Урок литературного чтения на тему: "Устное народное творчество"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Щедрина Светлана Ивановна

Урок литературного чтения( нетрадиционная форма проведения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

                                     на тему :

«Устное народное     творчество»  

                                                                                                Подготовила и

                                                                                                провела учитель

                                                                                                начальных классов

                                                                                                Щедрина С. И.

                                         Елец

Цели: - довести до сознания детей как богат и многогранен русский фольклор;

- глубже познакомить с жанрами устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка,  пословица, сказка; познакомить с обычаями русского народа;

- помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений;

- развитие эстетического чувства прекрасного;

- воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.

Методическая цель:  использование приёмов театральной педагогики , с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: с элементами интегрирования. Нетрадиционный урок (соревнование, конкурс).

 Оборудование: выставка книг на тему « Устное народное творчество», словарь С.И. Ожегова, плакаты с названием жанров устного народного творчества, иллюстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», учащиеся в русско– народных костюмах, костюмы к иллюстрации сказки « Лиса и журавль», использование ИКТ.

Оформление класса: все дети в русских народных костюмах, рушники, самовары, «хлеб – соль»поднос «хохлома».

На доске: фольклор, фольклористы,

не красна изба углами, а красна пирогами,

потеха – потешать – потешка,

словарь Ожегова.

  1. Скоморох, «глашатый» (в костюме).

- Заходите, гости дорогие!

Посмотреть на наше представление

Билетов не надо…

Предъявите хорошее настроение!

  1. «Хлеб- соль» (девочка в русском народном костюме держит «Хлеб – соль», рушник, поднос солонка в русском народном стиле)

- Добро пожаловать, гости дорогие! (поклон)

Мы вам рады!

Дай вам Бог

Счастливо день дневать

И ночь ночевать

Жить вам да молодеть

Добреть да богатеть

Откушайте наш хлеб да соль

Чем богаты, тем и рады.

(Проходит к гостям с поклоном)

  1. Вступительное слово учителя.

- Знакомство с любым литературным произведением обычно начинается с фамилии того,  кто  написал этот рассказ или стихотворение. Но вам уже встречались такие произведения, автора которых не так то просто назвать. Кто, например, придумал сказку «Репка» , песню «Во поле береза стояла», откуда взялись считалки, кто придумал загадки, сложил скороговорки?

И сколько бы вы не искали имён сочинителей, вы их не найдёте. Потому что всё это создавалось не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей.

Русские народные…. Вы ведь не раз встречали эти слова. Это ведь тоже  имя автора, только коллективное. В далекие времена, когда у людей ни грамоты, ни книг, всякая песня , всякая сказка только и могла существовать, переходя от человека к человеку « из уст в уста». Поэтому всё, что так предавалось и пришло к нам из глубины веков. Мы  называем теперь  устным народным творчеством или фольклором. ( на доске)

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, эти замечательные произведения искусства, которые в течении своей долгой жизни постоянно совершенствуются, оттачиваются мастерами слова. Поэтому в народных сказках, песнях, привлекает нас не только их богатое содержание, народная мудрость, но и богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений.  Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С.Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники( Н. Васнецов, И. Репин, М. Врубель и др.) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок .

  1. Итак, на какую тему мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

Говорят дети: (на экране) устное народное творчество или фольклор (прочитать хором)

Учитель:

- Наш необычный урок будет проходить в виде конкурса двух сторон: «Красны девицы» - « Добры молодцы».

- Как вы понимаете: красны девицы, добры молодцы(ответы детей).

- Как вы считаете, с какой целью проводим этот урок.

Говорят дети:

Лучше, больше узнать как богат,

многогранен русский фольклор.

Показать гостям, как много жанров.

Знать обычаи, традиции наших предков.

Уметь представить каждый жанр в русском, народном стиле….

Учитель: оценивать ваши способности будет наше жюри : …..

Представляя жанры, помните о напевности, поэтичности, будет ещё оцениваться активность.

  1. Содержание мероприятия.

На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».

  1. Былины – первый жанр, который мы будем сегодня представлять.

Былины – это своеобразные старинные народные песни, повествующие о событиях прошлых веков, о вражеских набегах, о жестоких кровопролитных битвах, которые развёртывались на российских полянах.

- Скажите, вам знакома эта репродукция? (В. Васнецов «Богатыри»)

-Назовите  имена русских богатырей? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович).

-Почему художник изобразил трёх богатырей?  ( число три в древности имело значение множественности).

- Трое богатырей, стоящих на заставе, как бы олицетворяют весь народ.

- Скажите как нужно читать былину?

Темп? (медленно, напевно, неторопливо)

Тон? ( торжественный, плавный, спокойный)

Гусли – старинный струйный инструмент.

- Попробуйте прочитать отрывки из былин, учитывая эти рекомендации.

2) – Представьте весёлую ярмарку. Кого там  только не было! Фокусники, бродячие актёры и, конечно скоморохи с потешками и прибаутками.

Следующий жанр устного народного творчества: Прибаутки, потешки, песенки.

Опережающее задание: Значение слова потешка словарь Ожегова ( читает ученица)

- Так кто сегодня нас потешит!

На экране: потеха – потешать – потешка.

- Чем объеденены эти слова? ( они однокоренные)

Дети представляют данный жанр устного народного творчества.

1.

Как задумал комарик жениться

Как взял себе мушку – невесту

Он неряху, неряху, неряху.

Она только по ………. летит

Из кувшинчиков сметану поедает

Комарика  бедного ……..

Полетел комарик во лесок,

Уполоз комарик на дубок.

Как поднялися буйные ветры,

Размахались, раскачались все дубочки.

Он зашиб себе буйну головку.

 

Прилетели мушки – дружки да во кружечек,

Стали комарика собирать во колочек,

И сделали ему коробочек

Ореховой скорлупки,

Накрыли его в три рогошки,

Положили его при дорожке

……………..

……..

2.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок.

Ехал  Ванюшка –дружок

Ехал Ваня, …..

…………..

Он упал, упал – лежит

Никто к Ване не бежит…

 Таня с Машей увидали –

Прямо к Ване подбежали.

Прямо к Ване побежали

Да за обе руки брали

Они брали, подымали,

На коня его сажали,

В путь – дорогу провожали:

- Как поедешь ты Иван,

Не зевай по сторонам.

3.

Скок – поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел

Молодичка

Невеличка –

Сама с вершок

Голова с горшок

Молодичка – молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк

Простояла весь денёк.

  1. Небылицы – своеобразные народные юморезки.

Это жанр, который своим содержанием даёт мощный толчок к развитию воображения и юмора.

       

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина.

По поднебесью сер медведь лежит,

Он ушками, лапками помахивает.

Он черным хвостом принаправливает.

Небылица а лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина,

На горе корова белку лаяла,

Ноги …………………………..

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина,

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела.

Мылы деточки поросяточки

По сучкам сидят, поверхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина.

4)Русские народные песни

Большинство  народных песен связано с трудом, бытом простых людей, с обычаям и, конечно, с праздниками.

А ещё своими песнями люди старались задобрить природу, вызвать её расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай. Люди верили, что путём просьб, требований, заклинаний, обрядов они смогут повлиять на течение событий и свою жизнь, изменив её к лучшему.

Русская народная песня « На горе – то, калина»

На горе – то, калина

Под горою малина.

Ну что ж ,кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело ,гуляли!

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

Танцуют девочки, а все остальные дети поют.

5. Считалки.

- С чего начинается каждая игра? (со считалки)

Учитель:

- «Кокол, бокол, шишел, вышел»;

-

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам – друг,

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука давай попросим:

«ты обжора, не ходи»

Ну – ка, Машенька, води!

Завтра с неба прилетит,

Синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди,

А не веришь – выходи!

 Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до тех пор…

Поищи и ты топор!

6)  Загадки  - древнейший вид устного народного творчества.

Тематика загадок – самая разнообразная. Загадка развивает сообразительность.

Две команды «Добры молодцы» и « Красны девицы»

Одна команда играет против другой.

Учитель:

  • Два раза родится,

а один раз умирает.(птица)

  • Чем больше из неё берешь,

Тем больше она становится. (яма)

  • Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длинней ночи,

Тем она короче,

От горячих слез. (свеча)

  • Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (ветер)

  • Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

  • Сам худ,

Голова не пуд,

Как ударит –

Крепко станет. (молоток)

  • Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (молния, гром, дождь)

7)Поддержка гостей.

- Возвратимся  к жанру устного народного творчества – русские народные песни.

Исполняет папа  Гриши – Николай Владимирович.(игра на баяне)

Скороговорки -  безобидной и весёлой словесной игрой детей были быстрое  повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.

Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.

Команды по очереди представляют этот жанр устного народного творчества.

  • У Любашки – шляпка,

У Полюшки – плюшка,

У Павлушки – шлюпка,

У Илюшки – клюшка.

  • У нас на дворе – подворье

Погода размокропогодилась.

  • Орел на горе. Перо на орле.

  • Мылась мила мылом.

  • Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Учитель: Всех скороговорок  не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Возвращаемся к жанру устное  народное творчество – русская народная песня « В деревне было Ольховке»

В деревне было Ольховке.(2раза)

Припев :

Лапти, да лапти, да лапти мои

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои

Эх, лапти мои, лапти липовые

Вы не бойтесь ходите,

Тятька новые сплетёте!

Эх ну! Тьфу.

Там жил- был парень Андреяшка

Полюбил Андреяшка Порашку

Он носил ей дорогие подарцы

Всё прянцы да баранцы

Не велел ему Тятька жениться…

Эх, заплакал тут наш Андреяшка.

А за ним заревела Парашка.

8)Пословицы, поговорки -  маленькие произведения устного народного творчества.

В пословицах много тонкого народного юмора, остроумия, народной мудрости.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют.

Тематика пословиц разнообразна: о Родине, о дружбе, о труде, об уме, о доме, о глупости, о счастье, о несчастье, о смелости, о трудности, о том каким надо быть человеку.

Знать пословицы и поговорки, уметь вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.

- Проведем конкурс между командами.

  • Продолжи пословицу
  • Командам вспомнить пословицы и поговорки где встречаются числа.

Не смейся над старшим – сам будешь стар.

Не всяк умен, кто красиво наряжен.

Баба и кошка в избе, а мужик и собака – во дворе.

Баба с возу – кобыле легче.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Заблудился в трёх соснах.

Один в поле не воин.

Седьмая вода на киселе.

9)Русские народные сказки.

Учитель:

- Какие  русские народные сказки вы знаете?  (ответы детей)

Читает ученица:

За ступенькою ступенька –

Станет лесенка,

Слово к слову

Ставь складненько –

Будет песенка,

А колечко на колечко –

Станет вязочка

Сядь со мною на крылечко

Слушай сказочку.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»(инсценировка : сказочник, лиса, журавль, дети в костюмах)

10) Частушки.

- Издавна на Руси дорогих гостей встречали блинами, пирожками, сушёными грибами, веселыми песнями и задорными частушками. Следующий жанр русского народного творчества ….частушки!(дети хором)

Дети поют частушки.

  1. Заключение.

Учитель: я думаю, что сегодняшний разговор о жанрах устного народного творчества получился живой и интересный. Можно было бы еще поговорить  о таком виде устного народного творчества как причитаниях или закличках, которым более  100 лет.

Дождик, дождик веселей

Чтобы травка зеленей

Божья коровка, улети на небо

Принеси нам хлеба…

- Это пришло к нам от наших предков.

Но хороша веревка длинная, а речь короткая.

Необъятное объять невозможно.

- Хочу   задержать ваше внимание на том, что есть такие ученые – фольклористы, которые специально собирают сказки, загадки, частушки, а потом всё это появляется в книгах, публикуются.

Выставка книг.

- Вот такими книгами вы пользовались при подготовке у уроку.

Спасибо вам! Я очень довольна. Вы чудесно, здорово представили жанры устного народного творчества. И если мы хотя бы чуть- чуть потешили и развеселили наших гостей – это и будет наивысшей оценкой нашей работы, нашего труда.

Урок окончен.