Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".

Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, скороговорки, считался, пословицы, песни. Этот урок позволяет развивать эстетическое чувство прекрасного, воспитывает любовь к родному краю, учит видеть богатсвто и красоту русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.odt27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению. 4 класс.

Тема урока: Устное народное творчество- фольклор.

Цели: - познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки,.скороговорки,.считалки,пословицы,

-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения,развивать речь,

-воспитывать любовь к родному краю,учить видеть богатство и красоту русского языка,

-развивать эстетическое чувство прекрасного,

                                               

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы.

Издавна говорили,что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники,песни,игры. Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение

 ,знание.

А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

( Потешки,частушки,песенки,прибаутки,заклички,приговорки,дразнилки,игры,скороговорки,сечки,небылицы,перевёртыши,загадки,сказки.)

А что такое скороговорки? Для чего они нужны?

Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи.

а) Берёза коренистенькая,

    По корню- криволистенькая,

    Посерёдке — суковатенькая,

    По вершинке- высококудреватенькая.

б) Саша любит сушки,

     А Соня-  ватрушки.

в) Звенит звонок. Звонок зовёт.

     И Зоя в класс к себе идёт.

Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.

-Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)

-Что делает звонок? (звенит)

-Кто идёт в класс? (Зоя)

-Куда идёт Зоя? ( в класс)

-К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )

-Что делает Зоя? (идёт )

А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.

3.Соревнования между девчонками и мальчишками.

С давних времён  мальчишки и девочки любили  играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.    

    ( учащиеся проговаривают считалки )

а) Раз, два, три, четыре,пять,

     Будем в прятки мы играть.

     Небо,звёзды,луг,цветы-

     Ты пойди-ка поводи.

б) Шла кукушка мимо леса

   За каким-то интересом.

   Инте-инте-интерес,

   Выходи на букву «с».

А кто из вас знает другие считалки? Расскажите. (заслушиваем ответы детей)

  1. Игры.

Посчитались ,пора и в игры играть.

Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота,напевая песню)

           Золотые ворота!

            Проходите, господа!

            В первый раз прощается,

            Второй раз запрещается,

            А на третий раз не пропустим вас!

5.Поиграли ,а теперь разминка для ума. Загадки.

Кто знает, а что такое загадки?

Знаете ли вы , что загадки появились в глубокой древности?

Человек хотел познать мир,объяснить себе явления природы. Гром,молния,дождь,звёздное небо,ветер- всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений.        

        Загадка- это символическое изображение жизненных  и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл. ( Дети в костюмах выходят и загадывают загадки )

а) Рассыпался горох,

    По сто дорог,

    Никто его не соберёт,

     Ни царь, ни царица,

     Ни красная девица. (звёзды)

б)  Гуляет в поле, да не конь,

      Летает на воле, да не птица? (ветер)

в)   Рычит, фырчит. ветки ломает,

       Пыль поднимает, с ног сбивает,

        Слышишь его, да не видишь его. ( ураган)

г)   Красное коромысло

      Через реку повисло. ( радуга)

д) Летит огневая стрела,

    Никто её не поймает,

    Ни царь, ни царица,

    Не  белая рыбица. ( молния)

е) С неба пришёл

    В землю ушёл. (дождь)

Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки. Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь ,а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.

Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.

Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плачь  по погибшим.

Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?)

Человек , - ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.

Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

  1. А теперь послушаем ,что такое приговорки и как человек их использовал в жизни.

Приговорки- обращение к животным, к природе.

(учащиеся выходят и произносят приговорки, разигрывая небольшие сценки)

а) Матушка-репка

   Уродилась крепка.

    Не густа, не редка,

    До великого хвоста.

б) Улитка, улитка,

    Выпусти рога!

    Дам кусок пирога

    И кувшин творога.

     А не выпустишь рога,

     Забодай тебя коза!

в) Водичка, водичка!

    Умой моё личико,

     Чтобы глазки блестели,

     Чтобы щёчки розовели,

      Чтоб смеялся роток,

      Чтоб искрился зубок.

Вывод:  Богатый урожай зависел не только от труда людей ,а также и от погодных условий. Поэтому люди часто обращались к таким явлениям природы как дождь,солнце и просили у них помощи , закликали.

Заклички- стихотворное обращение к явлениям природы. (выходят дети в костюмах и инсценируют)

а) Гром гремучий,

    Тресни тучи.

    Дай дождя

      С небесной тучи.

 б)  Радуга- дуга

       Не давай дождя,

       Давай солнышко,

       Красно вёдрышко.

в)  Ау-Ау-аукаем,

      Весну приаукиваем.

      Март-март-

       Солнцу рад!

г)    Апрель, апрель

       Открывает дверь.

       Май, май-

       Сколько хочешь гуляй.

Вывод: Ну , а после тяжёлого труда, собирались и развлекались. Потешались.      

Потешки- стихотворные забавы,. развлечения.

(выходят дети в русских народных сарафанах и поют частушки)

Хлебом- солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том ,о сём.

Я цветочек вышивала.

Жу-жу-жу услышала.

Села пчёлка на цветок.

Мастерица наутёк.

Любят маленькие детки.

Всевозможные конфетки.

Кто грызёт,а кто глотает,

Кто за щёкою катает.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные.

Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошки.

Танцевать пошли матрёшки.

Шесть водят хоровод,

А седьмая -то поёт:

 

Тары -бары- растабары,

Выпьем чай из самовара.

С сушками. С ватрушками,

С кренделями вкусными.

С калачами ,с сухарями,

С пирогами русскими.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножко.

2- матрёшки, 3- матрёны

и одна матрёшечка.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

                                                                                                                                                                                                 

  1. Работа над пословицами.

Часто в жизни мы встречаемся с пословицами. Что такое пословица?

Пословица- меткое образное выражение .которое обычно наставляет,. Поучает.

А для чего они нужны в жизни?9 с их помощью можно коротко высказать мысль)

Игра «Собери пословицу и объясни её смысл.»( даны отдельные слова на карточках, надо собрать пословицу)

а)  время ,      час,    делу,     а,    потехе.  («Делу- время,а потехе- час.»

б) смело,  дело,  кончил,  гуляй.     («Кончил дело, гуляй смело.»)

А какие ещё пословицы знаете вы?

Отгадайте по рисунку и вспомните нужную пословицу. ( учитель показывает рисунки, дети отгадывают)

  1. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какой вывод мы с вами можем сделать?

       Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства использовались свои материалы: художники-краски .скульпторы- мрамор. Камень. Дерево, а писатели и создатели устного творчества-слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на их поэтичность и выразительность.

   

                                                                                               ГОУ КШ № 1780 г. Москва

                                                                                               Рева Н.Ю.