясти.)

    - Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

             (За него она должна была три дня прослужить)

    - Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

             (Руки ее окостенели и пальчики побелели)

    - А что нужно было Ленивице в колодце?

          (Заработать горсть пятачков )

    б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и

        появится главный герой сказки.  Догадайтесь, кто это?

     Ученик:

     Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.      

           (Мороз Иванович)

    - Ребята он понравился вам в сказке?

    [- Каким он был?]

          (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой  

          бородой)

    - А вот еще один герой сказки.

    Рукодельница:

    Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.

          (Рукодельница)

    -  Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.

    Сценка (по ролям).

    Рукодельница: Здравствуй, дедушка!

    Мороз Иванович:

    Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила.  Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива - тебе же хуже. А теперь мне пора спать.

    - В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.    

          (Рукодельница принялась взбивать снег.....

           Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.

           Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)

    - Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?

    Ученица:

    Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

    “Нянюшка дай булочки”

    “Нянечка завяжи башмачки”

    - Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

    - Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.

    Сценка.

    Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?

    Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.

    Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.

    - Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.

                          (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”

                           “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)

    - Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?

    - А Ленивица какая?

         (На доске карточки: трудолюбивая,  скромная,  ленивая,  неуважительная,  грубая,

           добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)

    На доске появляется таблица:


                                Рукодельница                         Ленивица


                                  трудолюбивая                        ленивая
                                 скромная                                  неуважительная
                                 заботливая                               грубая
                                 добрая                                       злая

                                  умная                                          жадная

    в) Работа над пословицами.

         На доске пословица:

                  С хорошей песней и дело спорится.

    - Как вы понимаете эту пословицу?

    - Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот видите, труд

      приносит людям радость.

    - Прочитайте пословицу про лень:

                  Лентяй и сидеть устает.

    - Как вы понимаете ее?

    - За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?

        (За труд)

    - Что дал он ей в награду?

       (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)

    - А как он отблагодарил Ленивицу?

     (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)

    - А почему он ее так наградил?

          (не любила трудиться)

    - Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному?

    V Итог урока

    - Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

    - На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?

    - Почему?

    - Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где    волшебство?

    - Наша сказка подошла к концу.

      Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

                                              Доброта с годами не стареет.
                                             Доброта от холода согреет.
                                             Если доброта, как солнце светит,
                                             Радуются взрослые и дети.

     

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Л.Н.Толстой, рассказ «Лев и собачка». Цели и задачи: учить определять жанр и тему произведения; работать над выразительностью чтения; ф...

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. В. Белов "Малька провинилась".

    Кроме конспекта урока, есть биография писателя, тест, приложения...

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальна...