Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".
Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, скороговорки, считался, пословицы, песни. Этот урок позволяет развивать эстетическое чувство прекрасного, воспитывает любовь к родному краю, учит видеть богатсвто и красоту русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.odt | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению. 4 класс.
Тема урока: Устное народное творчество- фольклор.
Цели: - познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки,.скороговорки,.считалки,пословицы,
-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения,развивать речь,
-воспитывать любовь к родному краю,учить видеть богатство и красоту русского языка,
-развивать эстетическое чувство прекрасного,
Ход урока.
- Организационный момент.
- Объявление темы.
Издавна говорили,что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники,песни,игры. Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение
,знание.
А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?
( Потешки,частушки,песенки,прибаутки,заклички,приговорки,дразнилки,игры,скороговорки,сечки,небылицы,перевёртыши,загадки,сказки.)
А что такое скороговорки? Для чего они нужны?
Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи.
а) Берёза коренистенькая,
По корню- криволистенькая,
Посерёдке — суковатенькая,
По вершинке- высококудреватенькая.
б) Саша любит сушки,
А Соня- ватрушки.
в) Звенит звонок. Звонок зовёт.
И Зоя в класс к себе идёт.
Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.
-Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)
-Что делает звонок? (звенит)
-Кто идёт в класс? (Зоя)
-Куда идёт Зоя? ( в класс)
-К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )
-Что делает Зоя? (идёт )
А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.
3.Соревнования между девчонками и мальчишками.
С давних времён мальчишки и девочки любили играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.
( учащиеся проговаривают считалки )
а) Раз, два, три, четыре,пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо,звёзды,луг,цветы-
Ты пойди-ка поводи.
б) Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «с».
А кто из вас знает другие считалки? Расскажите. (заслушиваем ответы детей)
- Игры.
Посчитались ,пора и в игры играть.
Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота,напевая песню)
Золотые ворота!
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
5.Поиграли ,а теперь разминка для ума. Загадки.
Кто знает, а что такое загадки?
Знаете ли вы , что загадки появились в глубокой древности?
Человек хотел познать мир,объяснить себе явления природы. Гром,молния,дождь,звёздное небо,ветер- всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений.
Загадка- это символическое изображение жизненных и природных явлений в сочетании с требованием отгадать смысл. ( Дети в костюмах выходят и загадывают загадки )
а) Рассыпался горох,
По сто дорог,
Никто его не соберёт,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (звёзды)
б) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица? (ветер)
в) Рычит, фырчит. ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. ( ураган)
г) Красное коромысло
Через реку повисло. ( радуга)
д) Летит огневая стрела,
Никто её не поймает,
Ни царь, ни царица,
Не белая рыбица. ( молния)
е) С неба пришёл
В землю ушёл. (дождь)
Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки. Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь ,а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.
Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.
Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.
Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плачь по погибшим.
Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?)
Человек , - ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.
Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.
- А теперь послушаем ,что такое приговорки и как человек их использовал в жизни.
Приговорки- обращение к животным, к природе.
(учащиеся выходят и произносят приговорки, разигрывая небольшие сценки)
а) Матушка-репка
Уродилась крепка.
Не густа, не редка,
До великого хвоста.
б) Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам кусок пирога
И кувшин творога.
А не выпустишь рога,
Забодай тебя коза!
в) Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб искрился зубок.
Вывод: Богатый урожай зависел не только от труда людей ,а также и от погодных условий. Поэтому люди часто обращались к таким явлениям природы как дождь,солнце и просили у них помощи , закликали.
Заклички- стихотворное обращение к явлениям природы. (выходят дети в костюмах и инсценируют)
а) Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной тучи.
б) Радуга- дуга
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.
в) Ау-Ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Март-март-
Солнцу рад!
г) Апрель, апрель
Открывает дверь.
Май, май-
Сколько хочешь гуляй.
Вывод: Ну , а после тяжёлого труда, собирались и развлекались. Потешались.
Потешки- стихотворные забавы,. развлечения.
(выходят дети в русских народных сарафанах и поют частушки)
Хлебом- солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том ,о сём.
Я цветочек вышивала.
Жу-жу-жу услышала.
Села пчёлка на цветок.
Мастерица наутёк.
Любят маленькие детки.
Всевозможные конфетки.
Кто грызёт,а кто глотает,
Кто за щёкою катает.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные.
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки.
Танцевать пошли матрёшки.
Шесть водят хоровод,
А седьмая -то поёт:
Тары -бары- растабары,
Выпьем чай из самовара.
С сушками. С ватрушками,
С кренделями вкусными.
С калачами ,с сухарями,
С пирогами русскими.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножко.
2- матрёшки, 3- матрёны
и одна матрёшечка.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
- Работа над пословицами.
Часто в жизни мы встречаемся с пословицами. Что такое пословица?
Пословица- меткое образное выражение .которое обычно наставляет,. Поучает.
А для чего они нужны в жизни?9 с их помощью можно коротко высказать мысль)
Игра «Собери пословицу и объясни её смысл.»( даны отдельные слова на карточках, надо собрать пословицу)
а) время , час, делу, а, потехе. («Делу- время,а потехе- час.»
б) смело, дело, кончил, гуляй. («Кончил дело, гуляй смело.»)
А какие ещё пословицы знаете вы?
Отгадайте по рисунку и вспомните нужную пословицу. ( учитель показывает рисунки, дети отгадывают)
- Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какой вывод мы с вами можем сделать?
Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства использовались свои материалы: художники-краски .скульпторы- мрамор. Камень. Дерево, а писатели и создатели устного творчества-слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на их поэтичность и выразительность.
ГОУ КШ № 1780 г. Москва
Рева Н.Ю.