Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".

    Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, скороговорки, считался, пословицы, песни. Этот урок позволяет развивать эстетическое чувство прекрасного, воспитывает любовь к родному краю, учит видеть богатсвто и красоту русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura.odt27.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по литературному чтению. 4 класс.

    Тема урока: Устное народное творчество- фольклор.

    Цели: - познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки,.скороговорки,.считалки,пословицы,

    -продолжить работу над формированием навыка беглого чтения,развивать речь,

    -воспитывать любовь к родному краю,учить видеть богатство и красоту русского языка,

    -развивать эстетическое чувство прекрасного,

                                                   

                                                     Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Объявление темы.

    Издавна говорили,что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники,песни,игры. Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение

     ,знание.

    А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

    ( Потешки,частушки,песенки,прибаутки,заклички,приговорки,дразнилки,игры,скороговорки,сечки,небылицы,перевёртыши,загадки,сказки.)

    А что такое скороговорки? Для чего они нужны?

    Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи.

    а) Берёза коренистенькая,

        По корню- криволистенькая,

        Посерёдке — суковатенькая,

        По вершинке- высококудреватенькая.

    б) Саша любит сушки,

         А Соня-  ватрушки.

    в) Звенит звонок. Звонок зовёт.

         И Зоя в класс к себе идёт.

    Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.

    -Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)

    -Что делает звонок? (звенит)

    -Кто идёт в класс? (Зоя)

    -Куда идёт Зоя? ( в класс)

    -К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )

    -Что делает Зоя? (идёт )

    А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.

    3.Соревнования между девчонками и мальчишками.

    С давних времён  мальчишки и девочки любили  играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.    

        ( учащиеся проговаривают считалки )

    а) Раз, два, три, четыре,пять,

         Будем в прятки мы играть.

         Небо,звёзды,луг,цветы-

         Ты пойди-ка поводи.

    б) Шла кукушка мимо леса

       За каким-то интересом.

       Инте-инте-интерес,

       Выходи на букву «с».

    А кто из вас знает другие считалки? Расскажите. (заслушиваем ответы детей)

    1. Игры.

    Посчитались ,пора и в игры играть.

    Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота,напевая песню)

               Золотые ворота!

                Проходите, господа!

                В первый раз прощается,

                Второй раз запрещается,

                А на третий раз не пропустим вас!

    5.Поиграли ,а теперь разминка для ума. Загадки.

    Кто знает, а что такое загадки?

    Знаете ли вы , что загадки появились в глубокой древности?

    Человек хотел познать мир,объяснить себе явления природы. Гром,молния,дождь,звёздное небо,ветер- всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений.        

            Загадка- это символическое изображение жизненных  и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл. ( Дети в костюмах выходят и загадывают загадки )

    а) Рассыпался горох,

        По сто дорог,

        Никто его не соберёт,

         Ни царь, ни царица,

         Ни красная девица. (звёзды)

    б)  Гуляет в поле, да не конь,

          Летает на воле, да не птица? (ветер)

    в)   Рычит, фырчит. ветки ломает,

           Пыль поднимает, с ног сбивает,

            Слышишь его, да не видишь его. ( ураган)

    г)   Красное коромысло

          Через реку повисло. ( радуга)

    д) Летит огневая стрела,

        Никто её не поймает,

        Ни царь, ни царица,

        Не  белая рыбица. ( молния)

    е) С неба пришёл

        В землю ушёл. (дождь)

    Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки. Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь ,а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.

    Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.

    Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.

    Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плачь  по погибшим.

    Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?)

    Человек , - ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.

    Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

    1. А теперь послушаем ,что такое приговорки и как человек их использовал в жизни.

    Приговорки- обращение к животным, к природе.

    (учащиеся выходят и произносят приговорки, разигрывая небольшие сценки)

    а) Матушка-репка

       Уродилась крепка.

        Не густа, не редка,

        До великого хвоста.

    б) Улитка, улитка,

        Выпусти рога!

        Дам кусок пирога

        И кувшин творога.

         А не выпустишь рога,

         Забодай тебя коза!

    в) Водичка, водичка!

        Умой моё личико,

         Чтобы глазки блестели,

         Чтобы щёчки розовели,

          Чтоб смеялся роток,

          Чтоб искрился зубок.

    Вывод:  Богатый урожай зависел не только от труда людей ,а также и от погодных условий. Поэтому люди часто обращались к таким явлениям природы как дождь,солнце и просили у них помощи , закликали.

    Заклички- стихотворное обращение к явлениям природы. (выходят дети в костюмах и инсценируют)

    а) Гром гремучий,

        Тресни тучи.

        Дай дождя

          С небесной тучи.

     б)  Радуга- дуга

           Не давай дождя,

           Давай солнышко,

           Красно вёдрышко.

    в)  Ау-Ау-аукаем,

          Весну приаукиваем.

          Март-март-

           Солнцу рад!

    г)    Апрель, апрель

           Открывает дверь.

           Май, май-

           Сколько хочешь гуляй.

    Вывод: Ну , а после тяжёлого труда, собирались и развлекались. Потешались.      

    Потешки- стихотворные забавы,. развлечения.

    (выходят дети в русских народных сарафанах и поют частушки)

    Хлебом- солью всех встречаем,

    Самовар на стол несём.

    Мы за чаем не скучаем,

    Говорим о том ,о сём.

    Я цветочек вышивала.

    Жу-жу-жу услышала.

    Села пчёлка на цветок.

    Мастерица наутёк.

    Любят маленькие детки.

    Всевозможные конфетки.

    Кто грызёт,а кто глотает,

    Кто за щёкою катает.

    Дуйте в дудки, бейте в ложки!

    В гости к нам пришли матрёшки.

    Ложки деревянные.

    Матрёшечки румяные.

    Весь народ глядит в окошки.

    Танцевать пошли матрёшки.

    Шесть водят хоровод,

    А седьмая -то поёт:

     

    Тары -бары- растабары,

    Выпьем чай из самовара.

    С сушками. С ватрушками,

    С кренделями вкусными.

    С калачами ,с сухарями,

    С пирогами русскими.

    Шли подружки по дорожке,

    Было их немножко.

    2- матрёшки, 3- матрёны

    и одна матрёшечка.

    Мышку встретили подружки

    И попрятались друг в дружке.

    А которая осталась,

    Больше всех перепугалась.

                                                                                                                                                                                                     

    1. Работа над пословицами.

    Часто в жизни мы встречаемся с пословицами. Что такое пословица?

    Пословица- меткое образное выражение .которое обычно наставляет,. Поучает.

    А для чего они нужны в жизни?9 с их помощью можно коротко высказать мысль)

    Игра «Собери пословицу и объясни её смысл.»( даны отдельные слова на карточках, надо собрать пословицу)

    а)  время ,      час,    делу,     а,    потехе.  («Делу- время,а потехе- час.»

    б) смело,  дело,  кончил,  гуляй.     («Кончил дело, гуляй смело.»)

    А какие ещё пословицы знаете вы?

    Отгадайте по рисунку и вспомните нужную пословицу. ( учитель показывает рисунки, дети отгадывают)

    1. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Какой вывод мы с вами можем сделать?

           Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства использовались свои материалы: художники-краски .скульпторы- мрамор. Камень. Дерево, а писатели и создатели устного творчества-слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на их поэтичность и выразительность.

       

                                                                                                   ГОУ КШ № 1780 г. Москва

                                                                                                   Рева Н.Ю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

    С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

    Тест по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" 2 класс

    Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество"...

    Урок литературного чтения на тему: "Устное народное творчество"

    Урок литературного чтения( нетрадиционная форма проведения)...

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

    Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.

    Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....

    Итоговое занятие (урок) по литературному чтению по теме «Устное народное творчество»

    Данная методическая разработка может быть проведена как соревнование между классами начальной школы или внутри конкретного класса. В роли ведущих на станции могут выступать учителя, родители или учащи...