Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Мирошникова Наталья Михайловна

    Конспект урока литературного чтения.

    Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.

    УМК "Школа России" ,2 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе

    Тема: "Устное народное творчество, считалки и небылицы "

    УМК «Школа России»

     Цели деятельности учителя:   1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками и небылицами.   2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.  3. Воспитание интереса к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.

    Тип урока: Комбинированный.

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные:

    - создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    - работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    Предметные:

    -  знать жанровые особенности считалки и небылицы;

     читать считалку ритмически;

     - сочинять тексты в жанре небылицы;

    Метапредметные:

    - формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    - учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

    - развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

    Методы обучения: словесный, наглядный,  частично-поисковый.

    Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Оборудование:   учебник «Литературное чтение. 2 класс»Л.Ф. Климанова и др., 2015 год;  ручки, карандаши, карточки для учащихся; презентация  по теме «Устное народное творчество, считалки и небылицы».

    Ход урока

    1. Орг. момент

    -Начинаем наш  урок.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Если постараться,

    За работу дружно взяться.

    2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

    - Прочитайте слово записанное на доске

    Ф_ЛЬКЛ_Р

    -Какие буквы пропущены?

    -Что обозначает это слово?

    -   Какие произведения фольклора вам знакомы?

    Слайд 1(жанры устного народного творчества)

    Индивидуальная работа

     - Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

    а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки».  (Загадка).

    б) «Проворонила ворона вороненка».  (Скороговорка).

    в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги».  ( Пословица).

    г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

    Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом».  ( Потешка).

    д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:

    – Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.

    – Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку…  (Сказка).

    Фронтальная проверка выполненной работы.

       Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?  Где кроме уроков литературы вы ещё встречались с этими произведениями?

    Слайд 2 (фольклор в нашей жизни)

    –Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.

    Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

    Слайд 3 (тема урока)

    3.Изучение нового материала

    Работа с учебником с.22-23

    Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили?

    Слайд 4 (история считалок)

    – Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалки можно назвать и по другому: например, счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки, ворожитки. Детские считалки произошли от древних форм гаданий. У считалки две главные особенности: во-первых, в основе большинства из них лежит счет, а во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Со счетом людей связана целая группа понятий и представлений. В старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек несчастливым числом мог погубить все дело. Таково было назначение древнего пересчета. Эта его функция осталась и в детских играх. Простейшей формой считалок и самой древней был “голый счет”. Со временем в считалку-пересчет вносились художественные элементы. Считалка стала игрой и в фольклоре нашего времени рассматривается как забава, она представляет собой игру словом, ритмом.

    – Что такое ритм? (чередование звуков в определенном порядке).

    4.Физминутка

    Простучать, прохлопать, протопать любую известную всем детям считалку.

    5. Определение особенностей  жанра: Небылица

    Работа с текстом и вопросами учебника с.23

    – Послушайте стихотворение. Какие чувства оно у вас вызвало? Почему вам было смешно, что было непонятно?

    – Как называются такие произведения?

    – Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)

    Работа с текстом Рабочей тетради с.18.

    – Прочитайте, к какому жанру относится это произведение? Распутайте  текст, что получилось? Что появилось в тексте? Что пропало? (смысл)

    – Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

    – Послушайте песню  В.Шаинского «Небылицы»

    6.Закрепление изученного материала

    Работа в группах:

    Попробуйте создать свои считалки и небылицы.

    Каждой группе предлагаются наборы слов, фраз к которым необходимо добавить слова, чтобы получилось своё  произведение.

    Проверка выполненной работы.

    7.Итог урока. Рефлексия

    – О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?

    – В чём особенность каждого жанра?

    –Какое задание на уроке было самым интересным?

    – Всегда ли интересное задание бывает лёгким?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

    С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

    Тест по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" 2 класс

    Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество"...

    Урок литературного чтения на тему: "Устное народное творчество"

    Урок литературного чтения( нетрадиционная форма проведения)...

    презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество"

    Сабақ 18Тақырып: Потешки, пестушки, прибаутки. ( продолжение)Мақсаттар:·        Продолжить знакомсство с потешками, пестушками и прибаутками. Учиться различать их др...

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

    Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

    Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

    Итоговое занятие (урок) по литературному чтению по теме «Устное народное творчество»

    Данная методическая разработка может быть проведена как соревнование между классами начальной школы или внутри конкретного класса. В роли ведущих на станции могут выступать учителя, родители или учащи...