Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"
план-конспект урока чтения (2,3 класс) на тему

 С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_2.docx19.03 КБ
Office presentation icon instrumenty_-_kopiya.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «Школа России»

Составитель: Воропаева Лариса Евгеньевна

Тема: «Путешествие по жанрам устного народного творчества».

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в   пословицах; отрабатывать чёткость произношения скороговорок; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, играми, танцами; научить исполнять танец с деревянными ложками;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:                                                                                            

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству,  воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Оборудование: карта с маршрутом путешествия, карточки с частями пословиц, ромашка с заданиями о скороговорках на лепестках, костюмы, выполненные  в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, соломенная кукла Масленицы, картинки – самоварчики и ИКТ Презентация «Музыкальные инструменты» с музыкальным сопровождением.  

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья Вам да радости.

- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество». 

II. Подготовительный этап – беседа.

Учитель:

- Что означают слова «Устное народное творчество»?

- Сопровождать в пути нас будет умелец – коробейник Иван.

- Чем он занимается?

- Какие элементы русской народной одежды  вы видите? (Кушак, лапти, короб.)  

- Из чего изготовляли лапти, короба? (Плели из лыка.)

- Почему его называют коробейником? (Он с коробом за плечами путешествует по свету и продаёт свои поделки.)

- Вот мы и отправляемся вместе с Иваном в путь.

- В пути Иван потешается. Выучим его песенку.

- Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

- А вот и первая остановка. Чтобы открыть замок, отгадайте как называется жанр народного творчества, который мы разучили? (Потешки.)  

III. Оснавная часть.

1. Станция «Считалки»

- Замок открылся. Какие считалки вы знаете?   Разучим ещё одну считалочку.

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

- Пока мы разучивали считалку, оказались у следующего домика.

2. Станция «Игры»

- Если отгадаем загадку, то узнаем название станции.

Кто в дом ни идёт,

Меня за руку берёт.      (Дверь.)

-Станция… (игры). Давайте поиграем в русскую народную игру.

(Дети танцуют танец «Столбик» и поют песню «А я по лугу».)

Песня.

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала, с комариком плясала.

Комар ножку мне, комар ножку мне,

Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

А я матери, а я матери,

Я матери кричала, я матери кричала.

Ты подай мне мать, ты подай мне мать,                                                                                            Подай мать мне косача, подай мать мне косача.

Я казнить, рубить, я казнить, рубить,

Казнить буду комара, казнить буду комара.

Покатилася, покатилася,

Покатилась голова, покатилась голова.

Я одна пошла, я одна пошла,

Я одна пошла плясать, я одна пошла плясать.

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

3. Станция «Пословицы»

- Ответьте на вопрос. В каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы.)

- О чём бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе – час.

Терпенье и труд всё перетрут.

Семь раз примерь, один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

-А какие пословицы о дружбе?

(Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

- А вы знаете кого на Руси называли Ярило? (Солнышко.) Оно приготовило вам задание.

-К каждой пословице найдите её концовку.

Лесом шёл, … (а дров не видел.)

Под лежачий  камень … (вода не течёт.)

Мороз  невелик, … (да стоять не велит.)

Встать пораньше, … (да шагнуть подальше.)

- Найдите начало пословиц.

… делаешь насмех.  (Делаешь наспех)

… щепки летят.  (Лес рубят)

Каждый раз выясняем почему так говорят.

4. Станция «Песни».

- Вот новый домик.

- Как веселился русский народ?

- В песнях русского народа часто воспевается красота природы. Есть песни,

которые зазывают времена года. Покажем как русский народ зазывает весну.

- Это обычно бывает на масленицу. Люди водят хороводы вокруг соломенной куклы, которую потом сжигают, чтобы прогнать зиму.

Песня – хоровод «Земелюшка-чернозём».

Земелюшка-чернозём. Земелюшка-чернозём.

Чернозём, чернозём.  Земелюшка-чернозём.

Тут берёзка выросла. Тут берёзка выросла.

Выросла, выросла. Тут берёзка выросла.

На берёзке листочки, на берёзке листочки.

Листочки, листочки. На берёзке листочки.

Пахал Ваня огород. Пахал Ваня огород.

Огород, огород. Пахал Ваня огород.

Он оставил уголок. Он оставил уголок.

Уголок, уголок. Он оставил уголок.

Мы посеем там ленок. Мы посеем там ленок.

Там ленок, там ленок. Мы посеем там ленок.

5. Станция «Скороговорки»

- Около дома растет удивительная ромашка. На её лепестках написаны скороговорки.

Желающие выбирают лепесток и в течение 1 минуты тренируются проговаривать скороговорку.

- Проговорите свою скороговорку 2 раза.

1.        Кот ловил мышей и крыс.

 Кролик лист капустный грыз.

2.        У пеньков опять пять опят.

3. Слышала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

4.        Ушёл косой козёл с козой.

5.        Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

6. Нисколько нескользко,

Нескользко нисколько.

6. Станция «Народные музыкальные инструменты».

- Скороговорки помогли нам быстро добраться до следующего домика.

- Скажите, что помогало русскому народу в труде и в веселье? (Музыка.)

- Какие русские народные инструменты вы знаете? (Рожок, балалайка,  трещотки, свистульки, ложки, гармошка.)

- Догадайтесь, какие русские народные музыкальные инструменты исполняют данную мелодию.

(Звучит музыка в записи.)

- Молодцы! Исполним танец с русскими народными инструментами – ложками.

7.        Станция «Танцевальная».

- Вот Иван и добрался до последнего дома. А там пир горой. Да и какой праздник без угощений!

- Как вы думаете, ребята, что стоит в  центре стола?  (Самовар.)

Исполним танец «Самоварчики».

- Пока вы танцевали,  умелец Иван возвратился домой. Давайте попрощаемся с Иваном и со зрителями. Исполним танец «Платочки».

IV.        Итог внеклассного мероприятия.

- Закончилось наше путешествие. Вспомните, о каких жанрах устного русского народного творчества мы говорили.

- А теперь все приглашаются на угощение.

XI.        Чаепитие.

- Приглашаем всех на угощение. (Чаепитие с блинами.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные народные инструменты

Слайд 2

Балалайка Гудок Гусли Меховые Струнные музыкальные инструменты Гармонь

Слайд 3

Духовые музыкальные инструменты Рожок Жалейка Сурна Кувычки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Обобщение по разделу» У истоков русской детской литературы»

Цель- совершить путешествие по истокам детской русской литературы. Воспитывать любовь и уважение к Отечеству,языку, культуре, истории....

Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...